На защите Онежского побережья

В Онеге, как и в Онежском районе, в период Великой Отечественной войны не было боевых действий, враг не дошёл сюда. Сегодня совершенно забыты, а порой и неизвестны, воинские части, находившиеся в районе Онеги, которые занимались обороной побережья Белого моря и железной дороги Обозерская-Сорока (Беломорск).

В начале войны в Онеге находились части 758-го стрелкового и 401-го лёгкого артиллерийского полков 88-й стрелковой дивизии. Основное базирование 758 сп. в зимний период было на территории нынешнего индустриального техникума, а летом полк выезжал в летние лагеря в верховье города. 401 лап. (1 и 2 батареи) находился на северной окраине пос. Шалга.

Утром 22-го июня бойцы и командиры вышли из помещений и палаток, лагерь озаряемый лучами восходящего солнца, празднично убранный выглядел красиво. На небе ни облачка, солнце ласкало теплотой своих лучей, наступал день обещающий только хорошее. На площадке сборов, вокруг трибуны, были выстроены подразделения 401 лап. и подразделения славной пехоты 758 сп., которые совместно праздновали открытие летнего лагеря. Наступала торжественная минута. Подразделения, одетые по парадному, стояли по команде «смирно». Взор всех был обращен на трибуну, солнце своими лучами вселяло в сердца собравшихся торжество, веселье, радость. После приветствий с торжественной речью по случаю открытия лагеря выступил командир 758 сп. полковник Щербатенко.

В своей вступительной речи он, поздравил бойцов, командиров и политработников с днём открытия лагеря, сообщил итоги занятий по боевой и политической подготовки в зимний и весенний период времени. Щербатенко призвал бойцов, командиров и политработников частей ещё энергичнее, прилагая максимально старания заниматься боевой и политической подготовкой в лагерный период. Как можно лучше, овладеть военной техникой, а также на отлично усвоить тактику боя в любых условиях.

«Товарищи, в настоящее время создалось напряженное положение не только в Европе, но и во всем мире в связи со второй империалистической войной. Пламя пожара распространилось по всему миру, охватывая все новые и новые государства. Надо быть начеку. Командиру, как можно больше работать над собой, дабы подготовиться ко всяким неожиданностям и случайностям…»

В этот момент речь полковника Щербатенко, который говорил через репродуктор, была прервана речью тов. Молотова, сообщавшая всему Советскому народу, что 22-го июня в 4 часа утра Германия, нарушив заключенный с нею мирный договор, вероломно по-разбойничьи нагло напала на Советский Союз, бросив в бой свои дивизии.

Среди присутствующих на открытии лагеря было много онежан. Всем гостям было предложено разойтись и покинуть территорию лагеря. В Онеге объявлялось военное положение.

На западных рубежах страны, советские войска вели тяжёлые оборонительные бои. Воинские части, находившиеся в Онеге, были готовы отправиться на фронт, но необходимо  было подготовить к обороне город и прибрежную полосу Белого моря. Противник ожидался с севера и северо-запада. Появление его самолётов и высадка, как авиадесанта, так и морских десантов была возможна на любом участке побережья Онежского залива.

Боевым приказом от 26 июня 1941 г. 758 сп. и 401 лап. приступили к обороне побережья на участке западный и юго-западный берег полуострова «Летний» – Нижмозеро – Покровское – Онега – Ворзогоры с задачей не допустить высадки десанта противника на своём участке, а при  высадке – уничтожить его. Упорной обороной не допустить распространения противника в направлении ст. Обозерская и Плесецкая.

Из боевого приказа №1 штабу 758 сп. от 26.06.41 г.:

«1/758 СП, спецподразделения полка с 3 и 5 батареями 401 ЛАП – резерв командира 758 СП в готовности выполнить задачу подвижного резерва. Подготовить район обороны на участке руч. Черный, Онега, Ворзогоры. Построить ДЗОТ на северной оконечности мыс. Пиельский. Задача: не допустить высадки десанта противника на южное и юго-восточное побережье Онежской Губы, в случае высадки десантных отрядов противника – уничтожить. Граница справа – оз. Б. Хайно (иск) Покровское. Командиру 1/785 СП гарнизоном №5 – 3 взвод 2 ср, с пуль. взводом 1 пуль. роты, взвод ПТО 1 сб. Начальник гарнизона – младший лейтенант ГОЛОВИН. Зам. по политчасти – младший политрук СОТЧЕНКО. Оборонять район Яковлевское – Ворзогоры (согласно схемы №5). С задачей: не допустить высадки десантов противника на южное побережье Онежской Губы и на северо-западное побережье мыса Ворзогоры. В случае высадки десантных отрядов противника – уничтожить. Командиру конного разведвзвода установить круглосуточное патрулирование на участке Онега – Покровское, Онега – Ворзогоры.»

На данном участке расположилось пять гарнизонов, патрулирующих как само побережье, так и дороги идущие вдоль него. Частично патрулирование проводили и с использованием катеров. На всём побережье устраивались окопы в полный профиль, с ходами сообщений, с деревянной обшивкой внутри и 4-5 накатов брёвен сверху. Было сооружено и необходимое количество ДЗОТов. Частично эти оборонительные сооружения и сегодня можно увидеть на морском побережье (рис.1,2).

Из обобщающего отчёта немецкой разведки о Русском Севере накануне и в начале войны:

«По показаниям военнопленных, в 1941 году на берегу севернее устья Онеги до Тамицы и, может быть, ещё дальше на север и юго-западнее устья Онеги было начато строительство полевых укреплений из брёвен и земли шириной примерно 15-20 км в 3 линии. Береговые батареи на островах перед устьем Онеги, 2,5-3 км северо-восточнее устья Онеги, 2-2,5 км северо-западнее Покровского и, может быть, на берегу перед Кяндой. Западнее Онеги у Унежмы, по показаниям военнопленных, летом 1941 года были построены полевые укрепления. Также должен был быть укреплен Хедостров.»

