Запретные сказки о Змее Горыныче. Часть 2

(деревенский фольклор)
 
В этой части я представляю две сказки, сюжет которых очень похож. Мне кажется неправильным разделять эти истории на отдельные статьи, потому что (как мне думается) в их основе когда-то была одна и та же легенда.

Сами рассказы отличаются куда меньшей жестокостью сюжета и отсутствием кровавых сцен. Главными героями являются простые люди – обычные деревенские мужики и их жёны, а сам Змей Горыныч открыто является перед людьми, не скрывая свой облик, и его называют Горюнычем. Обойти вниманием сей пласт народного фольклора никак нельзя, ибо он даёт иное представление о Змее – его видят и слышат множество людей, с ним разговаривают , а значит и сам персонаж имеет вполне конкретное физическое тело.

Что это – вымысел рассказчиков? Или всё же у Змея Горыныча/Горюныча был живой прототип?



Деревенская сказка о Змее Горюныче «Змеиная деревня»

Жил в селе один хлопец, и была у него жинка. Жили они поначалу ладком, как тому положено, а спустя время стал хлопец замечать за жинкой неладное и смекнул, что завела она себе полюбовничка. Решил хлопец думку свою проверить, и сказал жинке пополудни, что к отцу-матери по делу пошёл, да у них же нынче и заночует – а сам в овраге за тыном схоронился.

Ждёт хлопец, что дальше будет, да гадает, кто к его жинке ходит. В полдень летит по небу вихрь буйный: об землю пред хатой ударился – и тотчас Змеем та Горюнычем оборотился. Стал он в хату с порога кричать:

- Выдь ко мне, ладонька – встречай свово суженного!

А жинка хлопца уж сама навстречь ему бежит! Прильнула к груди, ластится, за собой в хату зовёт. А Змей та Горюныч ни йдёт, сперва-наперво спрашивает её:

- Ждала ли меня?

- Ждала! – отвечает ему жинка хлопца. – И хату к твому приходу приготовила, и на стол собрала!

- Тоскою томилася? – вновь спрашивает Горюныч.

- Томилася! – отвечает она ему. – Аж вся душенька моя по тебе тоскою смертною изнывала-кручинилась! Коли не пойдёшь со мной в хату – в сей же миг от тоски сердешной в сыру землю сойду!

- По своей ли воле меня принимаешь? – допытывает её Змей.

- По своей! – клянётся жинка. – То мой тебе дарунок – входь-жешь в хату и возьми всё, что по-праву тебе с меня причитается!

Засмеялся тут Змей Горюныч радостно-весело, подхватил жинку на руки, да порог хаты без вреда для себя преступил.

Лежит хлопец в схороне своём ни жив, ни мёртв – с самим Змеем Горюнычем тягаться придётся! Да токмо как оборотня одолеть – не знает. Выполз он бочком из оврага и пошёл в отчий дом за советом. Пришёл к отцу и говорит:

- Так, мол, и так – повадился до моей жинки Змей Горюныч ходить. Жинку свою я плетьми приструню – да токмо откажется ли от неё Змей? Как бы его от моей жинки отвадить да проучить, чтоб впредь за чужими жинками не охотился?

Отвечает ему отец:

- Беда, ежели на твою жинку Змей Горюныч глаз положил, да токмо и думать не смей супротив него лихо замышлять – и сам сгинешь, и всему люду горе накличешь. Змей та Горюныч не токмо нутром горюч – он Слово заветное знает, как девку к себе прельстить. Потому и нет в бабах силы пред зовом змеиным устоять: пори-не пори – всё одно ластиться к нему будут, ежели Змей к себе призовёт!

И всё ж есть верное средство от Змея Горюныча избавиться – надобно так дело провернуть, чтоб он сам от твоей жинки отказался! Есть у Змея один секрет: не в каждую хату Горюныч войти может – ему надо, чтоб жинка по своей воле с ним миловалась. Ежели не даст баба ему добро на свою милость – не может Змей порог хаты без ейного приглашения переступить! Потому вот тебе мой совет, сынок: бери ремни покрепче, да теми ремнями жинку свою вяжи крепко-накрепко, чтоб она к Змею Горюнычу из хаты не выбежала, а рот ейный тряпицей плотной укутай. Как придёт Змей Горюныч и станет жинку твою к себе звать, да не дозовётся – обождёт немного, да и уйдёт ни с чем, разобидевшись. Другой раз он к твоей жинке уж сам идти не захочет – и останется она при тебе.

