Дочь Кощея Бессмертного

Случилась у чародеев беда. Да не абы к кому, а к самому Кощею Бессмертному без спроса во двор зашла и в доме поселилась – захворала его любимая жена Василисушка. Да до того дошло, что сидит Василиса весь день у окна, во двор смотрит и вздыхает тяжко. Кощей вокруг любимой жены чуть ли не ужиком вьётся:

- Радость моя, скажи, что тебя печалит? Отчего ты так грустна – от чего с тоской на мир смотришь? – спрашивает он у жены. – Может прогуляться по небу синему хочется? Али с подружками повидаться?

- Прости, Коша, да только ничего мне не хочется! – вздыхает Василиса. – А чего хочется – так того в целом свете не сыщешь!

- Счастье моё, ты только скажи, чего тебе надобно – что душенька твоя желает? В сей же час принесу - да хоть со дна морского или из-под земли достану! – клянётся Кощей.

- Нет, Кошенька, не найти тебе того ни на земле – ни на небе, ни на дне морском – ни под землей! – вновь вздыхает Василиса Премудрая. – Привиделся мне давеча сон: стою я не бережку реки глубокой – а в реке рыбка маленькая плавает. Чешуя у той рыбки всеми цветами радуги искрится-переливается, будто каменья драгоценные на солнце жаром горят! Вошла я в воду, да и поймала ту рыбку руками. Ах, Кошенька, как же радостно мне от того стало! Вот бы и в самом деле мне ту рыбку увидать!

- Что же ты, душа моя, по таким пустякам печалишься? – утешает Кощей. – Попросим Морского царя – он нам ту рыбку мигом найдёт! Уж кому-кому, а Морскому царю все реки и озёра, все моря и океаны подвластны – наверняка знает, где твою рыбку отыскать!

- Писала я Морскому царю – нет такой рыбки ни в реках, ни в озёрах, ни в морях-океанах! – чуть ли не плачет Василиса. – Ах, Коша, если б ты знал, до чего она хороша!

- Не плачь, милая, достану я тебе ту рыбку! – пообещал Кощей. – В сей же час на поиски пойду!

И отправился Кощей рыбку чудесную искать. Перво-наперво к царю Морскому зашёл, ещё раз его опросить - вдруг он подзабыл чего, когда Василисе отвечал, а потом вспомнил? Но Морской царь и вправду ничего о рыбке чудесной не знал и ни от кого другого о ней не слыхал. Заглянул тогда Кощей к Подземному царю – тот тоже мудростью и диковинками чудными в сокровищнице своей славился. Но и Подземный царь ничего о чудесной рыбке не знал.

Обошёл Кощей всех чародеев и колдунов, всех существ волшебных опросил, да только никто о рыбке с чешуей искрящейся, как каменья драгоценные, ничего не слышал, дива подобного никогда не видел. Пригорюнился тут Кощей, призадумался. И вспомнил он о Яге, что в Дремучем лесу живёт – к ней-то в гости зайти подзабыл!

- Вот я дырявая башка! – посетовал на себя Кощей и быстрее ветра помчался к Яге.

Удивилась Яга визиту Кощея, но вида не подала. Усадила за стол, угостила чайком душистым с домашними пряниками, а только потом стали они о деле говорить.

- Беда у меня, Ягуша, - поведал Кощей. – Василисушка моя тоскою зелёною мается - ничего ей не хочется: ни пряника печатного - ни яблочка наливного, ни прогулок по небу ясному – ни веселья и песен звонких. А всё от того, что привиделся ей сон давеча, будто поймала она рыбку чудесную. У той рыбки чешуя всеми цветами радуги переливается, словно каменья драгоценные жаром на солнце горят. Может ты знаешь, где мне ту рыбку найти, чтобы Василисушку порадовать?

Как услышала Яга, какая «беда» у Кощея приключилась – рассмеялась на всю избу звонко-весело, будто хорошее что узнала.

- Хоть и славишься ты, Кощей, умом-разумом, да премудростью – а простых вещей совсем не ведаешь! – смеётся Яга. – Не обычный сон Василисе твоей привиделся – а самый что ни на есть вещий. Коль поймала она во сне рыбку – знать, родится у вас через год ребёночек! А что чешуя у рыбки светом искрится-переливается, так то означает, что чародейной силы в ребёночке будет с избытком – и от отца и от матери силушку возьмёт. Потому и радостно Василисе от рыбки той – станет она через год матерью, и сердце её счастьем материнским наполнится!

Как услышал Кощей, что означает сон жены любимой, возрадовался, и себя не помня от счастья домой к Василисе воротиться поспешил.

Как сказала Яга – так и исполнилось. Спустя год родилась у Кощея и Василисы Премудрой дочь-красавица: красотой в матушку удалась - а умом и упрямством в отца родимого. Нарекли они дочь свою Алатыркою, что означает «всё в себе имеющая» - до того сильна была в ней магия чародейная, от родителей взятая.

Росла маленькая Алатырка не по дням – а по часам: через день научилась всякой птицей оборачиваться, через неделю – зверем перекидываться, а через месяц – любым человеком прикинуться. И года не прошло, как стала дочь Кощея пригожей девицей с весёлым и игривым нравом. От того и шалила она с утра до вечера без устали.

Дабы избавить жену любимую от хлопот излишних, взял Кощей птичек маленьких стайку, да и обратил их в мамок-нянек с обликом человеческим. Стали они за Алатыркой присматривать, да забавами разными дочь Кощея от шалостей отвлекать. Но недаром Алатырка Кощеевна в батюшку любимого умом пошла: взялась она сама всех мамок-нянек воспитывать – да и заставила их своей воле подчиняться.

Шалит Алытырка без устали, как ей вздумается: то птицей обернётся и в окно упорхнёт, летая весь день по свету белому - то чужим обликом обернётся и выдаёт себя за кого другого. Как-то раз гуляла она одна в саду зачарованном, что вокруг родного замка раскинулся. Смотрит – идёт путник заплутавший, незнамо как во владения Кощея Бессмертного попавший. Обернулась Алатырка родною матушкой, приняла облик Василисы Премудрой и стала от скуки молодца статного чрез ограду речами сладкими заманивать:

- Гой еси, добрый молодец! Куда путь держишь, да не устал ли в дороге долгой? – спрашивает она.

- Как зовут тебя, красавица? – спрашивает в ответ путник. – Отчего ты одна посреди скал проживаешь?

- Зовут меня Василиса Премудрая, - отвечает Алатырка, довольная своей хитростью. – А живу я не одна, с батюшкой – его в миру Кощеем Бессмертным кличут.

Как услышал молодец, кто в замке проживает – так и обмер от страха! Кощей Бессмертный в миру злодеяниями и коварством славился – знать, и дочь его по стопам отца пошла! Потому как все знают, что яблочко от яблони недалече падает, и тем же вкусом обладает. Догадался путник, что дело не чисто, и бросился бежать прочь от замка чародейского сломя голову.

Алатырка же ещё пуще страхом стращает и напастями грозит:

- Беги-беги, добрый молодец, покуда мой батюшка тебя не увидел! А я ему помогу – зачарую тебя в червя земляного, да на корм рыбам выброшу!

На тот шум сам Кощей из замка вышел. Видит он, что не Василиса, а дочь родная в матушкином обличье стоит: как прищёлкнул пальцами – так обманные чары сразу и развеялись! Стоит Алатырка в своём истинном облике, взгляд от батюшки, что грозно нахмурился, в сторону отводит.

- Ты пошто морок наводишь и людей карами стращаешь? – строго спросил Кощей с дочери.

- Вам-то, батюшка, что за печаль о простом люде заботиться? – фыркнула Алатырка. – О Вас и без того земля слухами полнится!

- Зачем я о себе слух по земле пустил – то моё дело, а тебе простой народ обижать зазря не позволено!

Ничего не ответила отцу Алатырка, лишь вздохнула тихонько украдкою.

Заплутавший путник вернулся к людям. Рассказал он всем встречным-поперечным о дочери Кощеевой, что Василисой Премудрою назвалась - и побежала по миру недобрая слава о Василисушке, чья злоба и коварство родного отца превзошли.

С тех пор и пошла средь людей путаница: в одних сказках дочь Кощея Алатыркой зовут, в других Василисой Премудрой или Прекрасной кличут, а кое-где просто богатыркой называют. Много у неё имён, да только завсегда Алатырку среди всех других распознать можно: любит она родных отца и матушку – потому завсегда на защиту Кощеева имени в бой без памяти бросается.

О тех подвигах дочери Кощея много сказок людьми было сложено, но их уже в другой раз поведаем.


Рецензии