Вопреки чёртовой дюжине
Моряки – народ суеверный. Число «13», как «знак Сатаны», «ведьмин шабаш», во все времена имело дурную славу. Так уж получилось, что из – за распространённой на флоте русской фамилии Иванов, стали для различия прибавлять к ней порядковый номер.
Морскому офицеру Константину Петровичу Иванову досталась к фамилии проклятая прибавка – 13 – й, и именовался он отныне Ивановым 13 – м. Закончивший Морской корпус в 1894 году, Константин Петрович из гардемаринов, произведённый в мичмана, служил на разных кораблях, в чине лейтенанта был командиром батареи на крейсере «Рюрик», входившем в состав 1 – й Тихоокеанской эскадры ( Владивостокского отряда крейсеров), участвовал в бою с японской эскадрой адмирала Камимуры в Корейском проливе.
По прошествии лет, уже в 1916 году командовал броненосным крейсером «Пересвет» - бывшем корабле Тихоокеанской эскадры, выкупленном у японцев (его они подняли и отремонтировали, дав название «Сагами»), который вместе с другими – «Чесмой» и «Варягом» составили Отдельный отряд Балтийского моря под командованием контр – адмирала А. И. Бестужева – Рюмина. Эти корабли, находившиеся на Дальнем Востоке, решено было перебросить для создания на севере военной флотилии Северного Ледовитого океана.
Случилось так, что из – за задержки с ремонтом «Пересвет» вышел из Владивостока на два месяца позже, чем «Чесма» и «Варяг». К декабрю 1916 года он прибыл в Порт – Саид, простояв там три недели, взял курс на Мальту.
Командир «Пересвета» - К. Иванов – тринадцатый и старший офицер М. Домерщиков рассматривали схему с указанием фарватера следования корабля, предоставленную союзным командованием.
«Да, Константин Петрович, нам ещё долго идти до Кольского залива, основное, преодолеть Средиземное море, где очень активны германские субмарины», - задумчиво произнёс старший офицер.
«Наши <Чесма> и <Варяг>, сдаётся мне, Михаил Михайлович, уже наверняка на месте, - отвечал командир, - Будем следовать предложенным маршрутом. Кто там конвоирует нас? Англичане.»
«Пересвет» вышел в открытое море, день клонился к вечеру, было около шести часов пополудни. Вдруг сильный взрыв в районе левого борта потряс корабль, сразу разворотил часть палубы и башню носового орудия, затем последовал двойной взрыв от детонации погребов боезапаса, вследствие чего подбашенные отсеки были разрушены и мгновенно затоплены водой, находящийся в них личный состав погиб. Крейсер с дифферентом на нос оседал в воду. Изношенные водонепроницаемые переборки уже не могли противостоять затоплению.
Вот тут – то и сказались невозмутимость и твёрдость командира К. Иванова – тринадцатого. С мостика раздаётся его спокойный голос:
«Команде – на ют!» «Команде – раздеться!» «Прыгай за борт!», «Отплывай дальше!», «У борта – не держись!»
На крейсере – один офицеры. Ждут. И тут, в шутку, оставшимся: «Что же, господа! Старшему офицеру пожаловать купаться!»
«Пересвет» тонет, резко уходит вниз нос, высоко поднимается корма, и под крики «Ура!», находившихся в воде, скрывается под волнами.
Это дружное «Ура!» напомнило Константину Петровичу, покинувшему «Пересвет», незабываемую сцену далёкого 1904 года, когда часть спасшейся команды в воде провожала уходящий в пучину искореженный и разбитый японскими снарядами крейсер «Рюрик», прощаясь со своим кораблём, отдавая честь Андреевскому флагу. Тогда «Рюрик» разделил печальную судьбу «Варяга», оставшись один против 14 японских кораблей. Лейтенант К. Иванов – 13 – й, сменив поочерёдно на посту командира - погибшего капитана 1 ранга Трусова и бравших на себя командование и вышедших из строя – старшего офицера капитана 2 ранга Хлодовского и лейтенанта Зенилова, приказал взорвать минное отделение «Рюрика» и открыть кингстоны.
За этот бой он получил орден св. Георгия 4 – й степени, а вместо золотого оружия лейтенанту Иванову – 13 – му высочайше был упразднён порядковый цифровой номер среди Ивановых, Государь повелел впредь именоваться Ивановым – тринадцатым.
Благодаря умелым действиям командира крейсера «Пересвет» капитана 1 ранга К. Иванова – тринадцатого удалось спасти 736 человек из числа 820 – и.
По поводу гибели крейсера «Пересвет» выдвигалось несколько версий: считалось, что он подорвался на двух минах, установленных германской подлодкой «U – 73», не исключалась и диверсия во время стоянки в Порт – Саиде.
Как сложилась дальнейшая судьба, отмеченного «чёртовой дюжиной», Константина Петровича Иванова – тринадцатого? Он не приняв революцию, эмигрировал во Францию, в город Лион, где и скончался в 1933 году. Похоронен на кладбище местечка Десен, департамента Изер.
ВОПРЕКИ «ЧЁРТОВОЙ ДЮЖИНЕ», К. П. ИВАНОВ – ТРИНАДЦАТЫЙ, ПРОВОДИВШИЙ НА ДНО ДВА БОЕВЫХ КОРАБЛЯ, ПОТЕРЯВШИЙ ТОВАРИЩЕЙ, ОСТАЛСЯ ЖИВ, ПРОЯВИВ ТВЁРДОСТЬ ХАРАКТЕРА И УМЕНИЕ СМЕЛО ДЕЙСТВОВАТЬ, СПАСАЯ ДРУГИХ.
СЛАВА ЕМУ!
13 февраля 2021 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №221021301714