Возможен ли коммунизм?

      
Евгений Шейнман

               
                Современный ответ прост и суров: нет, не возможен...
                Термины «коммунизм» и «коммунист» появились уже в 1830-е годы  во Франции, им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами
                В статьях Маркса термин «коммунизм» впервые зафиксирован в 1842 году. К 1848 году он уже широко распространился.   Маркс и Энгельс не были изобретателями или первооткрывателями коммунизма – они только оформили его в стройную доктрину. Коммунизм до Маркса, до «Манифеста Коммунистической партии» – это мечта, идеалистическая утопия.
              Для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития, характерен так называемый    первобытный коммунизм. Соответствующий ему первобытно-ообщинный строй по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком.  Не Маркс и не Энгельс ввели в употребление термин "первобытный коммунизм". При жизни Маркса не было опубликовано ни одной его работы, в которой этот термин использовался бы. Энгельс впервые употребил его в 1884 г. в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" .            
           Первобытно-общинный строй — самый длительный период в истории человеческого общества. Существование коммунизма в прошлом человечества есть факт, который совершенно твердо установлен. (Ю.И. Семенов). В первобытном обществе отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Добытые блага и вновь изготовленные средства производства находились в общественной собственности, предполагающей совместное использование в режиме открытого безвозмездного доступа. Это было возможно благодаря личному знакомству членов такого общества между собой, в связи с маленьким размером группы.
               У всех народов, находившихся на самых ранних ступенях развития, добытая пища всегда в конечном счете распределялась между членами общины совершенно независимо от того, участвовали они в ее добывании или не участвовали. И распределялась она между членами общины в общем и целом в соответствии с их потребностями, т. е. по потребностям. Это распределение происходило в трех основных формах. Каждый член общины брал из добытого определенную долю. Это - разбор. Добычу делили между членами общины. Это - разделодележ. Члены общины делились добытым друг с другом. Это — дачедележ.  Вся добытая пища поступала в разбор или дележ внутри общины. Это свидетельствует о том, что вся пища независимо от того, кем она была добыта, была собственностью общины, общей собственностью.
            Пища, добытая теми или иными людьми, находилась не в их собственности, а только в их распоряжении. Подлинным же ее собственником была община. Общественная собственность на пищу проявлялась в обязанности лиц, в распоряжении которых она находилась, делиться ею с другими членами коллектива.  Весь материал о народах,находящихся на ранних ступенях развития, свидетельствует о существовании у них коммунистических (коммуналистических) отношений. В  эволюции собственно первобытного общества можно выделить два этапа: фазу ранней первобытной общины (раннепервобытного общества) и фазу поздней первобытной общины (позднепервобытного общества).  Первобытный коммунизм был характерен только для первой из этих фаз. Раннепервобытная община была коммуной. Переход к фазе позднепервобытной общины был ознаменован появлением, наряду с распределением по потребностям, распределения по труду, а также индивидуальной собственности и определенного имущественного неравенства. Однако на этой стадии сохранялся равный доступ всех членов общины к средствам производства.     По  убеждению Р. Лоуи, коммунизм должен исключать какие бы то ни было личные права на вещи. Сопоставляя реальные общества с созданным им идеалом, Лоуи отказывает им в праве именоваться коммунистическими на том основании, что они не полностью согласуются с ним.  И все-таки в конце концов он вынужден признать, что по крайней мере общества некоторых "примитивных" народов являются коммунистическими. В частности, это относится к народам Арктики. Он даже говорит об "арктическом коммунизме"
                Г. Кунов пишет : "Правда, у австралийцев мы находим род потребительского коммунизма. Счастливый охотник должен отдать орде часть своей охотничьей добычи; и в этом случае не все члены орды без различия имеют одинаковое право на мясо и рыбу, только определенный круг родственников. К тому же этот потребительский коммунизм возникает не из так называемого первобытного "духа общественности" или "чувства солидарности" и т. д., вообще не из какого-либо этического принципа, а под давлением нужды: это фактически коммунизм нищеты (Notstandskommunismus) 
               
