На защите Онежского неба

Зимой 1941-1942 года, в связи с замерзанием Белого моря, город Мурманск остался единственным портом на Севере способным принимать импортные грузы. Это обстоятельство увеличило значение не только Мурманска, но и Кировской железной дороги, которая помимо обеспечения задач в снабжении войск Карельского фронта, обеспечивала переброску на юг прибывающих в Мурманский порт грузов. Противник, пытаясь парализовать этот путь подвоза, значительно усилил свое воздействие с воздуха, систематически бомбардируя станции и перегоны железной дороги. В связи с этим встал вопрос о более надёжном прикрытии воздушного пространства над всей железной дорогой от Мурманска до Обозерской.

Кировская железная дорога на участке Мурманск-Онега, протяжённостью около 800 километров, находилась в зоне досягаемости ближней бомбардировочной авиации противника, которая базировалась вдоль линии фронта, на расстоянии 150-250 километров от железной дороги. Грузовые поезда и воинские эшелоны двигались круглосуточно, и в этих условиях требовалось слишком большое количество истребительной авиации, чем ВВС Карельского фронта не располагали. Учитывая все эти факторы, прикрытие железной дороги на участке Сумпосад-Обозерская, было возложено на части ВВС и ПВО Архангельского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны, усиленными темпами продолжилось строительство железнодорожного моста через реку Онегу около села Порог. Для охраны воздушного пространства, с целью предотвращения вероятного обстрела и бомбардировки моста, на близлежащих возвышенностях были установлены зенитные батареи. Следы от укреплений зенитных батарей и сегодня можно увидеть на горах Бабьюха и Чемоданиха в деревне Павловская, на левом берегу реки, что находится недалеко от железнодорожного моста.

В конце мая 1942 года железнодорожный мост был принят в эксплуатацию, и имел важное стратегическое значение. Через него ежедневно проходило большое количество военных эшелонов с грузами из Мурманска, куда поставлялось вооружение по ленд-лизу. Здесь же проходило много санитарных эшелонов с ранеными в боях на Карельском и Северном фронтах. Защите моста в этот период уделялось особое внимание.

Защита от вражеской авиации была возложена на подразделения Архангельского дивизионного района ПВО, образованного 19 ноября 1941 г. В Онежском районе, в частности в районе железнодорожного моста, находились подразделения 41-го отдельного батальона ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), и, 213-го ОЗАД (отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона) ПВО, около моста через р. Вонгуда располагался 656-й ОЗПВ (отдельный зенитно-пулемётный взвод). Самолёты противника часто появлялись в онежском небе, производя разведку и аэрофотосъёмку населённых пунктов. Так 12 мая 1942 года, служба ВНОС в 12 часов 18 минут зафиксировала пролёт над Онегой на высоте 3000 метров группы из пяти самолётов противника, тип самолётов установлен не был. После вскрытия Белого моря ото льда, противник разведывал пути возможного подхода судов к беломорским портам, а так же вёл разведку железнодорожной дороги, по которой шло снабжение войск Карельского и Северного фронтов.

Вечером 16 мая 1942 г. на высоте от 3000 до 5000 метров, на участке ст. Мудьюга – ст. Нюхча вёл разведку самолёт «Юнкерс-88». Сделав над железнодорожным мостом два круга, самолёт улетел. На следующий день ранним утром, вероятно, тот же самолёт появился вновь на том же участке. Подойдя с моря, он, не заходя в зону зенитной артиллерии, пролетел над Онегой, и ушёл в сторону ст. Нименьга, а далее через Кушереку и Унежму взял направление на запад. Разведывательные полёты неприятеля над Онежской губой Белого моря и железной дорогой в мае месяце практически ежедневно. В основном, на больших высотах, пролетали одиночные самолёты «Юнкерс-88». Противник старался не входить в зоны поражения зенитной артиллерии, и, сделав своё дело, спокойно улетал на запад.

По приказу командующего Архангельским дивизионным районом ПВО, 1 июня 1942 года, для прикрытия железнодорожного моста, огневые позиции заняла 4-я батарея 213-го ОЗАД. Самолёты противника, производя разведку, вероятно, были достаточно осведомлены о местах расположения зенитной артиллерии, т.к. оперативные сводки за июнь месяц сообщают, что такой-то самолёт, пролетев над Онегой, двигался далее в западном направлении, не входя в зону огня зенитной батареи расположенной у железнодорожного моста. В тех же сводках предлагалось, что целесообразно в районе Онеги иметь истребительную авиацию, т.к. этим маршрутом самолёты противника летают часто, и высылать авиацию из Архангельска слишком далеко.

В июне 1942 года, в Онеге был сформирован 9 ОУТАП (отдельный учебно-тренировочный авиационный полк) 7-й воздушной армии, который стал базироваться на онежском аэродроме. На его формирование было направлено 190 человек лётно-технического состава 839 ИАП (истребительный авиационный полк) Карельского фронта. Здесь готовили к вылетам самолёты, которые поступали морем по «ленд-лизу» из Англии. В авиационных мастерских производился ремонт самолётов, пострадавших в боях на Карельском фронте. Также, вероятно, в годы войны Онежский аэродром использовался и для самолётов истребительной авиации Архангельского гарнизона ПВО.

