Запретные сказки о Змее Горыныче. Часть 1

 (деревенский фольклор)

Змей Горыныч - персонаж совсем не детских сказок!
О нём никогда не рассказывали детям, и даже взрослые шептались о Змее как можно тише, опасаясь привлечь к себе внимание оборотня. Встречи с ним боялись все - и мужчины, и женщины. Старики говорили, что нет хуже напасти, чем со Змеюшкой повстречаться - не будет потом от него избавления всему роду...

Я слышала несколько вариантов конкретно этой сказки, (есть ещё и другие, ими я поделюсь позже). В украинских деревнях главными героями были жинка и хлопец, в русском варианте - царь с царицею, а в татарской версии говорилось о хане/батыре и его самой любимой жене. Сам сюжет был идентичен, без каких-либо особых отличий.


В Подсолнечном царстве – Кощеевом государстве, жил-был царь, и была у него жена-красавица. Вот как-то вышла царица с мамками-няньками по бережку реки прогуляться, а неподалёку, в тени лесочка, Змей Горыныч отдыхал. Как увидел Змей царицу-красавицу – так и взыграла в нём страсть!

Обернулся тут Змей ветхой старицей, вышел к царице навстречу и говорит старческим голосом:

- Матушка-царица, позволь пойти тебе в услужение? Хоть по виду я уже старица – зато годами прожитыми многим хитростям обучена! Коли возьмёшь меня себе в услужение – будет тебе в том большая польза.

А царице скучно день-деньской во дворце с мамками-няньками коротать – вдруг старица её сказками потешит? Она и согласилась.

Вот вернулись они во дворец, а Змей Горыныч, под видом старицы, вновь говорит:

- Хороша ты, царица, словно солнце в небе ясном, да только я секрет тайный знаю, как красоту твою на веки-вечныя сберечь! Коли прикажешь слугам растопить баньку жаркую, да дозволишь в той баньке мне тебе прислуживать – я слова верные ключевой водице прошепчу. Как только ты, царица-душенька, той водицей заговоренной тело своё белое сполоснёшь – так на веки-вечныя красота твоя сиять будет, да ещё во стократ приумножится!

Разгорелась у царицы душа ещё краше стать, и велела она слугам скорее баньку истопить. Как была банька готова, собралась царица париться: всех мамок-нянек во дворце оставила – а Змея Горыныча, в облике старицы, с собой взяла.

Вот вошли они в баньку, затворили дверь покрепче, чтоб пар не выпустить. Скинул тут Змей Горыныч с себя чужое обличье и предстал пред царицей добрым молодцем: статный, высокий, плечистый - только очи не человечьи, а змеиные. Как взглянула царица Змею в глаза – так и влюбилась в него без ума–без памяти!

Стал Змей Горыныч царицу речами сладкими соблазнять:

- Ты не бойся меня, голубка ясная - нет во мне злого умысла обиду тебе причинить! Уж не серчай, краса ненаглядная, что обманом свиданьица добился – инше не бывать нам с тобою наедине. Полюбилась ты моему сердцу пуще всего света белого! Коли прогонишь прочь – от тоски своей сгину пропадом! А ежели будет воля твоя нам другой раз свидеться – клянусь быть тебе самым верным другом!

А царице уж и самой охота со Змеем быть, только боязно, что царь всё прознать может. Говорит она тогда Змею Горынычу:

- Друг мой любый, я бы рада с тобой хоть каждый день видеться! Да только боязно мне, что другие о том прознать могут - и мужу моему на нас донесут. День-деньской ходят за мной мамки-няньки – и о каждом шаге моём царю докладывают!

- Не печалься о том, душа моя, мы всех хитростью обманем! – утешает царицу Змей. – Как выйдем из бани, ты меня при всех брани – и прочь со двора гони! А как вернёшься во дворец – скажись царю больной. Станет он тебя расспрашивать, а ты так ему отвечай:

«Гуляла я сегодня по бережку, да увидала зайчонка на краю леса. Вспомнилось мне, что давно ты на охоте не был – давно мы с тобой зайчатинкою не лакомились! Только совестно мне тебя от дел государственных отнимать – перетерплю как-нибудь!»

Ежели сделаешь всё, как я сказал – завтра же царь на охоту поедет! А ты тем временем оконце в спаленке раствори, да скажи слова заветные: «Друг негаданный-нежданный, мне судьбой на радость данный – покажись, да в сей же час ко мне явись!» Где бы ни был я, а всегда голос твой услышу – и в тот же миг прилечу!

