Отрывок из Фольклориста

Давид, упоминаемый в тексте - герой романа "Фольклорист". Но отрывок документальный. Фантастика и реальность переплетались как тогда, так и ныне.

***

Time. 24.12.84. Дипломатия: снова в пути.
Еще до того, как Михаил Горбачев, 53, вероятный кремлевский наследник, приземлился в предыдущую субботу в Хитроу, британские официальные лица были озабочены, как бы преуменьшить значение его предстоящего восьмидневного визита. Британцы боялись, что слишком большое внимание к Горбачеву может уменьшить его шансы и усилить позиции его соперника, Григория Романова, 61, тоже члена Политбюро, которого считают догматиком и сторонником жесткой линии...(В скобках Давид пометил: Романов снят 1 июля 85.)

Там же его внимание привлекла статья о ядерной зиме. Нарушая план посвятить записную книжку чистой политике, он записал: Natalie Angier. Environment: Debate over a Frozen Planet. Серьезные исследования подтверждают мрачные предсказания ядерной зимы... Действительно, в статье были сcылки на американца К. Сагана (С. Sagan) – Давид знал, что он был одним из организаторов программы SETI, поиска сигналов из космоса и других свидетельств существования внеземных цивилизаций, читал кое-какие его астрономические работы. Наличествовали и ссылки на советских ученых – академиков Г. Голицина, К. Кондратьева; Н. Моисеева, на профессора В. Александрова...
Последнее имя его зацепило – записную книжку Давид заполнять начал с запозданием, был конец 85-го, это имя где-то мелькало. Конечно, Александровых пруд пруди...
Ну да, о «ядерной зиме» он что-то слышал еще до отъезда, но было не до этого, на имена он не обратил тогда большого внимания. Но это зацепило чем-то другим. Что-то он о нем слышал уже в Израиле.
Копать пришлось не очень долго. Правда, заметка об Александрове ему на глаза попалась в журнале Нейчур, а журнал он брал в университетской библиотеке, не в матнасе. Но историю имя за собой вытащило детективную.
Он скопировал на ксероксе саму заметку и записал кое-что в книжку.

Vera Rich. Nuclear Winter Expert Vanishes…. Nature, 316, 4 jul. 85, p. 3.
«Советский компьютерный специалист, который играл ключевую роль в дискуссии о ядерной зиме, исчез с конференции в Толедо в Испании в марте, и западные коллеги опасаются, что его нет в живых...»
Бесследно? С заседания Комитета по проблемам охраны окружающей среды? В Испании? Ну, может, не совсем бесследно...
«Свидетельства людей, последними видевших Александрова, различаются, согласно одному источнику, он собирался вернуться в центр конгрессов, но там так и не появился. Согласно другому, видели, как группа из нескольких мужчин затолкала его в машину. Позже обнаружилось, что его вещи исчезли из гостиничного номера, но паспорт позже нашли в урне на улице...»
«Коллеги Александрова в лаборатории Лоуренса-Ливермора в Калифорнии говорят об отчаянных письмах от г-жи Александровой, которая была крайне удивлена и встревожена тем, что ее муж не вернулся...»
«Александров был автором советской двухуровневой модели атмосферной циркуляции, которая была представлена в Стокгольме в ноябре 1983 г. Модель подтверждала мнение Сагана и Эрлиха о последствиях ядерной войны...»
Читая заметку, Давид не мог не думать о Юре-Юаре. О его плаче в жилетку уезжающего друга и исповедальных рассказах. Странно, что история Александрова –казалась более реальной. Неужели просто потому, что он читал о ней в Nature?
«Александров будто бы признался западному коллеге, что ему велели заняться этой моделью за два месяца до собрания экспертов в Бостоне, призванных оценить обоснованность мнения Сагана...»
Намек на то, что атмосферная модель Александрова носила пропагандистский характер? Давид поставил рядом с фразой вопросительный знак.
«Трудно объяснить молчание западных коллег Александрова. Многие, однако, считали, что он мог стать перебежчиком, и инцидент с автомобилем – всего лишь прикрытие. Они ожидали, что рано или поздно он появится в безопасном месте в одной из западных стран. Но в таком случае следовало бы ожидать протестов со стороны СССР по случаю явного похищения. Их, однако, не последовало. Не было и никаких попыток очернить его, что было бы естественно, если бы его считали перебежчиком...»
«Один из источников, связанных с западными спецслужбами, говорит, что эта карта не из их колоды...»
Конец статьи Давид переписал полностью.
«Если Александрова силой заставили вернуться в Советский Союз, как ныне опасаются некоторые из его друзей, и его намеренно убили, или он погиб, сопротивляясь, при попытке похищения, то неясно, каковы мотивы этого. Иные считают мотивом риск, что он мог стать перебежчиком. Другие – опасение, что он собирался выступить с разоблачениями, якобы советские предупреждения об опасности ядерной зимы являлись пропагандистским трюком для воздействия на международное общественное мнение, в то время как военные в СССР оперируют понятием допустимого «уровня выживания» под воздействием ядерных осадков.»
Собственно, отметил Давид, главное тогда – опроверг ли кто-нибудь его теорию? Ничего похожего на опровержение ему на глаза не попадалось.
«Эти рассуждения, возможно, слишком далеко идущие, отражают растущую обеспокоенность его судьбой. Хотелось бы надеяться, что, пускай с запозданием, но Советский Союз или одна из западных стран дадут нам какое-то объяснение, и, если возможно, предъявят самого Александрова.»

