Скоро ли конец света?

Кончина мира приближаетс;?
Недавно прочитала пророчества отца Феофана Почаевского и преп.Лаврентия Черниговского о кончине мира. Они говорили,что некоторые из их духовных чад доживут до него, хотя по возрасту они уже были в преклонных летах. Так значит, это уже совсем скоро,может еще несколько лет и все? Я не могу теперь отделаться от мысли, что застану пришествие антихриста, боюсь и хочу умереть до этого страшного времени. Скажите, можно ли Вас попросить помолиться за меня, дабы Господь помиловал меня и забрал до этого страшного времени?

17.03.2006, Наталия , Россия, г.Санкт-Петербург

Уважаемая Наталия!

Предсказаний о конце мира и "скором" пришествии антихриста великое множество. Уже возлюбленный ученик и друг Христов писал своим духовным чадам (I в.): "Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2, 18).

И святой Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около 400-го года. "Я не погрешу, - говорил он, указывая приблизительно дату около 400-го года. И погрешил: прошло 1548 лет с этого дня, конца мира нет. Писано это в 8 томе его сочинений, в объяснении беседы Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, гл. 4)" - свидетельствует Митрополит Вениамин (Федченков) в книге "За православие помилует меня Господь" (СПб, 1998). В другой книге митр. Вениамина "О конце мира" дается обстоятельный анализ апокалиптических ожиданий и весьма полезные раздумья: "к чему это обязывает нас?":

"Теперь ли ждать конца?

Я думаю:  НЕТ!

Да помилует меня Господь за сие мнение. Но меня к сему обязывает многое, и прежде всего само Слово Божие.

а) Вы знаете, есть множество мест, где решительно указывается один из несомненных признаков приблизившегося конца мира, - это именно: НЕОЖИДАННОСТЬ. При этом данный термин должно понимать не только в смысле

"внезапности" часа, - а еще более в смысле - ОТСУТСТВИЯ ОЖИДАНИЯ КОНЦА. Послушайте. Люди будут есть, пить, строить и т. д., как перед потопом... Верно, - отчасти... Но не только. Притча о девах говорит, что "задремали" даже и мудрые девы... И потому и другие слова: "не знаете, когда придет", "бодрствуйте, дабы оный час не застал вас спящими", говорят, что даже и верующим грозит эта опасность. Аналогия с апп. Петром, Иаковом и Иоанном - в саду Гефсиманском: уснули при страшном часе Жениха Господа.

Но даже если допустить, что здесь речь идет собственно о "часе", а не об ином, более общем моменте, если допустить, что заснут юродивые девы и мир, во рве лежащий, а не ученики (хотя это неверно, по-моему: "и мудрые" "воздремаша", то есть на какой-то короткий срок и слегка забылись); и тогда несомненно, что вообще-то люди, не только не будут ждать конца, а перед концом как раз будут утверждать и думать, что водворяются "мир и безопасность" (слова ап. Павла в 1 Фес. 5, 3). Сейчас же мы как раз видим обратное: всеобщее недовольство, смятение, "издыхание от грядущих бедствий", ожидание конца или по крайней мере катастроф мировой истории. О "мире и безопасности" только все мечтают, а их нет... Это одно совершенно несомненно говорит, что конец мира - не сейчас, не теперь. А когда? - не знаю. Но нужны года, чтобы человечество вошло в желаемое состояние (пусть и мнимое, временное, поверхностное, и конечно - внешнее, земное, - а не духовно внутреннее) "мира и безопасности"... Чтобы стали "говорить" "все": "Ну, наконец-то, мы дождались мира и порядка"... Такие дела не творятся неделями и месяцами, а годами, десятилетиями...