Как сговорилась царица со Змеем Горынычем – так и сделала. Обернулся он вновь ветхой старицей, вышли они из бани, и стала царица обманную старицу при всех за неумелость бранить, да прочь от себя гнать. А вернувшись во дворец, слегла в кровать, будто больна.

Как узнал царь, что царица захворала, опечалился, и созвал со всего царства лекарей. Стал царь лекарей о хвори жены любимой расспрашивать, а они ему отвечают:

- Нет у царицы никакого изъяна – разве что тоскою зелёною, по причине нам неведомой, душа мается. Надо бы саму царицу о том расспросить.

Говорит тогда царь жене:

- Что с тобой, моё солнце ясное? От чего ты так грустна и бледна – от чего тебе занедужилось? Скажи, чего хочется твоей душеньке – в сей же миг прикажу слугам подарочек тебе доставить!

- Ах, царь-батюшка, муж мой ласковый, гуляла я нынче по бережку реки – а на краю лесочка зайчонок пробегал. Вспомнилось мне, что давно мы с тобой зайчатинкою сладкой не лакомились – давненько уже ты на охоте не был, не тешился! Вот и взгрустнулось мне от того немного. Да ты не тревожься о том – перетерплю уж как-нибудь! Больно совестно мне тебя от дел государственных отнимать! – говорит царица, как Змей её научил.

- Было бы о чём тебе печалиться! – рассмеялся царь. – Завтра же на охоту поеду – уже к ужину зайчатинкою жареной тебя побалую!

На следующее утро отправился царь на охоту, а царица тем временем растворила окно в спальне и словами заветными Змея Горыныча к себе призвала. Прилетел Змей к оконцу в облике соловушки, ударился об пол спаленки – и сам собою оборотился. Стали они с царицей друг друга целовать-миловать, да утехами тешиться.

Как прошёл день и пришла пора царю домой возвращаться, собрался Змей улетать. А царице не хочется его от себя отпускать, она и говорит:

- Друг мой любый, не хочу я с тобой расставаться – не хочу с постылым мужем на одном ложе возлежать! Как бы было хорошо, если бы не один день – а все дни и ночи мои только твоими были!

- Не печалься, любушка моя, это легко устроить! – отвечает ей Змей Горыныч. – Завтра днём выходи прогуляться по саду, что вокруг дворца раскинулся - я ж, тем временем, обернусь купцом заморским. Вели слугам меня с товарами к себе призвать, и покажу я тебе средь всего прочего покрывало шелковое, золотым узором расшитое. Ты покрывальце то у меня при всём честном народе бери, да при этом говори громко, что берёшь для самого царя-батюшки, чтоб ему во сне укрываться. Как укроется царь тем покрывалом – так и уснёт крепким сном, пока петухи не пропоют! А ты меня, тем временем, словами заветными, как и нынче, к себе призовёшь. И будем мы с тобой видеться хоть каждую ночь!

Сговорились они так, и улетел Змей Горыныч, покуда царь его не застал.

На следующий день вышла царица в сад прогуляться – а Змей уж с утра у ограды под видом купца прохаживается. Приказала царица слугам купца обманного к себе привести, стала о товарах для вида расспрашивать - а он на неё очами Змия любимого с лаской поглядывает! Подаёт тут Змей царице покрывало шелковое, золотым узором расписанное, да при том говорит:

- Вот достойный подарок царю-батюшке нашему – другого такого во всём белом свете не сыщешь!

Купила царица для вида перед мамками-няньками покрывало зачарованное, да стала покупку свою перед всеми нахваливать – вот, дескать, какой хороший подарок царя ждёт, таким покрывалом только царю-батюшке и укрываться!

Как пришла ночь, лёг царь почивать, укрылся зачарованным покрывалом – и тут же колдовским сном крепко-накрепко уснул! А царица открыла оконце и призвала к себе Змея Горыныча.

Стал Змей Горыныч каждую ночь с царицей видеться, и спустя время она от него понесла. Боязно стало ей, что как увидит царь приплод – так об обмане и догадается. Дождалась она в очередной раз Змея и говорит ему:

- Друг мой любый, а нельзя ли нам мужа моего извести – и тебя заместо его на трон посадить? Больно боязно мне, что как родится дитятко – так обман наш наружу и выйдет! Плохо мне от того будет тогда!

