90 год. Гл. 10. Что происходит с моей страной?..

Глава 10. Что происходит с моей страной?..

В сводках газетных новостей, в телевизионных репортажах, при освещении событий происходящих в стране как-то бессистемно, сумбурно проскакивают вести, – плохие вести, отрывистые и беспорядочные, особенно из республик Закавказья, от которых тоже перехватывает дух и спирает дыхание.
Я не показываю вида. Так – словом-двумя переброшусь с женой, а она, целиком занятая вечерними, после работы, домашними хлопотами, вознёй с детьми, не придаёт особого значения тому, что происходит где-то запредельно далеко от её дома, или делает вид… Сам, я тоже, стараюсь не зацикливаться на увиденном на экране телевизора, услышанном и прочитанном, усилием воли не даю разыграться воображению, но холодит душу и всё настойчивее возникает и возникает отдающий тревожным ожиданием чего-то необъяснимо страшного, вопрос. Что же происходит в моей стране? Что?..

Разбуженная и взбудораженная Перестройкой, она прокладывает путь к светлому демократическому будущему, решительно освобождается от «оков тоталитаризма», и при этом сильнее и сильнее пьянеет от сладкой свободы обволакивающей сознание, так пьянеет, что уже теряет способность трезво и рационально мыслить.
Страна, всё глубже и глубже, погружается в состояние предшествующее хаосу. Страдает от вседозволенности, точнее – пока ещё, – от её зачатков, и чем больше погружается, в решение всё новых и новых, возникающих по ходу Перестройки, проблем, – тем неопределённее и туманнее, меркнет во всё более затушёванном цвете, и лишь смутно, угадывается где-то там… благородная, конечная цель.
Я чувствую, как люди на моем предприятии всё меньше и меньше интересуются происходящем в их стране. Уходят в себя, в свои частные проблемы, и только более хмурыми, недовольными, недоверчиво отстранёнными становятся их лица от одного только упоминания об «успехах Перестройки», когда вольно или невольно, об этом надо им говорить, на рабочих встречах и собраниях.

Тревожные события в Нахичевани в канун Нового года обросли подробностями, отрывистыми сведениями о масштабах происшедшего. Разрушено более двухсот километров инженерных разделительных сооружений на границе с Ираном. Тысячи людей в последние дни уходящего года приняли участие в беспорядках, в акции по РАЗРУШЕНИЮ границы. Женщины, дети – в первых рядах разгорячённой недовольством толпы. И, не стихийно собравшиеся.
Руководит взвинчиванием обстановки в Азербайджанской ССР, направляет возмущение толпы и выплёскивание его в нужное русло, сформированный на гребне радикальных перестроечных настроений – Народный фронт.
Охраняют границу Советского Союза гарнизоны, солдатами в которых служат, в основном, русские ребята. Как им удалось обуздать натиск толп? Как удалось разрядить всё-таки взрывоопасную обстановку, пусть ценой уничтоженного и разорённого имущества, но без человеческих жертв?..

А ведь кому-то явно хотелось устроить грандиозную мясорубку  –  похлеще и помасштабнее событий в Тбилиси около года назад. И лозунги-то, какие ведут одурманенных людей: « …надо ли говорить о какой-то границе тоталитарного государства? Не нужна она нам, как и сама империя…»
Нежели граждане, наши советские граждане из Азербайджанской ССР, так уж стремятся и хотят слиться с соседней страной, Ираном? Страной, в которой господствует феодализм, поголовная нищета, и радикальная, воинственная, фундаментальная религия. Со страной, в которой не так уж давно произошла исламская революция? Верится с трудом…
Не получила кровавого развития провокация! Не получилось, – тогда – не получилось…

Месяца не прошло, и вот, уже в другом конце разрываемой противоречиями Республики забушевал всё-таки, пожар. Мощно забушевал, грозно. От пламени, чуть-чуть притушенного в Нагорном Карабахе, от решений принятых там, в одностороннем порядке, армянским большинством, об автономии и самостоятельности, полыхнул искрами, и в другом месте разгорелся до угрожающих, непредсказуемыми последствиями, высот, костёр лютой ненависти между соседними братьями-народами. И полилась, в возрастающих числом погромах, в азербайджанском Баку кровь армян, а вместе с ними и других граждан некоренной, не азербайджанской национальности.
И это – в городе, который в пору беззаботной юности, меня и моих товарищей по институту облачённых в приметную стройотрядовскую форму, в далёком 1971 году, за время транзитного пребывания в нем, поразил восточной, неописуемой доброжелательностью и гостеприимством, жизнелюбивой суетой, напоминающей непрекращающийся базар. Застряли мы тогда в Баку на пару дней, на пути следования в Махачкалу для оказания помощи в ликвидации последствий, произошедшего там недавно разрушительного землетрясения,