Ставкой Верховного Главнокомандования, 88-й стрелковой дивизии было приказано перебросить свои части в район ст. Лоухи и ст. Боярская Кировской железной дороги. 8 августа 1941 г. 758 сп. получил боевое распоряжение о выезде полка на фронт. Погрузка производилась тремя эшелонами с 8 по 11 августа на пароходы «Вологда», «Степан Халтурин» и «Сухона» Последний эшелон отбыл из Онеги ночью 11 августа. В Белом море были выставлены дополнительные дозоры, проведено траление фарватеров, самолёты вели разведку и поиск неприятельских подводных лодок. Операция по переброске прошла без потерь. 12 августа полк успешно прибыл в Кемь, а далее до ст. Лоухи по железной дороге. 401 лап. в 13 часов дня начал погрузку в три железнодорожных эшелона на ст. Порог, и по строящейся железной дороге, так же без потерь 13 августа прибыл на ст. Лоухи.

На смену частям 88 сд. прибыли части 263 сд., которая была сформирована в июне 1941 г. в Архангельске, в основном из призывников Архангельской области и Коми АССР, части которой продолжали оборонять побережье до декабря 1941 г. В Онеге с 15 августа 1941 г. находился 853 лап. Затем, так же морем, части были переброшены на Карельский фронт. На смену 263 сд. на охрану побережья заступают 32 и 33 осб. (отдельные стрелковые бригады), на фронт они отбыли в январе 1942 года.

В июне 1942 года, в Онеге был сформирован 9 ОУТАП (отдельный учебно-тренировочный авиационный полк) 7-й воздушной армии, который стал базироваться на онежском аэродроме (рис. 3). На его формирование было направлено 190 человек летно-технического состава 839 ИАП (истребительный авиационный полк) Карельского фронта. Здесь готовили к вылетам самолёты, которые поступали морем по «ленд-лизу» из Англии. В авиационных мастерских производился ремонт самолётов, пострадавших в боях на Карельском фронте.

В мае 1944 г. 9 ОУТАП был переформирован в 858 ИАП,  и отправлен на Карельский фронт, где вёл боевую работу как отдельный истребительный авиаполк непосредственного подчинения 7-й воздушной армии на самолётах «Харрикейн».

С 4 июля 1942 г. на основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 987938 от 23.06.42, началось формирование 224 стрелковой дивизии. Непосредственно в Онеге формировалось управление дивизии, 143 стрелковый и 111 легко-артиллерийский полки, 364 отдельная рота связи, 96 отдельная разведрота, 47 отдельный сапёрный батальон, 44 отдельный медсанбат и другие подразделения дивизии.

В районе ст. Вонгуда, формировался 160 стрелковый полк.

Из журнала боевых действий 160 сп. 224 сд.:

«160 сп. 224 сд. начал своё существование и боевую деятельность 6 июля 1942 г. в городе Онега Архангельской области. /Приказ №0068 по 224 сд. от 06.07.42 г./
Сама стрелковая дивизия сформирована на базе 116 отд. стрелковой бригады, прибывшей в г. Онега после боёв под Старой Руссой, по приказу Командующего Войсками Архангельского Военного Округа генерал-лейтенанта Шевалдина.
Первыми в 160 сп. прибыли тридцать средних командиров. Среди них в дальнейшем руководящие командиры: лейтенант Айрапетян, мл. лейтенант Никифоров, лейтенант Пикуль, техник Макаров, интенданты Быков и Донденко. Приказом по части №8 от 07.07.42 младший командный и рядовой состав был определён по подразделениям.
Полк формирует ВРИД командира полка – лейтенант Пикуль Н.П. и ВРИД комиссара полка – старший политрук Яковенцев М.Р.»

10 декабря 1942 г. дивизия, согласно боевого приказа Архангельского военного округа, перешла в распоряжение Командующего Ленинградским фронтом. Части и подразделения перевозились железной дорогой, по четыре поезда в сутки, с Онеги и Вонгуды, через Вологду до ст. Волховстрой-2. К 17 декабря дивизия сосредоточилась в районе пос. Кисельня, далее совершая ночные марши, к 25 декабря прибыла в Ленинград.

В марте 1943 г. в Архангельском военном округе формируется 25 стрелковая дивизия 2-го формирования. Участия в боевых действиях она не принимала. Дислоцировалась в городах Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Онега и по железной дороге Обозерская-Сорока (Беломорск). Непосредственно в Онеге и ближайших окрестностях, находился 31 стрелковый полк, который продолжал нести службу по обороне побережья Онежского залива, на случай внезапного нападения десанта противника.

В районе с. Порог и д. Павловская находился 41-й отдельный батальон ВНОС 78-й дивизии ПВО, который защищал железнодорожный мост. Зенитные батареи были расположены на всех возвышенностях в районе моста. Следы от укреплений и сегодня можно увидеть на горах Бабьюха и Чемоданиха в д. Павловская.

Были и другие части, которые в период войны находились в Онеге и окрестностях, но доступных данных о них не имеется, а получить какую-либо информацию из архива Министерства Обороны очень сложно. И, к сожалению, в Онеге, нет ни одного памятника или мемориальной доски, на которой было бы написано: Здесь в годы Великой Отечественной войны находились (формировались) части N-ской дивизии…

Фото слева: Линия окопов на морском побережье севернее мыса Пильемский.
Фото справа: ДЗОТ на морском побережье севернее мыса Пильемский.


Рецензии