            Если коммунизм означает просто отсутствие частной собственности на природные ресурсы и средства производства, то безусловно общины охотников и собирателей являются коммунистическими.  Зачатки идеи первобытного коммунизма можно найти еще у Монтеня . В зародышевой форме она присутствует в работах Морелли , Мабли , Дидро .
            Никто из названных авторов термина "коммунизм" не употреблял. Он появился только с началом 40-х годов XIX в., причем первоначально лишь для обозначения определенного социального движения того времени и его идеалов. Удивительно, но в Манифесте Коммунистической партии не встречается слово «Коммунизм». Манифесту предшествует работа Ф. Энгельса «Принципы коммунизма», где на вопрос: «Что такое коммунизм?”, следует ответ: «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата». И все.
                Сейчас мир изменился. Современные законы обещают рабочим все то, что они требовали во времена зарождения идей коммунизма. Существуют профсоюзы, которые следят за соблюденим этих законов.
                Идея общества, в котором не было бы нищеты, угнетения, социального неравенства и частной собственности,  не нова.  В различных формах эти идеи возникают уже в самых ранних произведениях античности. Греческий философ Платон развивал эти мысли (притом одновременно отстаивая рабство!), а также первые христиане. Позже, в средние века, они особенно ярко проявились в концепциях движения милленаристов, а также в произведениях одного из лидеров крестьянской войны в Германии, монаха Томаса Мюнцера.
                Однако, коммунистические концепции не могли получить существенного развития до тех пор, пока новый класс - пролетариат - не заявил о себе как о самостоятельной силе в обществе. Еще в XVII столетии в Англии и в XVIII веке во Франции  возникли политические течения внутри буржуазных революций, отстаивающие коммунистические доктрины. Даже в то время, когда пролетариат еще полностью не сформировался как самостоятельный класс общества, его наличие, тем не менее, привело к созданию, для защиты своих исторических интересов, организаций типа «Истинных уравнителей» в Англии и «Равных» во Франции.
                В Коммунистическом Манифесте коммунизм представлен не как изобретение нескольких прожектеров, которые просто ждут его воплощения в жизнь, а как единственное общество, которое может придти на смену капитализму и преодолеть его  противоречия.  Ключевой аргумент Манифеста заключается в том, что капитализм, подобно всем предшествующим обществам, не может длиться вечно. Если капитализм и представляет прогрессивный шаг в развитии человечества, прежде всего объединяя мир через посредство мирового рынка, то сегодня его развитие сталкивается с  противоречиями. Коммунистический Манифест был ошибочен в той части, что капитализм уже достиг пределов своего собственного развития и коммунистическая революция поставлена в порядок дня (эту ошибку его авторы Маркс и Энгельс признали несколькими годами позже)
                Единственной задачей производства при коммунизме должно быть удовлетворение человеческих потребностей; промышленные изделия, которые производит общество, перестанут быть товарами; меновая стоимость исчезнет, останется только потребительная стоимость.
                В примитивных обществах производительность труда была настолько низкой, что едва удовлетворяла самые простые физические потребности членов сообщества. Эксплуатация и экономическое неравенство были невозможны .   Если бы некоторые  присвоили себе или потребили продуктов больше, чем другие члены этого общества, то беднейшие его члены не смогли бы выжить вообще.
               Сторонники коммунизма считают, что современные  капиталистические кризисы - превосходная демонстрация необходимости в коммунизме, и самыми большими утопистами являются те люди, которые воображают, что достичь более полного удовлетворения человеческих потребностей возможно через реформу капитализма, а не через его полное упразднение, и  коммунизм становится необходимостью сегодня не только, чтобы гарантировать дальнейший прогресс человеческого рода, но и просто для того, чтобы гарантировать выживание человечества вообще.
                Писатель-публицист И.В. Милонов на вопрос «Почему вы считаете коммунизм единственным правильным вариантом будущего?» отвечает: «Потому, что никакая другая идеология или религия не обещает равной жизни на Земле каждому человеку – сильному и слабому, гениальному и малоспособному, . Если взять во внимание факт того, что человечество состоит из средних людей, то рассматриваемая идеология наиболее устраивала бы большую часть населения Земли.
               Французский политическй деятель 20 века Жорж Клемансо многозначительно выразился: «Кто смолоду не был коммунистом, в старости будет мерзавцем».
               Малина В.А.,  Федорищенко А.И.  считают,что идея коммунизма - не утопическая идея. Она реальна. Замечательными примерами существования исследуемой идеологии,считают они, стали такие страны, как Китай, Вьетнам.
