Вопреки чёртовой дюжине

                ВОПРЕКИ  «ЧЁРТОВОЙ  ДЮЖИНЕ»


Моряки – народ  суеверный. Число  «13», как  «знак  Сатаны», «ведьмин  шабаш», во  все  времена  имело  дурную  славу. Так  уж  получилось, что  из – за  распространённой  на  флоте  русской  фамилии  Иванов, стали  для  различия  прибавлять  к  ней  порядковый  номер.
Морскому  офицеру  Константину  Петровичу  Иванову  досталась  к  фамилии  проклятая  прибавка – 13 – й, и  именовался  он  отныне  Ивановым  13 – м. Закончивший  Морской  корпус  в  1894  году, Константин  Петрович  из  гардемаринов, произведённый  в  мичмана, служил  на  разных  кораблях, в  чине  лейтенанта  был  командиром  батареи  на  крейсере  «Рюрик», входившем  в  состав  1 – й  Тихоокеанской  эскадры  ( Владивостокского  отряда  крейсеров), участвовал  в  бою  с  японской  эскадрой  адмирала  Камимуры  в  Корейском  проливе.
По  прошествии  лет, уже  в  1916  году  командовал  броненосным  крейсером  «Пересвет» - бывшем  корабле  Тихоокеанской  эскадры, выкупленном  у  японцев  (его  они  подняли  и  отремонтировали, дав  название  «Сагами»), который  вместе  с  другими – «Чесмой»  и  «Варягом»  составили  Отдельный  отряд  Балтийского  моря  под  командованием  контр – адмирала  А. И. Бестужева – Рюмина. Эти  корабли, находившиеся  на  Дальнем  Востоке, решено  было  перебросить  для  создания  на  севере  военной  флотилии  Северного  Ледовитого  океана.
Случилось  так, что  из – за  задержки  с  ремонтом  «Пересвет»  вышел  из  Владивостока  на  два  месяца  позже, чем  «Чесма»  и  «Варяг». К  декабрю  1916  года  он  прибыл  в  Порт – Саид, простояв  там  три  недели, взял  курс  на  Мальту.

Командир  «Пересвета» - К. Иванов – тринадцатый  и  старший  офицер  М. Домерщиков  рассматривали  схему  с  указанием  фарватера  следования  корабля, предоставленную  союзным  командованием.

«Да, Константин  Петрович, нам  ещё  долго  идти  до  Кольского  залива, основное, преодолеть  Средиземное  море, где  очень  активны  германские  субмарины», - задумчиво  произнёс  старший  офицер.

«Наши  <Чесма>  и  <Варяг>, сдаётся  мне, Михаил  Михайлович, уже  наверняка  на  месте, - отвечал  командир, - Будем  следовать  предложенным  маршрутом. Кто  там  конвоирует  нас? Англичане.»

«Пересвет»  вышел  в  открытое  море, день  клонился  к  вечеру, было  около  шести  часов  пополудни. Вдруг  сильный  взрыв  в  районе  левого  борта  потряс  корабль, сразу  разворотил  часть  палубы  и  башню  носового  орудия, затем  последовал  двойной  взрыв  от  детонации  погребов  боезапаса, вследствие  чего  подбашенные  отсеки  были  разрушены  и  мгновенно  затоплены  водой, находящийся  в  них  личный  состав  погиб. Крейсер  с  дифферентом  на  нос  оседал  в  воду. Изношенные  водонепроницаемые  переборки  уже  не  могли  противостоять  затоплению.

Вот  тут – то  и  сказались  невозмутимость  и  твёрдость  командира  К. Иванова – тринадцатого. С  мостика  раздаётся  его  спокойный  голос:

«Команде – на  ют!»  «Команде – раздеться!»  «Прыгай  за  борт!»,  «Отплывай  дальше!», «У  борта – не  держись!»

На  крейсере – один  офицеры. Ждут. И  тут, в  шутку, оставшимся: «Что  же, господа! Старшему  офицеру  пожаловать  купаться!»
«Пересвет»  тонет, резко  уходит  вниз  нос, высоко  поднимается  корма, и  под  крики  «Ура!», находившихся  в  воде, скрывается  под  волнами.


Это  дружное  «Ура!»  напомнило  Константину  Петровичу, покинувшему  «Пересвет», незабываемую  сцену  далёкого  1904  года, когда  часть  спасшейся  команды  в  воде  провожала  уходящий  в  пучину  искореженный  и  разбитый  японскими  снарядами  крейсер  «Рюрик», прощаясь  со  своим  кораблём, отдавая  честь  Андреевскому  флагу. Тогда  «Рюрик»  разделил  печальную  судьбу  «Варяга», оставшись  один  против  14  японских  кораблей. Лейтенант  К. Иванов – 13 – й, сменив поочерёдно  на  посту  командира - погибшего  капитана 1 ранга  Трусова  и  бравших  на  себя  командование  и  вышедших  из  строя – старшего  офицера  капитана  2  ранга  Хлодовского  и  лейтенанта  Зенилова, приказал  взорвать  минное  отделение  «Рюрика»  и  открыть  кингстоны.
За  этот  бой  он  получил  орден  св. Георгия  4 – й  степени, а  вместо  золотого  оружия  лейтенанту  Иванову – 13 – му  высочайше  был  упразднён  порядковый  цифровой  номер  среди  Ивановых, Государь  повелел  впредь  именоваться  Ивановым – тринадцатым.

Благодаря  умелым  действиям  командира  крейсера  «Пересвет»  капитана  1  ранга  К. Иванова – тринадцатого  удалось  спасти  736  человек  из  числа  820 – и.

По  поводу  гибели  крейсера  «Пересвет»  выдвигалось  несколько  версий: считалось, что  он  подорвался  на  двух  минах, установленных  германской  подлодкой  «U – 73», не  исключалась  и  диверсия  во  время  стоянки  в  Порт – Саиде.


Как  сложилась  дальнейшая  судьба, отмеченного  «чёртовой  дюжиной», Константина  Петровича  Иванова – тринадцатого? Он не  приняв  революцию, эмигрировал  во  Францию, в  город  Лион, где  и  скончался  в  1933  году. Похоронен  на  кладбище  местечка  Десен,  департамента  Изер.
ВОПРЕКИ  «ЧЁРТОВОЙ  ДЮЖИНЕ», К. П. ИВАНОВ – ТРИНАДЦАТЫЙ, ПРОВОДИВШИЙ  НА  ДНО  ДВА  БОЕВЫХ  КОРАБЛЯ, ПОТЕРЯВШИЙ  ТОВАРИЩЕЙ, ОСТАЛСЯ  ЖИВ, ПРОЯВИВ  ТВЁРДОСТЬ  ХАРАКТЕРА  И  УМЕНИЕ  СМЕЛО  ДЕЙСТВОВАТЬ, СПАСАЯ  ДРУГИХ.
СЛАВА  ЕМУ!

13  февраля  2021  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии