Невыдуманная история

               
       В РЕДКИХ СЛУЧАЯХ ШКОЛЬНИКИ МОГУТ  ВЫБРАТЬ СЕБЕ УЧИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯМ О ВЫБОРЕ УЧЕНИКОВ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ. Педагоги прекрасно понимают, что  одним  на роду написано быть  хорошим слесарем или поваром, другим – врачом или учителем, лишь немногие  становятся учеными. В школьной жизни, кому везет больше, ученикам с    учителями или учителям с воспитанниками, сказать сложно. .
           В УЧИТЕЛЬСКОМ ТРУДЕ ДЛЯ МЕНЯ САМЫМ ТРУДНЫМ  БЫЛО КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО.  От школьной администрации  приходилось получать  нарекания за «проказы» и «невинные» шалости подопечных, которые доставались вначале мне, классному руководителю, и  лишь в крайних случаях - родителям. Строго спрашивали, прежде всего, за их плохое поведение и успеваемость. И ведь прекрасно понимали и понимают, что не все рождаются с примерным поведением, единицы - вундеркиндами, не каждому дано постичь высшие материи, одни поймут их, лишь став взрослыми,   другие даже не вспомнят. И счастливо проживут  всю жизнь.
          Для многих учителей  «камнем преткновения»   была   девятиклассница  Маша.  Молчаливая, скромная,  очень добрая,   по окончании уроков она одной из лучших  справлялась с уборкой классной комнаты, с удовольствием  помогала   одноклассникам, примером для всех была на субботниках,  воскресниках, сборе металлолома и макулатуры, но  учеба по многим предметам, кроме труда и физкультуры, были для нее постоянной, трудно решаемой   проблемой. За двойки, начиная с начальных классов, родители, вместо помощи, постоянно наказывали ее, сажали  в погреб, но кроме чувства страха от холода и темноты,  этот метод  Машеньке  знаний не прибавлял.
     Девочка с большим  трудом  добралась до выпускного  класса, но требовалось незамедлительно решать, как ее допустить к предстоящим выпускным экзаменам. Решила   помочь ей и учителям, преподававшим  в классе, у которых подобные ученики так же имелись, а о репетиторах в те годы никто  не помышлял. С Машей заранее договорились  о   повторении  уже изученного ею материала   по нескольким учебным предметам после уроков.
     ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Окончились уроки, оставшуюся часть  дня мы посвятили анатомии.  Стали в пустом коридоре у окошка третьего этажа, на подоконник положили учебник анатомии,  добросовестно его перелистывали, обратили серьезное  внимание на текст, схемы, рисунки.  С  сердечными клапанами «мучились» долго, но с помощью текста учебника и схем разобрались. Точно так же «мучили» органы зрения, слуха,  пищеварения и  остальных органов.    В заключение, обе облегченно вздохнули, и пошли в кабинет биологии радостно сообщать  Анне Николаевне о том, что Маша к экзамену готова.
      СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ.  Окончились уроки, на том же подоконнике третьего этажа мы проверяли знания  немецкого языка. Вновь листали страницы учебника, первую тему выбрала Маша. Каково же было мое изумление, когда не только на первой, но и второй странице учебника  она читала только одно слово «прэзэнс». Предлагала третью страницу, но вновь звучало только это  слово. У меня зарябило в глазах. Вспомнила, что когда-то неплохо знала немецкий язык, поэтому  следующие темы начинала читать я, а  Маша повторяла текст  после меня. Читали, читали, читали  довольно долго, но злополучного слова «прэзэнс» больше не находили. Кто радовался в те минуты больше, Маша или я, трудно сказать. Постоянно повторяла ей: «Запомни, Маша, нет в текстах этого слова!» До вечера мучился с нами бедный подоконник. Мы читали текст на немецком языке,  переводили  его на русский язык. Честно отчитались перед Зоей Александровной, учителем немецкого языка, что от злополучного слова «прэзэнс» избавились,   правильно читаем текст учебника и  с  переводом справились.
      ПОСЛЕДУЮЩИЕ  ДНИ.  Географические карты родного кабинета встречали не  одну Машу, да и другие учебные кабинеты так же.
     СДАЛА МАША ЭКЗАМЕНЫ, получила аттестат об окончании девятого класса, хорошо отучилась в городском ПТУ, вышла замуж, стала отличным поваром, женой и хозяйкой,  вырастила троих сыновей. За двойки ни одного из них не отправила в погреб. 
        Порой вспоминаю третий этаж школы, старый подоконник, географический кабинет и множество географических  карт, которые в кабинете встречали учеников    к очередному уроку, а старшеклассникам  многочисленные географические карты помогали отчитаться на   тематических зачетах, а в конце учебного года еще и экзамены по географии, который они сдавали дополнительно избранным предметом. 
        КАКОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ИЗУЧАЛИ ДЕТИ МАРИИ, НЕ ЗНАЮ, НО СЛОВО «ПРЭЗЭНС» В МОЕЙ ПАМЯТИ ОСТАЛОСЬ, ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ, ТРЕТИЙ ЭТАЖ И ЛЮБИМЫЕ МОИ УЧЕНИКИ.


Рецензии