В мае 1944 г. 9 ОУТАП был переформирован в 858 ИАП, и отправлен на Карельский фронт, где вёл боевую работу как отдельный истребительный авиаполк непосредственного подчинения 7-й воздушной армии на самолётах «Харрикейн».

Подразделения воздушного наблюдения, оповещения и связи, располагались помимо Онеги и Порога, в Ворзогорах, Нижмозере, Нименьге и др. населённых пунктах. Поэтому, обнаруженный самолёт противника, вёлся наблюдателями из подразделения в подразделение. Так 15 июля 1942 г. в 16 часов 32 минуты, на Нижмозерском наблюдательном пункте, по шуму мотора был опознан один самолёт «Юнкерс-88», который появился со стороны моря, и пошёл в южном направлении над восточным побережьем Онежской губы. Пролетев Онегу и Вонгуда, самолёт изменил курс на запад, и пошёл вдоль южного берега и железной дороги в сторону Беломорска. В 17 часов, он был достоверно опознан как «Юнкерс-88» на наблюдательном пункте Нименьга.

Массированных налётов вражеской авиации, как на железную дорогу, так и на населённые пункты Онежского района не было. Все действия авиации противника в онежском небе, заключались в проведении воздушной разведки и производстве аэрофотосъёмки. Так в Национальном архиве и библиотеке конгресса США имеется много аэрофотоснимков городов и посёлков СССР, среди которых имеются снимки Онеги, станций Кодино и Малошуйка, деревень в районе Чекуево за 1942-1944 гг.

Днём 21 января 1943 года, «Юнкерс-88» на высоте от 7000 до 4000 метров производил разведку юго-западного побережья Двинской губы и железной дороги Архангельск-Обозерская-Вонгуда. Полёт проходил вне зоны огня зенитной артиллерии, поэтому в районе Архангельска в воздух были подняты истребители, которые преследовали самолёт противника до с. Чекуево. С дистанции 2000 м. по нему было выпущено 8 реактивных снарядов, 120 снарядов Швак (авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.) и 50 бронебойных патронов. Но, как видимо, безрезультатно, так как в том же донесении говорится, что самолёт ушёл на запад.

Вообще, самолёты разведчики старались не попадать в зону поражения зенитной артиллерии, но, иногда это у них не получалось. Так 13 марта 1943 года в 10 часов 25 минут в районе железнодорожного моста появился разведывательный самолёт «Хейнкель-111» на высоте 4400 метров со скоростью около 70 км./ч. Охранявшая мост 4-я батарея открыла огонь, орудия работали отлично, личный состав был собранным и организованным. При обстреле самолёта было израсходовано 41 снаряд. После этого, самолёт увеличил скорость, и, набрав высоту, ушёл в восточном направлении. В этот же день, на час раньше, с моря со стороны посёлка Солза на станцию Мудьюга прилетел «Юнкерс-88», который на двух разворотах с высоты 400 метров сбросил на воинский эшелон 4 фугасных авиабомбы, а так обстрелял его пулемётным огнём. Две бомбы, упали вблизи железнодорожного полотна, повредив линию связи, две другие упали в болото. Эшелон и железная дорога не пострадали, ранено было всего два железнодорожника. На следующий день, 14 марта разведывательный самолёт в районе ст. Глазаниха сбросил ещё одну авиабомбу, но безрезультатно.

В течение одного дня, 16 марта в районе ответственности 4-й батареи пролетало два самолёта. В 8 часов утра, на высоте 800 метров, появился самолёт «Юнкерс-88», который в двух километрах восточнее станции Вонгуда сбросил на воинский эшелон четыре фугасных авиабомбы, из которых две не взорвалось, так же произвёл обстрел из пулемёта. В результате бомбардировки, паровоз получил шесть пробоин, была нарушена линия телефонной связи, человеческих жертв не было. Батарея огонь не вела, так как самолёт был вне зоны огневого поражения. В 9 часов 20 минут, в районе ст. Вонгуда, на высоте 4000 метров появился «Хейнкель-111». Батарея открыла огонь, используя «окно» между облаками, и выпустила 8 снарядов, но самолёт остался цел, и беспрепятственно ушёл. Жертв и разрушений не было. Полёты вражеской авиации на этот участок железной дороги участились. Самолёты истребительной авиации, патрулировавшие воздушное пространство в районе Архангельска и Молотовска (Северодвинск), в этот день перенацеливались по радио в район Онеги, но встречи с противником не произошло. Командующим дивизионным районом был издан приказ о повышении боевой готовности частей подразделений охраняющих стратегически важные объекты. Среди них значились подразделения зенитной артиллерии и зенитных пулемётов стоящие возле железнодорожных мостов через реки Онега и Нименьга. Предписывалось, чтобы в дневное время подразделения постоянно должны находиться в положении 100% вооружения и личного состава, в ночное время – 25%.