               Л.Сокольский  заметил, что, в принципе, совсем не удивительно, что  вопрос о коммунизме стал все больше и больше беспокоить российских граждан. 25 лет жизни при капитализме окончательно убедили их, что капитализм - это совсем не тот общественный строй, при котором им хотелось бы жить.
                Коммунизм — не выдумка Карла Маркса, как сейчас пытаются внушить .  Это строгий научный вывод, считают марксисты, который за 150 лет никто опровергнуть так и не смог.  Они утверждают, что мировой капитализм создал последние необходимые условия, без которых успешное функционирование коммунистического общества было бы вряд ли возможно:  он обобществил производство теперь уже в глобальном мировом масштабе, тем самым значительно упростив переход к общественной собственности на средства производства в масштабе всего мира; создал и внедрил в жизнь информационные технологии  ,без которых невозможно было бы реализовать на практике принцип самоуправления, на основе которого функционирует коммунистическое общество. Фактически капитализм как общественная система полностью изжил себя. Человечеству он больше не нужен. Осталось уничтожить только частную собственность на средства производства — главную основу всякого классового общества — и дорога к коммунизму будет открыта.. Так считают сторонники коммунизма.
                В программе КПСС 1977 года дается официальное определение коммунизма: «Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа»  (                 Сторонники коммунизма провозглашают, что  задача всех коммунистов — подарить своему народу взгляд в будущее, показать несправедливость нынешней системы и необходимость перемен, а также развеять все попытки реакции сохранить капитализм. Даже если не сегодня, не завтра, ни через год, ни через 5 лет социалистической революции не случится, то она всё равно произойдёт,  и это лишь вопрос времени.
                Политолог Рустам Бурнашев замечает: "Как рабочую гипотезу я бы выдвинул идею, что некритическое восприятие марксизма, его огульная критика, которая стала доминировать на постсоветском пространстве в конце 80-х годов, привела к искажению восприятия у населения идей коммунизма.
                Реальный коммунизм ,по мнению Алесандра Зиновьева, в общем виде выглядит так. Ликвидированы классы частных собственников. Ликвидирована частная собственность на землю и природные ресурсы. Обобществлены все средства производства. Все взрослое и трудоспособное население организовано в стандартные деловые коллективы. Трудоспособные граждане отдают свои способности и силы обществу через деловые коллективы, получая за свой труд вознаграждение, необходимое для их существования и существования их семей. Все они суть наёмные работники государства. Создана единая, централизованная и иерархизированная система власти и управления. Создана единая плановая экономика, контролируемая и управляемая государством. Централизована и унифицирована система воспитания и образования молодёжи. Создана единая государственная идеология и централизованный аппарат идеологической обработки населения. Гражданам гарантированы работа, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, пенсия по старости и инвалидности и другие минимальные социальные блага. Созданы мощные карательные органы и органы общественного порядка, а также вооружённые силы, чтобы защищать страну от внешних нападений.
                Скрупулезный и несколько фантастический разбор всего, что связано с коммунизмом производит Милонов И.В. Итак, распределение при коммунизме не будет зависеть от меры работоспособности и способностей. Следовательно, участие в труде не будет стимулироваться материально. Место материальной заинтересованности  займут духовные и социальные факторы. Изобилие материальных и духовных благ, обеспечит полное удовлетворение разумных потребностей личности в обществе.
                Что заставит людей изменить свое сознание, свою психологию на коммунистическую?  Общественное бытие определяет сознание, а не наоборот,  Это значит, что надо внедрить в обществе коммунистические отношения, не дожидаясь, пока сознание людей станет коммунистическим, сознание же начнет подтягиваться под отношения.
                Исчезнет ли при коммунизме преступность? В коммунистическом обществе отсутствуют все основные причины преступности, и она попросту невозможна...
                Какова судьба отдельных стран и народов в коммунистическом будущем?  Победа коммунизма во всемирном масштабе создаст все необходимые материальные и духовные предпосылки для слияния наций. Возникнет общий язык, единое средство общения у всех людей. Человечество составит единый коллектив, единую братскую общность, свободную от антагонистических противоречий.
               Кто и как будет управлять коммунистическим обществом? С утверждением бесклассового коммунистического общества, не знающего политики и государства, на смену государству придет неполитическое общественное самоуправление, при котором общественными делами будут управлять сами жители Земли, на основе Системы Всемирного Голосования.  Какими  будут труд и трудовые отношения в коммунистическом обществе?   В коммунистическом обществе каждый человек будет заниматься тем трудом, который его больше всего увлекает, позволяет шире проявить свои способности и таланты. А тяжелый, монотонный, непривлекательный труд, будет переложен на автоматику, электронику, робототехнику, нанотехнологии.   