- Не печалься, любушка моя, на это другая хитрость есть! – отвечает ей Змей Горыныч. – Ты, пока время есть, как захочется тебе водицы испить, скажи прежде на воду слова заветные: «Как человек в воду глядит и себя видит – так пусть и в дитятке моём все человека видят!» А после того, как скажешь – три глоточка водицы заговорённой без спеха испей! Ежели сделаешь всё, как я сказал – никто об обмане нашем не узнает: народится дитятко наше статным и ладным, обликом человеческим – а вся кровушка моя змеиная в жилах его в тайне останется!

Стала царица по совету Змея заговорённую водицу пить, и спустя время разродилась тремя царевичами: все как один, человеческим обликом пригожие и ладные – а нутро в родного батюшку, змеиное. Царь, на царевичей глядючи, не нарадуется – а того не знает, что не его сынки, а Змея Горыныча!

Растут царевичи-змеёныши не по дням – а по часам. И хоть обликом пригожи, а нутро змеиное всё одно наружу просится - нет для них ничего слаще, чем горе людское...

Случилась как-то у царицы беда: пошли служанки на реку бельё царское стирать-полоскать – подхватила река покрывало зачарованное, да и унесла. Разозлилась царица, что не сможет больше в тайне от царя со Змеем видеться, да и велела слугам бить служанок нерадивых плетьми нещадно. Сама же от тоски по Змею Горынычу закручинилась тоскою сильною, на глазах иссохла-зачахла, и от того совсем лёжкой слегла в кровать помирать.

Как узнал царь, что жена его помирает, в тот же час созвал со всего царства лекарей, и велел им от хвори жену любимую избавить. А лекари ему говорят:

- Нет у царицы никакого изъяна – разве что тоскою-кручиною, по причине нам неведомой, душа плачет-мается. Надо бы саму царицу о той тоске расспросить.

Стал царь жену потихоньку расспрашивать:

- Что с тобой, солнце моё ясное? От чего ты так грустна и бледна – от чего тебе занедужилось? Скажи, чего хочется твоей душеньке – в сей же миг желание твоё исполню, а хоть бы и пришлось на край света за ним идти!

Отвечает ему царица слабым голосом:

- Муж мой любимый, ничего мне уже не надобно, видать срок мне пришёл помирать. Лишь одно средство во всём белом свете есть, что может от хвори меня исцелить: коли отведаю я сердце оленёнка, три дня тому назад на белый свет народившегося – в тот же миг здорова стану.

- Не печалься, душа моя, в сей же час на охоту поеду и лекарство от хвори твоей добуду! – пообещал царь и тот час на охоту со слугами верными отправился.

Царица же приказала служанкам растворить окно спаленки поширше, да вон всем выйти. Как осталась она одна, взглянула на оконце раскрытое и шепчет тихонечко слова заветные, Змея Горыныча к себе призывая.

Прилетел Змей в облике соловушки, ударился об пол – и сам собою оборотился. Как увидела его царица – в тот же миг вся немощь с неё сошла, и встала она с кровати совсем здорова. Бросилась царица на грудь Змею Горынычу и зарыдала горькими слезами:

- Друг мой любый, не уберегли слуги нерадивые покрывальце зачарованное – нет у нас больше способа мужа моего обманывать! А потому знай, что последний раз с тобой видимся. Как оставишь меня вскоре – разлуки с тобой мне уже не пережить! Дай хоть последний раз на тебя полюбоваться, да из уст твоих сахарных мёду сладкого всласть перед смертушкой напиться!

Отвечает ей Змей Горыныч:

- Не горюй, краса моя ненаглядная! Как вернётся твой муж с охоты, скажись перед ним весела и здорова, да зови с собой по саду вкруг дворца прогуляться. В том саду налетит на вас вихрь могучий, да только ты его не пугайся – то я буду. Заберу я тебя с собой на веки-вечныя! А при том и честь твою пред всем миром сохраним – будут все говорить, что не по своей волей ты со мной ушла.

Обрадовалась царица речам Змея! Стали они друг друга целовать-миловать, да утехами тешить. А как пришло время царю с хоты возвращаться, улетел Змей Горыныч до поры – до времени, а царица в постель слегла и больной притворилась.

Принёс царь на кухню сердце оленёнка трехдневного, да велел слугам немедля его прожарить и царице на стол подать. Как отведала царица кусочек – тотчас встала с кровати и стала с мужем весела и игрива. Говорит она царю:

- Благодарю тебя, муж мой любый, за избавление от хвори-немощи! Кабы не ты – не видать мне больше света белого! Позволь же, царь-батюшка, по саду с тобой прогуляться и пройтись по тропинкам рука об руку – дозволь побыть с тобой рядышком!

