Из жизни гражданского вертолётчика

         Воин света всегда стремится к совершенству.
За каждым ударом его меча – столетия мудрости и размышлений. Каждый удар должен заключать в себе силу и проворство всех воинов прошлого, которые и сейчас ещё продолжают благословлять битву. Каждое его движение чтит те движения, которые предшествующие поколения пытались передать нынешним через Традицию.
    Воин совершенствует красоту своих ударов…
                (Пауло Коэльо «Книга воина света», стр.92)

       Хочу обратить внимание  пилотов, что эта цитата автора полностью относится и к лётной работе. На каких бы высотах, скоростях и типах ЛА мы сейчас не летали, мы продолжаем традиции первых летунов времён Можайского и братьев Райт. А потому не имеем права их забывать. А у кого проблемы с памятью, поступать так, как рекомендует КВС и бард Вадим Захаров. Когда он был молодым и летал вторым пилотом у старого, убелённого сединами, командира, то обратил внимание, что тот, перед взлётом и особенно, перед посадкой, надев пенсне, производил одно и то же действие, а именно – доставал из кармана записную книжку. Открывал на первой странице, что-то там читал, после чего клал в карман обратно, и блестяще производил действия в соответствии с этапом полёта, на котором находился в данный момент самолёт.

      Вадим несколько раз просил показать КВС, что это он там читает, так регулярно? На что тот отвечал: «Всему своё время». И вот командир выполнил крайний полёт, завтра предстоят проводы на пенсию. Прощаясь с экипажем, достал записную книжку и, со словами: «Теперь она твоя», - вручил Вадиму. Тот в нетерпении раскрывает первую страницу и читает запись, сделанную крупными буквами: «На себя – это вверх, от себя – это вниз, не перепутай Кутузов !!!» Так и мы должны помнить и чтить традиции старых пилотов, если хотим летать долго, надёжно и счастливо…

       Прочитал твой «Ответ на рецензию Гуревского», Васильич, и хочу добавить свой опыт вертолётчика по поводу воздушной стихии.
 
         Про попадание в восходящие потоки:  мой коллега в районе Кзыл-Орды взмыл на 2000 метров, попав в такой поток. Хотя шел на 100 м истинной. Шаг-газ был на полу, а машину тащило вверх. Он молился, чтобы его с такой же скоростью не потащило вниз. Обошлось. Моля Всевышнего, молча, стал плавно снижаться, и снизившись, прекратил работу, пошел на базу, чтобы осмотреть машину.
 
         Я несколько раз попадал в нисходящие потоки. Один раз, выполняя «гравиметрическую съемку» на малых высотах, при ветре на пределе допустимого,, сделал посадку на вершине невысокой горной гряды между Семипалатинском и Карагандой. А взлетев, перевалил этот хребет по ветру и, ... попал в нисходящий поток. Благо, высота была метров 500 с учетом горушки.

         Машину швыряло как щепку и тащило вниз. Счел правильным не пытаться тянуть шаг вверх, а разогнать скорость, чтобы имея её, перед землей взять ручку на себя. Удалось выскочить, метрах на пяти-десяти:  и за счет скорости,  и за счёт ослабления силы потока.

         Второй раз повезло меньше: на перегруженном вертолете, при патрульном полете в горах с сотрудниками казавиабазы охраны лесов от пожаров, поддался на уговоры летнаба пройти пониже над начинающимся пожаров в предгорье Заилийского Алатау. Когда снизились, то летнаб предложил подсесть в подходящем месте, чтобы успеть погасить пожар, т.к. сюда не подойдет техника, да и время, пока она и люди доберутся, позволило бы пожару набрать силу.
 
        В принципе, я садился даже с перегрузкой, с геофизиками, на подходящие площадки в горах где можно было выйти на воздушную подушку на скорости, и досадить машину с коротким пробегом. А здесь, увидев подходящую площадку, я не успел сделать даже контрольный проход. При подходе к ней, потащило вниз. Вертикальная скорость росла быстрее, чем успел бы отвалить в ущелье, прикрытое отрогом, и ничего другого не оставалось, как досадить машину «подорвав шаг перед касанием», на три точки, на склон, градусов 40-50 и опустив хвост, с тем, чтобы попытаться после гашения вертикальной, мгновенно развернуться вокруг передней ноги и уйти вниз по склону.

      Что мне и удалось сделать, спасибо Господу, и с его разрешения, Ангелу-Хранителю!
 
         А при превышении скорости (очень торопился) в полете по перегонке, на эшелоне, вначале появилась незнакомая тряска, а потом, продольная раскачка вертолета. Когда глянул на УС-250, то увидел, что скорость подходит к 230-ти, что для моей малышки, да на высоте 2700 метров по 760, было недопустимо, согласно РЛЭ. Начал гасить потихоньку, скорость органами управления, и когда она упала до 180-ти км/час, раскачка прекратилась. Думаю, что, не распознав причину раскачки и продолжив полет на этой скорости, мог бы распрощаться с несущей системой, которая полетела бы дальше самостоятельно.

     Был ещё случай - как-то в горном «цирке» глубиной метров 500-700, при заходе на посадку на пупок в центре, подсосало так стремительно и активно, что успел только подорвать шаг-газ и приткнуть машину на переднюю ногу, между каменюк.

     Заказчики хлопали глазами «что делать»?
Кричу им: «делайте свой замер. Второй раз сюда не полезу. Потом, выбирайтесь наверх сами, не спеша. Я попробую, активно разогнав вертолет, выскочить наверх, по спирали». Что мы и сделали.

     Я выскочил таки, наверх, перекрестившись. Выключился. Осмотрел машину. Мда-аа. Повезло нам всем, однако. Где-то через час наверно, выползли и Заказчики, хватая ртом воздух — склон-то, не по детски крутой и долгий. В этот день мы работу прекратили и ребята сняли стресс, «стрессоснимающим раствором».  «Сделал себе зарубку, на носу» «Быть осторожней!». Но, её ненадолго хватило…..
 
    Так что, «Смотри лётчик в оба и, не бзди» - в это время. Потом — можно !!!-)
 
Жму кисть.
Виктор.

    П.С. Мне остаётся только поблагодарить Виктора Феофанова, поделившегося своим бесценным опытом вертолётчика, не раз испытавшего на себе коварство воздушной стихии, и, несмотря на все «передряги», сумевшего остаться в живых. А это значит, что к его опыту надо внимательно присмотреться, взять себе на вооружение, ну, когда ситуация в воздухе припрёт, использовать в своей практике.

    Всем Удачи !!!  Да, и не забывайте:  «На себя – это вверх, от себя – это вниз», кроме дельтоплана. Там всё наоборот, но тоже летает… А чё нам старым и молодым лёДчикам надо? Шасси от матушки-Земли оторвал, и мы сразу счастливы…


Рецензии
Орографическая болтанка...

Поправкин   30.03.2024 19:12     Заявить о нарушении
Не понял... ???

Полковник Чечель   31.03.2024 12:12   Заявить о нарушении
Орографическая болтанка-это болтанка связанная с обтеканием поверхности земли воздушных потоков.

Поправкин   01.04.2024 12:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.