                Почему сторонники коммунизма  считают его единственно правильным вариантом будущего Земли?    Потому, что никакая другая идеология или религия не обещает равной жизни на Земле каждому человеку.
               Является ли коммунизм последней общественной формацией, и означает ли он венец и остановку развития цивилизации? (вот интересно!)  Безусловно нет. За коммунизмом последуют еще более высокие формации развития человеческого общества, о которых еще слишком рано говорить. Например, вполне возможно, благодаря развитию нанотехнологий и созданию "разумной среды обитания", человечество как бы сольется в один живой организм(!), с совершенно новыми перспективами для эволюции и развития.
                Классики коммунизма утверждает что в коммунистическом обществе будут упразднены институты брака и семьи, а дети будут воспитываться обществом...  По мысли Ф. Энгельса, современный институт брака и семьи перестанет существовать в коммунистическом обществе. Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу не будет нужды вмешиваться.Дети с самого рождения будут передаваться на воспитание в общество, в специально созданные для этого учебно-воспитательные заведения, одновременной заботе множества квалифицированных людей. 
                Как коммунисты планируют решить вопрос с постоянным ростом населения на планете?    Рождаемость будет регулируемой (!). Только в соответствии числа людей и реальных экономических возможностей- основа удобной жизни и стабилизации ресурсов планеты на долгие времена.
                Как прийти к коммунизму?  Коммунизм не придет автоматически, независимо от воли и действий людей. Диалектика исторического развития отличается сложным взаимодействием субъективного и объективного , что предполагает активную деятельность.   Победа народных масс предопределена, ибо на их стороне - законы истории, законы социального прогресса.
                Какие ошибки  предшественников необходимо учесть  при построении коммунистического общества?  Нужно учесть главные ошибки,допущенные предшественниками, в том числе и те, благодаря которым стал возможным развал СССР и временное поражение социализма.  Необходимо построить управленческие структуры общества таким образом, чтобы во власть смогли прийти достойные люди. Историческая заслуга Парижской коммуны, писал Ф. Энгельс, состояла в том, «что она  она платила всем должностным лицам, как высшим, так и низшим, лишь такую плату, которую получали другие рабочие...
                Каким будет человек, в коммунистическом обществе?   Человек будущего - это прежде всего всестороннее развитая личность, гармонически сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.   
                Возникает естественный вопрос: почему такое общество, в наибольшей степени отвечающее потребностям человеческого развития и наиболее близкое к его идеальной форме ,не возникло до сих пор? Американский журналист Уилл Роджерс сказал: «Коммунизм , как сухой закон: идея хорошая, но не работает».
                Анатолий Серый считает, что коммунизм  заточен под идеальных людей, которых не существует - именно поэтому коммунистам пришлось действовать террором и диктатом.         
                Александр Ходаковский (https://rusvesna.su/news/1549009640)  высказал соображение, что прийти к коммунизму, где не просто от каждого по способности — каждому по потребности, а нужно пахать на совесть и брать ровно столько, сколько нужно для существования, без накопительства и излишеств, и не завидовать, и не обозляться, если другие дают меньше тебя, а получают так же, — невозможно, если не сформировать некую новую породу человека.
                Сергій Дацюк   (https://glavcom.ua/columns/sergiydatsyuk.html) спрашивает, имеет ли коммунизм хоть какой-либо потенциал для будущего? Или мы присутствуем при полном упадке коммунизма — как практики, как теории. Ответ:в качестве социальной практики коммунизм имеет негативный потенциал. В этом смысле как социальная практика коммунизм неизбежно оказывается страшилкой для человечества. Где бы коммунизм ни пытался реализоваться, он неизбежно доводил классовую борьбу до массовых убийств, когда гибло огромное количество людей. Коммунизм как социальная практика отдельной страны или даже целой социалистической империи неизбежно порождал изоляцию от остального мира капитала, обрекая себя на враждебное противостояние на международной арене, что в ситуации наличия ядерного оружия создавало угрозу всему человечеству.
                Коммунизм как теория неизбежно вторгался во все гуманитарные (а иногда даже естественные) науки, блокируя их развитие. 