Наутро вернулся хлопец домой и давай жинку нагайкой-двухвосткой охаживать, уму-разуму учить.

- Ты зачем со Змеем Горюнычем за моей спиной тешишься? – спрашивает.

Жинка в слёзы и крик:

- Прости, любый – сама не знаю, как так выходит! Я свиданьица со Змеем боюсь хуже смертушки – а как голос его услышу, сама себя не помню! Всё во мне как не моё становится: не хочу идти – а иду, не хочу целовать – а целую! Мне самой от ласки змеиной тяжко и худо – хоть руки на себя накладывай!

Говорит тогда хлопец жинке:

- Твоя правда иль моя – а будет вам с Горюнычем наука, разлучу-таки я тебя с полюбовничком.

Связал хлопец жинку ремнями кожаными, укутал ей рот тряпицей, чтоб не кричала, а для надёжности ащё к лавке верёвками крепкими привязал. Сам же запер хату на засов и стал Змея ждать.

Ровно в полдень прилетает Змей Горюныч вихрем буйным: ударился о землю пред хатой – и молодцем оборотился. Жинка как почуяла, что Змей близко – завертелась на скамье, что ужом на горячей сковороде!

Стал Змей Горюныч жинку к себе звать:

- Выдь ко мне, ладонька – встречай свово суженного!

Жинка ещё пуще под ремнями вертится, норовит от пут освободиться – а ремни её не пускают к Змею. Тот-жешь снова зовёт жинку к себе:

- Что же ты молчишь, моя ладонька – али не люб я тебе боле? Али опостылел я сердцу твоему? Ежели не хочешь ужо со мной видеться – силой брать твою ласку не буду! Прощай, моя зазноба сердешная – не потревожу я боле твою душеньку.

Жинка хлопца от этих слов совсем взъярилася: забилась в ремнях, словно зверь подраненный – взвыла диким воем, будто режут её заживо ножами вострыми. Догадался тут Змей Горюныч, что неспроста жинка кричит – не пущает её к нему кто-то. Говорит он тогда грозно:

- Кем бы ни был ты, отпусти девицу – не послушаешься, вам обоим только худо будет!

Взял тут хлопец топор заготовленный, вышел смело из хаты и встал пред Змеем Горюнычем. Говорит он ему:

- Уходил бы ты, Змей Горюныч, подобру-поздорову! Нет тебе больше хода к моей жинке – не бывать вам с ней вместе! Мне она – жинка, а тебе – молоди;ца! Нет у тебя права её себе вытребовать!

Отвечает Змей Горюныч хлопцу:

- Тебе она токмо пред людьми жинка – а мне самим Небом в невесты обещана! Нет у тебя права мою суженную при себе держать и своей жинкой звать – должо;н ты её мне тотчас выдать и отпустить с миром на все четыре стороны!

Тем временем жи;нка в хате диким воем исходит-завывает – на всё село шум-гам разлетается. На тот крик стал сбегаться народ: кто с топором, кто с вилами, кто с оглоблею. Увидал Змей Горюныч, что силушки не равны, и говорит:

- Вижу я, что не сыскать мне правды – сгубили вы мою суженную! За потерю свою отомщу вам ещё горшею долею – за мою ненаглядную ладоньку с каждой хаты дань взыщу! Не токмо мне платить будете – всему моему роду-племени!

Сказал так, обернулся вихрем могучим – и взлетел в сине-небо.

Как ушёл Змей Горюныч – так и жинка в хате затихла. Пошёл хлопец её отвязать – а она мёртвая на скамье лежит. Заела её тоска по Змею – вот и померла.

Схоронили её как положено и стали дальше жить. А спустя время в каждой хате, где хоть одна ди;вчинка была, стали девки да жинки по Змею Горюнычу тоской исходить, да на глазах чахнуть-иссыхать. Одних в сыру землю схоронить пришлось – а другие оправились да расцвели пуще прежнего.

А уж от чего расцвели – сами думайте. Говорить о том вслух строго-настрого воспрещено, да только прозвали их в народе змеиными невестушками. И что странно - никогда они в девках не засиживались, хоть и знали мужья, что не простую девицу за себя берут. Но об этом уже говорить не принято…



Деревенская сказка о Змее Горюныче «Змеиные невесты»

Послали молодого попа в новый приход службу вести. Прежний поп помер нежданно-негаданно, и остался приход без батюшки сиротинушкой, вот нового попа и назначили.