Потом к этим заметкам добавились другие. Детективная линия явно затмевала политическую. Об исчезновении Юрченко, сотрудника КГБ, собиравшего в Италии сведения об исчезновении Александрова. Он исчез чуть позже, чем появилась заметка в Нейчур, 1-го августа. Давид аккуратно записал ссылку: Jakob V. Lamar, Another Return From the Cold, Time, 07.10.85.
Самое удивительное, что 2 ноября, меньше чем через месяц после этой публикации в Time, Юрченко неожиданно объявился у входа в советское посольство в Вашингтоне. Его впустили. Неделю спустя он выступил на пресс-конференции в Москве. Объявил, что американцы его похитили. Разумеется, передача транслировалась по советскому телевидению. Об этом Давид узнал от Алины.
Но все же записную книжку он завел ради политики, и чувствовал, что совсем пренебрегать этой стороной дела было бы неприлично. Перед кем неприлично, это, конечно, вопрос, that is the question, как говорится у Шекспира, но мы всегда кого-нибудь воображаем, этого достаточно.

Time, 18.03.85. Почти весь номер о Горбачеве. Заголовки: «Москвичи: я даже не знал, что Черненко болен» (данные опроса); «Советы: мир изучает новую гвардию» (что предлагает Горбачев – революционные изменения или продление агонии); «Советы: ключевые фигуры в игре власти» (о четырех влиятельных персонажах в окружении Горбачева); «Советы: конец эры разброда и шатаний»; «Советы: отблеск стали за любезной улыбкой»...


Рецензии
Очень интересная тема. Я встречался с Александровым на семинарах. Моисеева я знал лично. В то время в александровскую модель мало кто верил. Было общее мнение, что, если начать все крушить в ванной топором, в потом пытаться спрогнозировать, что станет с зубной щеткой, примерно то же самое выдает модель Александрова. Его исчезновение - действительно таинственный эпизод так и не раскрытый.


Николай Дали   18.02.2021 09:45     Заявить о нарушении
Неожиданно и очень интересно. А какое было впечатление от самого Александрова?
У меня это одна из документальных вставок в довольно-таки фантасмагорический, но
не фантастический текст. Поэтому я старался подобрать по возможности достоверный
материал для вставок. В любом случае, это материалы (реальной) прессы, которые
читает Давид.

Сергей Владимирович Соловьев   17.02.2021 23:01   Заявить о нарушении
Александров производил впечатление человека заангажированного на продвижение своих результатов заграницей и не особо заботящегося о точности расчетов.В тот момент он был одним из фаворитов Моисеева, остальное для него не имело особого значения. Моисеев был несоменно талантливым ученым. Тем не менее,он слишком легко увлекался очередной, на его взгляд, интересной идеей и также легко остывал, бросая все на пол-пути, так и не доводя ничего до конца.

Николай Дали   18.02.2021 17:46   Заявить о нарушении
Вдвойне интересно, когда люди вроде нас с Вами приходят к тому, что пытаются что-то выразить (поймать) через литературные тексты, начав с науки, а иначе никак...

Сергей Владимирович Соловьев   19.02.2021 02:48   Заявить о нарушении