                Подобно тому, как революции считались Марксом локомотивами истории, а пролетариат — могильщиком буржуазии, коммунизм должен считаться страшилкой человечества, которая чудовищными жертвами своей социальной практики  запугивает капиталистов и тем самым гуманизирует капитализм, заставляет его считаться с рабочими, лучше оплачивать их труд и обеспечивать их социальные права                  Поражение социальной практики коммунизма в ХХ веке состояло в том, что он не смог обеспечить более высокую, нежели капитализм, экономическую, политическую и культурную эффективность развития общества. При этом за коммунизмом, без сомнения, можно признавать огромные социальные и общечеловеческие инновации, повлиявшие на социальную практику капитализма: бесплатная медицина, бесплатное образование, бесплатная рекреация, космический проект.
                Евгений Ющук обратил внимание,что, описанное Лениным главное условие победы коммунизма – значительное превышение производительности труда – так и не было выполнено («Великий почин»,1919).
                В работе Бердяева «Правда и ложь коммунизма» указывается, что в коммунизме есть великая ложь, ложь антихристианская, но в нем есть и большая правда и даже много правд и всего одна ложь. Но эта ложь так велика, что она перевешивает все правды и искажает их. Он спрашивает: «Мы стоим перед вопросом: в чем привлекательность коммунизма, почему он так заразителен, почему он идейно победил в русской революции, почему символика коммунизма движет массами, вызывает энтузиазм?.В чем же  правда ? Можно установить целый ряд положений, в которых правда на стороне коммунизма. Прежде всего, эта правда  - отрицательная, критика лжи буржуазно-капиталистической цивилизации, ее противоречий и болезней.В коммунизме страшнее всего смешение правды и лжи. Что противопоставить коммунизму, как бороться с ним? То, что обычно ему противопоставляют, и то, как обычно с ним борются, скорее укрепляет коммунизм, чем ослабляет его, и дает новые аргументы его защитникам».
                Владимир Мацкевич жестко характеризует коммунизм. Коммунизм до Маркса, до «Манифеста» – это мечта, идеалистическая утопия,  порой красивая в своём идеализме и романтическом гуманизме. Но это - и  свобода вместе  с рабством,   равенство в виде принудительной уравниловки. Этот коммунизм представляет собой внеисторический, чуждый практике и здравому смыслу нереалистический идеал, обладающий притягательной силой при отсутствии критического мышления и технического отношения к пробам и попыткам воплощения идеала в жизнь. Защищая коммунизм, современные его адепты чаще всего апеллируют именно к этой мечте и идеалу.
        Виктор Аксючиц говорит: распространено  мнение, что идея коммунизма прекрасна, но в процессе реализации она   была извращена. Между тем история человечества не знает большего  согласия между теорией и практикой, чем в странах с коммунистическим  режимом. Тип государства, неизменные многомиллионные жертвы, классовое неравенство, невиданные гонения на верующих, разрушение религиозного и построение атеистического уклада жизни  – всё это результаты скрупулёзного следования догмам идеологии.
                Тарас Чорновил считает, что идеологию коммунизма запретить нельзя, но  эта идеология не несет в себе позитивного начала. Вся история ее развития в мире показала, что она либо маргинализируется, либо, в конце концов, приводит к каким-либо преступлениям (https://gordonua.com/day_question/zapret-communisma.html)
                Итак, мы привели мнения сторнников  коммунизма и его яростных противников. В последнем абзаце подводится  итог — развитие идеологии коммунизма в конце концов приводит к преступлениям. История как будто подтверждает это. Однако  не только идеология коммунизма привела к  тирании и деспотизму, бесправию народа. Смена и развитие  общественных формаций — феодализма и капитализма также сопровождались кровавыми войнами , особенно этим богат двадцатый  век. Капитализм перерос в  демократию западного мира со значительным потенциалом развития.
              Если мы посмотрим на современных (немногих) коммунистов (впрочем, коммунистов не так уж и мало, учитывая, что представители разных партий России  все вышли из коммунистов), то увидим, что это обычные люди, ничего общего не имеющие с палачами прошлого  и не разделяющие их вину.
              Фундаментом капитализма является рынок, только он может регулировать  спрос и предложение. Однако с развитием цифровых технологий появится возможность точного планирования товаров и услуг и т.п.
               Итак, кровавые распри являются неизбежным этапом каждой общественной формации, в том числе и коммунизма. С течением времени капитализм перерастает в демократию и далее... в идеальное общество - коммунизм(?)               
               Возможно  и другое более драматичное развитие событий.  Например, экологическая катастрофа, космическая катастрофа, ядерная катастрофа и т.д. Человечество (или его остатки) будут поставлены в условия, близкие к первобытному обществу. Для своего выживания человечество придет к коммунизму, подобно первобытному коммунизму. А дальше ? Дальше начнется все сначала. Из общества равноправных начнут выделяться наиболее способные и энергичные  люди, начнут формироваться и сменять друг друга различные общественно экономические формации (будут ли они похожи на прошлые, наверное пока никто  не сможет ответить).
Итак, возможен ли коммунизм?
Не знаю...