Приехал поп в деревню, обжился, стал честь по чести службу держать, да меж тем потихоньку народ расспрашивать – от чего-де помер его предшественник? Стали люди попу байки сочинять – а у самих глаза так и бегают! Смекнул он, что дело нечисто, и пошёл к голове деревни.

А голова деревни смурной ходит, да сычом на попа глядит. Говорит ему поп:

- Вижу я, что камень тяжкий на душе твоей лежит. Сам грешен – али чужой грех прикрываешь? Покайся пред Богом – и душе легче станет!

А голова деревни ему отвечает:

- Нет на мне греха, ни своего – ни чужого! От того и тяжко мне, что не уразумею, за что Бог деревню нашу наказывает – за какие прегрешения детей наших на растерзание демону отдал?

- Ежели и попустил Бог сатане вред деревне причинить – по Его воле и избавление от демона придёт. Расскажи мне, что за демон детей ваших мучает – а Бог подсобит от того лиха избавиться.

Поведал глава деревни молодому попу, что ходит к девкам Змей Горюныч. На замужних баб даже не смотрит – а молодым девкам от него совсем житья нет! Как войдёт девка в женскую силу – тут как тут и Змей Горюныч пред ней появляется, да речами сладкими к себе прельщает.

Сохнут девки по демону, будто кто порчу на них навёл – грозятся руки на себя наложить, ежели им со Змеем свидеться не дадут. Пробовали запирать – Змей Горюныч по трубе печной в дом проникает и к девке в горницу не таясь поднимается. А ежели встанет кто пред ним – зыркнет так, что враз окаменеваешь, и покуда Змей не уйдёт – так и стоишь каменюкой недвижной.

Как натешится Змей девкой, да наскучит она ему - одарит демон девицу дорогим приданым, да шепнёт на ушко, к кому из парней ластиться, чтоб замуж за себя позвал. А те и рады Змею угождать: что ни велит – слово в слово волю змеиную выполняют. При том лаской его пред другими жёнами горделиво хвалятся, мол, не простому мужику – а самому Змею невестой была! От того ещё пуще все девицы до Змея охочи становятся – а родителям и женихам только горе-горькое достаётся. Вот и прозвали в народе демона Горюнычем.

Порешили как-то отцы, ежели Змей замужними девицами брезгует, с малолетства дочерей своих замуж отдавать, и тем самым от внимания демона их защитить. Прежний поп затею не поддержал – не верилось ему, что Змей без утайки живьём к девкам ходит. Посмотрели тогда мужики, чья девка поболе других от тоски иссохла – знать к той Змей Горюныч нонче же и наведается! И посадили попа тайно от девицы в сундук, что в горнице ейной стоял, а чтоб он не зады;хался – с задней стороны дыры наделали.

Как спустились на землю сумерки – так и Змей Горюныч к девице прилетел. Стали они миловаться, да тешиться, а едва пропели первые петухи, улетел Змей восвояси. Девица тут же крепким сном уснула, а мужики пошли попа из сундука вынимать, (спина-то небось затекла). Открыли сундук – а поп мёртвый лежит. Видать удар его от вида Змея Горюныча прихватил, а может и сам Змей помог попу на тот свет отправиться взором своим колдовским.

Схоронили попа, а теперь не знают, что и делать: тяжко на душе родительской – никакой мо;чи нет смотреть, как Змей всех девок под свою волю прибирает.

Выслушал поп рассказ головы деревни и говорит:

- Эвон как предшественник мой помер – не мудрено, что от вида демона его страх до нутра пробрал! Он на силы свои понадеялся, да разве можно человеку супротив сатаны устоять? Вот и наказал его Бог за гордыню. Надо было не у девки в спаленке прятаться – а саму девицу в церкву вести и там запереть! Церковный порог ни один чёрт преступить не смеет – так и одолели бы Змея подлого с Божьей помощью!

Схватил голова молодого попа; за грудки и взмолился:

- Избавь деревню от Змея Горюныча! Ежели сумеешь его от девок наших отвадить – всей деревней будем тебе в ноги кланяться! Что угодно взамен проси – ни в чём отказу не встретишь! Есть-пить будешь досыта, почивать будешь на перинах пуховых – как сыр в масле купаться станешь в злате-серебре! Токмо избавь нас от демона треклятого!