Через три дня, 19 марта с 7 до 9 часов утра, самолёт «Хейнкель-111», на высотах от бреющего полёта до 7000 метров производил разведывательно-бомбардировочный полёт со стороны фронта. В районе железнодорожного моста самолёт попал в зону огня 4-й батареи, которая вела по нему огонь из трёх орудий, израсходовав 9 снарядов среднего калибра. В это же время 656-й отдельный зенитно-пулемётный взвод, вёл огонь из одного пулемёта, израсходовав 65 патронов. Произведя всего одну очередь, пулемёт заклинило из-за неправильного снаряжения ленты. Второй пулемёт огонь не открывал, т.к. крыша землянки закрывала самолёт противника. Третий пулемёт, после четвёртого выстрела заклинило, т.к. диаметр одного из патронов оказался больше нормального. Уйдя из зоны обстрела, самолёт полетел дальше. Долетев до ст. Вонгуда, он взял курс на восток вдоль железной дороги, и через 1 километр, с высоты 50 метров сбросил 4 фугасных авиабомбы, из которых две не взорвались. Одна бомба упала в 10 метрах от железнодорожного полотна, повредив селекторную связь, другая, упавшая в 70-ти метрах, разрушений не принесла. Во время атаки был обстрелян санитарный поезд. Выполнив свою миссию, самолёт ушёл в северо-западном направлении в сторону моря.

Разобрав данный случай, были выявлены недостатки, в том, что командиры орудий не точно определили дистанцию, в результате чего, снаряды разрывались дальше цели. Наводчики же, в виду большого углового перемещения, часто теряли цель. Пулемёт оказался не подготовленным к стрельбе, в результате после двух залпов, он просто отказался работать. Таковы реалии военных событий.

Из-за участившихся случаев бомбардировки участка железной дороги в районе с. Вонгуда, 20 марта на усиление охраны железнодорожного моста, направлялась батарея МЗА (малогабаритная зенитная артиллерия) 372 ОЗАД. На усиление моста через р. Нименьга, были подготовлены два наиболее мощных пулемёта. Истребительная авиация дивизиона начала патрулирование воздушного пространства вблизи Онеги. Через четыре дня батарея МЗА заняла огневые позиции возле моста, и была полностью готова к открытию огня.

В начале апреля в Архангельском дивизионном районе ПВО был сформирован 318-й ОЗАД, и на его укомплектование была передана 4-я батарея 213 ОЗАД, простоявшая на охране моста через реку Онегу около года. С полным вооружением и личным составом она была передана в 160-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО. Охрана мостов через реки Онега и Вонгуда была возложена на подразделения, прибывшие сюда в конце марта. В это же время на ст. Кодино начал нести службу 654-й отдельный зенитно-пулемётный взвод, который 18 апреля был перемещён к мосту на р. Вонгуда, на смену 656 ОЗПВ, который в свою очередь передислоцировали к мосту через р. Онегу. Через день, здесь же заняла огневые позиции батарея МЗА 480 ОЗАД.

Разведывательные полёты вражеской авиации продолжались, частично продолжалось и нанесение бомбовых ударов. Так поздно вечером 30 мая на станции Колежма (Карелия), было зафиксировано прямое попадание бомбы малого калибра в хвост воинского эшелона, в результате чего сгорело четыре вагона с взрывчатыми веществами. На станции Куша, было сброшено шесть авиабомб, четыре из которых не разорвались. А в результате двух взорвавшихся, было разрушено 50 метров железнодорожного пути, и сгорело 4 вагона пустых вагона. Человеческих жертв не было. В связи с этим, для защиты участка железной дороги Беломорск-Малошуйка, было принято решение о формировании передвижной зенитной батарей при 372 ОЗАД, которая 5 июня в составе двух орудий МЗА и двух зенитных пулемётов, размещённых на трёх платформах, была отправлена из Архангельска в данный район. Через месяц батарея вернулась в Архангельск.

В 1944 году, вражеская разведывательная авиация всё реже и реже появлялась в онежском небе. Последнее сообщение о её полёте в Онежском районе, в журнале боевых действий Архангельского дивизионного района ПВО, датируется 30 июня 1944 года. В этот день «Юнкерс-88» производил разведку железной дороги Беломорск-Онега. Пролетев вдоль неё до Онеги, самолёт повернул на Север, прошёл вдоль побережья Онежской губы до села Лямца, где развернулся и ушёл в Западном направлении. Частями ПВО Карельского фронта было зафиксировано пересечение им линии фронта. В зону огневого поражения зенитной артиллерии самолёт не входил.

В сентябре 1944 года, многие подразделения Архангельского Дивизионного Района ПВО были передислоцированы в район ближе к линии фронта, которая всё дальше и дальше отодвигалась на запад. Охрана железнодорожных мостов в Онежском районе продолжалась до окончания Великой Отечественной войны.

На фото: Передвижная радиостанция наведения самолётов на аэродром Онега, зима 1942-43 гг. Фото из семейного архива Л.Н. Бавер (Ершовой).


Рецензии
Обращает на себя факт применения немцами дефектных бомб...

Олег Каминский   14.02.2021 12:16     Заявить о нарушении