Обрадовался царь, что любимая жена вновь здорова стала, и вышли они в сад по дорожкам пройтись. Вот идут царь с царицей рука об руку, ведут меж собою беседу неспешную, как вдруг потемнело небо, закружил ветер вихрями могучими – летит Змей Горыныч тучей чёрною. Подхватил Змей царицу, да и унёс неведомо куда.

Загоревал царь по жене любимой, велел слугам немедля готовиться к походу на Змея Горыныча, дабы царицу из беды выручать. А царевичи-змеёныши ему и говорят:

- Негоже тебе, царь-батюшка, дворец и всё царство наше сиротинушкой оставлять – мы сами в поход на Змея пойдём и матушку из беды выручим!

Смотрит царь: стоят перед ним не отроки младые – а богатыри рослые! И не заметил, как сынки возмужали и силушкой налились! Велел царь слугам своим выдать царевичам всё, что в дороге и в битве понадобиться может, благословил молодцев поскорее царицу домой вернуть, и отправились они в путь.

Долго ли, коротко ли, а только добрались царевичи до жилища Змея Горыныча и стали его на бой выкликать. Вышел к ним Змей в облике человеческом и говорит:

- Не буду я с вами биться, царевичи – не хочу родной кровинушкой землю обагрять! Не чужие вы мне – а плоть от плоти моей и кровь от крови моей! Потому нельзя нам битвой друг на друга идти и тем самым души свои губить!

Отвечают ему царевичи-змеёныши:

- Аль не стыдно тебе, Змей лукавый, лжу-кривду про матушку нашу сочинять? Не позволим мы тебе позорить её имя честное – не укрыться тебе от гнева нашего! В сей же час тебя жизни лишим и матушку нашу от плена твоего избавим!

- Воля ваша, а только я всё одно биться с вами не буду!- отвечает им Змей Горыныч. – Ежели мне не верите – можете матушку свою родную обо всём подробно расспросить. Тогда и узнаете, что Правда на моей стороне – нельзя крови на кровь войною смертною идти!

Пригласил Змей Горыныч царевичей в дом свой войти, дабы могли они и с дороги отдохнуть – и с матушкой без спеха побеседовать. А царица уж сама навстречу сыновьям идёт, и сама же во всём пред ними призналась - повинилась:

- Сынки вы мои родные, сынки вы мои славные, не серчайте на Змея и не грозите ему смертушкой, а поклонитесь поклоном почтительным – ибо стоит перед вами ваш родимый батюшка! Полюбила я Змея всем сердцем – потому и пришлось любовь нашу в тайне от всех держать. Не могла я к другу милому из дворца уйти: разве отпустил бы меня царь к Змею – разве позволил бы нам вольной волей жить? Кабы узнал царь, что я другого полюбила – предал бы меня смерти лютой! А потом уж, как вы на свет белый народились, и ваши жизни заодно с моей не пощадил бы!

Стали царевичи после разговора меж собой совещаться, да решать, как им дальше быть:

- Негоже нам родного батюшку жизни лишать – должны мы его во всём слушаться, да волю его верно исполнять. А потому вернёмся во дворец и убьём того, что нам не родной – а батюшку родимого заместо царя чужого на трон посадим. Будет в том для батюшки нашего большая польза – и матушке нашей веселее во дворце жить станет!

Как решили царевичи-Змеевичи меж собой, стали просить на то дело у Змея с царицей благословения. Поклонились они Змею Горынычу в пояс и говорят:

- Дозволь, батюшка, во дворец вернуться: мы того чужого царя убьём – а тебя на его место править поставим. Будем тогда все вместе во дворцовых палатах жить, и не придётся уже ни тебе, ни нам с матушкой разлучаться.

Отвечает им Змей Горыныч:

- Чтобы для матушки вашей никакого урона в чести не было, надо это дело хитрее провернуть: вы с царицей вернётесь во дворец и скажете всем, что так, мол, и так – нет больше Змея Горыныча. А сами царю украдкой шепните на ухо, что надо бы царицу проверить – матушка ли ваша домой вернулась, али Змей обманом чародейским оборотницу в темницу подсунул. Предложите царю сходить с женою в баньку, да попарить её веничком дубовым, в водице полынной и серебряной вымоченным. Как пойдёт царь в баню – там мы его и убьём, а я на его место встану.

Сговорились они так, и стали в обратную дорогу собираться. Взял Змей Горыныч царицу за руку, обернулся гребнем костяным – и воткнула она тот гребень себе в косы. После чего сели царица со Змеевичами на коней и поехали во дворец.