А сейчас – такое ощущение, что озверели там люди. Кто их довёл до такой степени? Какие такие причины разрушили их добрососедские взаимоотношения, которые, оказывается, иначе, как через кровь, невозможно решить и погасить.
Тревожные, как с фронта, скупые сводки новостей, из которых понятно, что гибнут в Баку люди. Десятками, сотнями гибнут в непрекращающихся погромах. Погромщики, превратившиеся в зверей растерзывают насмерть, попавших им в лапы сограждан неугодной национальности. Не дают надежд на пощаду, не оставляют малейших шансов – выжить.
И опять, как совсем недавно турки-месхетинцы в Узбекистане, – беженцы, неописуемое количество беженцев, своевременно вывезти которых из взбушевавшейся республики не успевает Союзное правительство. По слухам – более двадцати тысяч беженцев – без скарба, в одних платьях, рубашках и майках. Лишь бы выжить, лишь бы пересечь границу, лишь бы добраться до родной Армении! Но это – чисто армянским семьям.

Смешанным – полу-армянским, нет туда пути. По всей вероятности, их азербайджанскую половинку может ожидать уже в Армении кровавый приём аналогичный азербайджанским проводам. Подготовлен наверняка такой приём. Ненависть, грозящая перерасти в звериное состояние, притаилась, тоже зреет и в этой Закавказской республике. И вот-вот – тоже, выплеснется наружу…
Таким, смешанным семьям один спасительный путь – в Москву. Кто их там ждёт…
Черпающий информацию из одних только ему известных источников Журба Владимир Яковлевич, с возмущением делится очередной новостью:
– Один только беженец-армянин – тоже из радикально настроенных демократов, – чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, члены его семьи и родственники с комфортом со всем своим имуществом, покинул на самолёте, ставший враждебным для армян, Баку. Один – Каспаров! Остальные, его, гонимые соотечественники – на перекладных и с пустыми руками! Лишь бы – жизнь сохранить…

И вот по Указу Председателя Верховного Совета СССР М. Горбачёва введены, наконец, войска в вышедший из повиновения властям город Баку. Войска, встретили при входе в город ожесточённое сопротивление организованных вооружённых групп. Войска, понесли людские потери. При исполнении Приказа пробивали солдаты путь к назначенным местам дислокации встречным огнём, а потому и сами, неизбежно убивали и рассеивали по законам военного времени, сопротивляющихся мятежников, тоже – людей. Своих сограждан…
И я не знаю – есть ли другой выход, иными методами, гасить зачатки начинающегося материализоваться Призрака очередной Гражданской войны.
Чрезвычайное положение объявлено в Баку. Только такая мера дала очевидный результат, локализовала, остановила и притушила пожар ненависти. И, похоже – этот режим чрезвычайного положения сохранится в республике ещё долго…
И теперь уже понятно, что данное в январе обещание Правительства найти и призвать к ответственности виновников недавнего разрушения границы в Нахичевани  вряд ли исполнится…
Что происходит в моей стране? Что происходит…

Здесь, где я нахожусь, и где семья моя проживает – слава Богу, – спокойно. Уверенно держит власть в своих руках новое руководство Компартии Казахстана во главе с Назарбаевым Н.А. недавно избранным, вместо Колбина Г. перешедшего на другую работу. Внятную межнациональную политику проводит в жизнь. Высшая цель – межнациональное согласие. Важные и понятные для всех проживающих в Казахстане, экономические цели наметило правительство, и уверенно воплощает их в жизнь.
Выращивает многонациональный народ Казахстана богатые урожаи, строит дома, детские сады и школы. Соединяет города и села дорогами и телефонными коммуникациями. Настороженный декабрьскими событиями 1986 года, народ – не желает на территории, на которой проживает, из-за эфемерных, непонятных целей и надуманных поводов, вновь испытывать судьбу с уже предсказуемыми, на примере соседних республик, последствиями. Проявляет терпение и мудрость.
Пока это удаётся. Кто знает – как надолго…


Рецензии