Дуэли Каморры

Дуэль - это древнейший ритуал, крайний момент, когда двое мужчин рискуют своими жизнями во имя справедливости или собственной чести.

Впервые в Европе правила поединка были кодифицированы королём Дании Фронтоном III в XI веке. Датский король издал закон, предписывающий, что каждый спор должен решаться железом и силой, а не словами, и что дуэль быстрее, справедливее и решительнее суда. В средние века это был настоящий судебный инструмент для разрешения споров.

Дуэлянты по всей Европе были упрямыми продолжателями средневековой традиции, которую на протяжении долгой истории никто не смог искоренить. Честь была настолько важным понятием, что ею нельзя было пожертвовать. В мирное время на дуэлях дворян гибло не меньше, чем на войнах. Безуспешно правители издавали указы о смертной казни для тех, кто бросал вызов друг другу по малейшему поводу. Церковь определила убийство человека из дела чести как «смертный грех», объяснив, что дуэлянт, несмотря на победу в вызове, будет проклят перед Богом. Но с некоторыми религиозными сомнениями дуэлянты продолжали убивать друг друга.

Особую остроту проблема дуэлей получила, когда простой народ стал имитировать обычаи знати, связанные с древними аристократическими кодексами чести. Явление было широко распространено по всей Италии, а в Неаполе, Калабрии и Сицилии стало неотъемлемой частью местной культуры. В конце девятнадцатого века новости о травмах и смертях на дуэлях в Южной Италии были привычными и повседневными. И часто о них даже не сообщали, так как вовлечение полиции в частные дела воспринималось как проявление трусости.

Каморра создала сложную ритуальную форму схватки, известную под именем «зумпата»: поединок чести на ножах. Противоречия внутри организованной преступности также решались на дуэли. Ритуал мафиозной дуэли был настоящим искусством. В конце 19-го века такие поединки превратилось в гигантскую проблему для общественного порядка. В полицейских сводках и в прессе рассказывалось о дуэлях чести среди бела дня на оживленных улицах, таких как Виа Толедо, или даже в трамваях.

Этапы поединка строго регламентировались. Вызовом на дуэль служили публичная пощёчина или оскорбление. Вызов мог быть спровоцирован по любой причине: жульничество в игре, насмешка, озорство, предательство в любви, воровство, неуважение. Иногда было достаточно ничтожного повода, чтобы осуществить вызов, который переростал в яростную ссору между соперниками. Однако немедленно вытаскивать оружие считалось трусостью, сначала нужно было «разобраться» с помощью посредника. Оружие обязательно должно быть таким же, как у противника, и запрещалось атаковать противника, когда он ещё не готов.

После ссоры обе ссоры обязаны были договоритьсь о встрече, чтобы раз и навсегда разобраться в недоразумении. В Заслуженном обществе к главе или начальнику часто обращались с просьбой выступить посредником между сторонами, помочь с выбором оружия и типа поединка: стрельба из пистолетов или чаще всего зумпата на ножах, и разрешить поединок в присутствии свидетелей. Насильственное завершение разногласия принималось как должное, в любом случае запрещалось приходить к мирному соглашению.

Определялось время и место для противостояния, обычно в удалённых безлюдных местах. По крайней мере, такого правила придерживались буржуазия и дворянство. Однако простые люди часто вступали в схватку даже по тщетным причинам и в людных местах.

На дуэлях Каморры, как и у дворян, должны были присутствовать секунданты, два «крёстных отца», которые являлись свидетелями поединка. Дело решалось быстро: дуэлянты смотрли друг на друга и здоровались. Представитель Каморры обычно предлагал дуэлянтам бокал вина, а затем пожать руки перед сведением счётов.

Зумпата требовала от соперников глубоких знаний в области фехтования, ловкости кошки, невероятной скорости движения, легкости танцора и уверенности глаз, что могло быть достигнуто только после долгих и утомительных тренировок. Зумпата походила на балет. Два лёгких и стройных соперника, повернувшись боком, чтобы оставить противнику минимальную цель, стремительно разворачивались и прыгали на цыпочках, пристально наблюдая друг за другом. Выпад должен был быть быстрым, как щелчок пружины, как удар кошачьей лапы. Искусство ведения ножевого боя подразумевало постоянное ранение врага, когда рука наносит постоянно короткие и быстрые удары.

Встречались и нарушения дуэльных правил, например получение помощи от спрятанного сообщника, готового действовать за спиной дуэлянта. Виновных в таких преступлениях ждали позор и смерть.

Юрист Энрико Пессина в XIX веке описывал тревожный аспект насилия при урегулировании споров в Неаполе. Он писал, что в современном ему обществе дуэль уже не является привилегией знати и военных. Буржуа на дуэли утверждает себя наравне с дворянином и хочет отличиться от простолюдина. И простолюдин начинает подражать буржуазии, когда вместо трусливых и жестоких вооруженных нападений на беспомощных применяют вызов, устанавливают время и место поединка. Форма схваток грубая и плебейская, но суть остаётся той же. Дуэль чести - это демонстрация того, как простые люди пытались подражать ритуалам аристократии, пытаясь воспроизвести их ценности, дисциплины и привычки. По минимальным причинам они осмеливались спровоцировать поединки, не соблюдая тех формальностей, которые всегда строго соблюдаются между военными и дворянами на дуэлях.


Рецензии