Как вернулись они ко дворцу, приказал царь устроить в честь жены и сыновей весёлый пир, а царевичи-Змеевичи ему и говорят:

- Не торопился бы ты, царь-батюшка, победу нашу праздновать! Хоть и нет больше Змея Горыныча, а всё одно на сердце будто камень тяжёлый привязан лежит! А ну как обманул нас Змей и не родную нашу матушку в темнице своей упрятал – а оборотницу? Что ежели матушка наша давным-давно в сырой земле лежит – а вместо неё оборотница под личиной матушкиной ходит? Как пойдёшь ты, царь-батюшка, почивать – оборотница тебя и погубит в отместку за Змея Горыныча!

Надо бы нам убедиться, что нет для тебя в царице никакой угрозы: прикажи слугам растопить баньку пожарче, да царицу в той баньке сам попарь веничком дубовым, в полынной водице и в серебряной вымоченным. Родная наша матушка от такой баньки только здоровее и краше станет – а оборотница криком и дымом изойдёт и дух испустит.

Задумался царь о словах царевичей, стал на жену свою искоса поглядывать, да оборотницу в ней искать. Потом велел слугам растопить баньку пожарче, да запарить в водице серебряной полынь горькую, и только потом в той водице веничек дубовый вымочить.

Как приготовили слуги баньку и веничек, позвал царь царицу в баньку с дороги попариться, а сам на всякий случай мечи и ножи в предбанничке перед этим спрятал. Пришли они в баню, разделись и стали париться. Взял царь веничек дубовый, в водице полынной и серебряной вымоченный, только хотел царицу тем веничком похлестать, а она ему и говорит:

- Погоди, царь-батюшка, веничком меня хлестать-парить, забыла я гребешок костяной из волосьев вынуть. Уж больно дорог мне этот гребешок костяной: коли хоть один зубчик на нём обломается – я той беды уж ни в жисть не переживу!

Достала царица из кос своих гребень костяной – и в тот же миг обернулся он Змеем Горынычем. Как увидел царь Змея – так и встал на месте, словно каменный, даже словечка не успел обронить. Только смотрит на Змея, ни в силах глаз в сторону отвести.

Говорит Змей царице:

- Душа моя, возвращайся-ка ты скорее во дворец, да пришли сыновей наших мне на подмогу.

Оделась царица и скорее во дворец вернулась, а царевичи-Змеевичи её уж давно с нетерпением дожидаются. Говорит им тогда царица при всех:

- Повелел царь-батюшка, чтобы сыновья его ему в баньке прислуживали, да веничком душистым его попарили. А потому ступайте, царевичи, скорее к родному батюшке, да волю его во всём верно исполняйте!

Смекнули царевичи-Змеевичи, о чём им царица говорит, побежали скорее в баньку к родному батюшке Змею Горынычу на подмогу.

Говорит Змей царевичам:

- А покажите-ка мне, славные Змеевичи, как вы меня, своего родного батюшку, любите-почитаете – рубите-режьте царя на части клинками острыми, да ножами заточенными, да бросайте тело его в печь.

Порубили-изрезали Змеевичи царя на части его же мечами и ножами, да и тут же сожгли дело рук своих в печи банной. Опосля отмылись они со Змеем Горынычем от кровушки, обернулся Змей личиной царской, и вернулись они во дворец к царице как ни в чём ни бывало.

К тому часу как раз уж пир готов был. Стал Змей Горыныч с царицей и сыновьями Змеевичами пировать-веселиться, да над царём убитым меж собой втихомолку посмеиваться. Так и остался Змей чужим царством править, а когда царица померла, разделил всё на три части и сыновьям своим передал.

Сам же Змей сгинул без следа в краях неведомых: одни говорили, что он другую царицу себе нашёл – другие, что живёт он в пещере тайной один-одинёшенек. А как на самом деле его жизнь сложилась – одному только Змею Горынычу и ведомо…



Вот такой невесёлый финал у деревенских сказок о Змее Горыныче. Это лишь обобщённая версия: в одних сказках жена притворялась больной ещё несколько раз, требуя у мужа принести то печень, то сердце для своего мгновенного «исцеления» - в других само преступление над мужем было совершено в других местах, после чего описывалась стандартная схема «в бочку положили, бочку засмолили и в воду кинули», а если дело было в избе/дворце, то жгли в печи.

Есть, конечно, и менее кровавые версии, но тоже весьма любопытные для понимания характера Змея. Только зовётся он в них не Горыныч – а Горюныч. Но я всё же думаю, что это один и тот же персонаж, и в следующей части опишу другие истории о Змее, которые слышала от стариков...


Рецензии