Отвечает ему поп:

- Делайте всё, что скажу, и ежели будет на то Божья милость – управимся с демоном: как соберётся народ на вечернюю службу, отсеките девиц от дверей, и по окончании службы за порог храма не выпускайте! Выберите из себя мужей самых сильных и разделите их надвое: одних поставьте девок в церкви стеречь – другие пусть снаружи спрячутся, ежели вдруг подмога супротив Змея понадобится. Заложите двери со всех сторон брусьями дубовыми, да обвяжите цепями крепкими, чтоб ни одна девка не сумела те двери отворить! А как появится Змей – наступит мой черёд сатану обратно в ад гнать.

Собрал голова со всей деревни мужиков и договорились они меж собой сделать всё, как поп велит. Вот пришли девки в церкву на вечернюю службу, а мужики с парубками рослыми потихохоньку всех девиц от дверей оттеснили. Девки глупые и не смекнули сразу, что с ними сотворить задумали – догадались только, кады мужики дверцы церквы брусьями дубовыми обкладывать взялись.

Кинулись тут девицы на колени и давай рыдать: плачут-умоляют отцов с женихами встречам со Змеем Горюнычем не препятствовать – клянутся, что ни минуты без тех встреч не проживут. А мужики с парубками знай своё дело делают.

Как стало смеркаться – налетел вихрь буйный, ударился о землю пред церквой и оборотился Змеем Горюнычем. Кто округ церквы на страже стоял, увидевши Змея ногами в землю вросли – и жилы и нутро словно в камень превратилися. Змей же Горюныч посмотрел на них и говорит грозно:

- Вы зачем всех невест моих попрятали? Вот-жешь глупый люд – сами беду к себе зазываете и лихо на свои головы кличите! Ежели не выдадите мне сей же час девиц-красавиц – не будет покоя всему вашему людскому роду-племени! А потому отпустите невест моих подобру-поздорову, дабы всем нам худа не было, ибо и мой род чрез то большой убыток понесёт.

Мужики, что округ церкви стояли даже слова вымолвить в ответ не могут – а кто девок стерёг, на попа смотрят. Молодой поп тем временем молитвы громко читает, чтоб с Божьей помощью демона обратно в ад изгнать.

Заголосили тут девки все разом, к Змею Горюнычу взывая: клянутся ему в своей верности – умоляют освободить от неволи тяжкой и дать хоть разочек ещё свидеться. А Змей та Горюныч им отвечает:

- Нет, невесты мои любимые – вы сами ко мне навстречь выйти должны, а мне за порог храма Божьего переступать никак нельзя!

Как услыхали девки ответ Змея – совсем взбеленилися и умом тронулись! Одни криком диким кричат-визжат, будто их режет кто, другие на дверцы церквы набросилися и давай брусья дубовые как тростиночки раскидывать, а цепи крепкие, словно нити льняные руками разрывать – иные же на мужиков и попа с боем смертным накинулися, норовят их в клочья разодрать. Пришлось мужикам и молодому попу от взбесившихся девок оборону держать, дабы своей жизни не лишиться.

Разобрали девицы внутреннюю ограду – а всё одно двери церквы отворить не могут! Трещат брусья дубовые, звенят цепи крепкие – а держат дверцы снаружи.

Говорит тут Змей Горюныч, вздыхая горестно:

- Прощайте невесты мои любимые – видать не судьба нам больше свидеться! Больно мне вас оставлять, да ничего уже не поделаешь!

Смекнули девки, что Змей Горюныч вот-вот улетит, ещё пуще криком зашлись. Навалились они на дверцы церквы всею толпою, стали доски на щепочки яростно разбирать-выламывать. Не выдержали дверцы такой ярости и вырвались девки на волю, да только поздно уж было – Змей Горюныч высоко в небе вихрем истаял.

А как скрылся Змей из глаз – упали девицы наземь и испустили дух. Очнулись от чар каменных отцы с женихами, кинулись к девкам, да они уж все мертвы лежат, не пробудешь.

На дру;гий день по всей деревне стоял го;рший плач – в каждом доме собирали покойницу, а иные всех дочерей разом хоронили. С того дня зареклись люди поперёк Змея Горюныча идти, и ежели объявлялся он у какой девицы – никому о том не рассказывали даже на исповеди.

Только всё одно всяк в деревне знал, в каком доме Змея Горюныча привечают, и кто не своих сынов растит, а Змеевичей. Шепотком говорили, что и сам Змей осторожнее стал – из одного рода невесту себе выбирал, от матери к дочери переходил. А уж правда это или вымысел – одному Змею Горюнычу то ведомо…


Рецензии