Рецензии
И Маркс и Ленин полностью завершили теорию и практику ГЛОБАЛЬНОГО КОММУНИЗМА.Она содержится в следующей книге.

Новое направление в марксизме «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ».

Книга под названием «Капитал Маркса это термодинамика».

1). Первая половина книги содержит математическую модель Капитала Маркса и математическую модель диалектики Гегеля.

2) Вторая половина книги содержит теорию Глобальной Коммуны Маркса в структурированной форме. Дело в том, что назрел коммунизм, а социализм устарел.
Теория коммунизма Маркса изложена в структурированной форме.

После прочтения книги теорию глобальной Коммуны могут понять даже школьники.
Вторая половина книги гуманитарная. Ее могут понять все, кого интересует коммунизм и социализм Маркса.

Трагедия левого движения в том, левые это сплошные гуманитарии. И поэтому они не понимают работ Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина. Наши вожди - ЛОГИКИ, то есть почти математики.

Классики ВСЕ ДОКАЗЫВАЮТ! Работа автора – первая на планете. В работе приведена система доказательств классиков.

Книгу нужно передавать математикам и физикам для продолжения работы. Продолжение работы повысит авторитет Маркса, Гегеля среди научной и технической молодежи. А это победа.

Русский вариант: «Математический марксизм».
http://drive.google.com/file/d/1rMD23EvvO8oJ54eS3Y-FT1E0MVFoPGpJ/view?usp=share_link
Английский вариант: «Капитал Маркса это термодинамика».
http://drive.google.com/file/d/13T5P6DcV1xP9g3vNTGd2WGWg0o_3XIRw/view?usp=share_link

Николай Мокушев   24.06.2023 10:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте уважаемый Николай!
Спасибо за интересную статью.
Ваши рассуждения меня очень заинтересовали.
Желаю Вам творческих успехо.
Евгений

Евгений Шейнман   12.09.2023 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.