б) Второй признак - обращение евреев к вере. Об этом я мог бы подробно написать, но скажу кратко… И Сам Господь на это указывает: "остается двор ваш пуст, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне"… И еще: Иерусалим будет во власти язычников, пока не исполнятся времена язычников (язычник в Евангелии противополагается
иудею). Ап. Павел (Рим. 9) решительно говорит. что "весь Израиль" спасется, - после того, как языческий мир перестанет давать новых чад Церкви (разумеется, не единиц, а масс народных, то есть когда кончится "эпоха" наполнения Церкви из язычников). "Все", - то есть массы Израиля, а Израиль истинный не по букве, а по духу (ср. Рим. 11, 26 = Рим. 2, 28-29). Св. Иоанн Богослов предсказывает Церкви Филадельфийской (братолюбивой), что их мало, но зато "из сатанинского сборища" (каковыми будут называющие себя иудеями) истинные иудеи придут и поклонятся пред христианами (Откр. 3, 9). И св. Иоанн Дамаскин - что евреи пред концом мира обратятся, хотя самый момент этого он относит уже к последним годам: "будут же посланы, - говорит он, - Енох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть Синагогу - к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов; и они будут умерщвлены им (антихристом)" ("Точное изложение веры", 267 стр. В репринтном переиздании (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. "Точное изложение православной веры". М.-Ростов-на-Дону, 1992 г.) - стр. 339 - прим.). Но хотя бы самое обращение было в последние года; однако исторически это должно быть подготовлено. А для этого требуются опять не месяцы, а  годы и десятилетия… Психологически и поэтически к этому толкает история… И это подготовляется уже… Я мог бы поделиться с Вами своими мыслями о последнем, но, может быть, до другого раза… Я видел … прекрасных христиан из евреев… Но массы их (даже и правоверных) еще не проснулись. Следодвательно, не конец мира и по сей причине.

в) В подтверждение этого сошлюсь и на два знаменательных свидетельства.

Свт. Тихон Задонский в видении Божией Матери, сопровождаемой ап. Павлом, спросил и о конце мира. А ему св. ап. Павел сказал словами своего же послания: "Когда будут говорить: "мир и безопасность"; тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5, 3).

Преп. Серафим тоже сказал одной из духовных дочерей - Дивеевских сестер: до антихристовых времен не доживете, а времена антихристовы переживете. Замечательные слова!

Сейчас Россия (в особенности) переживает эти времена... Подлинно они антихристовы по существу и даже почти и по масштабу... Но Вы видите, - что эти времена "переживутся", то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный.

И подобное, насколько приходилось слышать (кажется, через того же С. Н. Дурылина), - говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет 70 лет удивительного расцвета и веры, и благоденствия России... А уже потом - еще ужаснее... И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность - конец...

Психологически-исторически это нужно предположительно считать не только вероятным, пожалуй, и исторически НЕОБХОДИМЫМ, то есть, чтобы данный момент изжит был Россией и ПРЕОДОЛЕН.

За это более данных, чем за то, что она погибнет духовно безвозвратно или даже разделится пополам, на безбожников и христиан, - как в свое время Запад разделился на католиков и протестантов...

Итак, нам еще не видеть (кажется) годов конца мира; хотя много данных за то, что, по-видимому, мир подходит к своему завершению...

Так думают многие современные наблюдатели. Афонские старцы ныне летом одному русскому паломнику (Б. П. Апрелеву) решительно заявляли, что они для себя почитают "несомненным" наступление последних времен. Современная катастрофа, - говорит и князь Е. Трубецкой (хотя его книга в целом мне не нравится и представляется поставленной неверно и в принципах, и в деталях - прим.) ("Смысл жизни" см. Смысл жизни. Антология. - М., Стр. 456-475 - прим.), - "дает основание говорить о провале, катастрофе всемирной культуры, частью свершившемся, частью еще надвигающемся. На наших глазах апокалиптическое видение зверя, выходящего из бездны, облекается в плоть и кровь... Всюду свирепствует адский вихрь всеобщего разрушения. Сатана обнажился, и мир стал адом. Церковь стала средоточием разбушевавшейся в мире ненависти ... И в этой ненависти - вся сущность ада, вся его необъятная темная бездна".

Но и он видит возрождение Церкви: "Среди всеобщего разрушения в ней одной проявились силы созидательные.

Церковь собирается и организуется... Одним словом, начинается процесс церковного возрождения". И хотя "все указанные Евангелием признаки близости конца Вселенной - налицо в НАШИ дни, однако, мы должны быть чрезвычайно осторожны в выводах из этого факта". "Не в первый раз" предсказывали сроки. Но "всякий раз оказывались одинаково неправыми те, кто приурочивал евангельские предсказания к какой-либо определенной дате,
более того - к определенной эпохе истории... А в то же время всякий раз была и великая правда в тех предчувствиях". Катастрофы и ожидания "всегда означают... действительное... приближение конца". А дата неизвестна. "Катастрофичность" эпохи переживают и другие русские богословы и мыслители (архиеп. Феофан, протоиерей С. Н. Булгаков и очень многие частные лица)...

Это же сознается даже и западными мыслителями, как, например, Шпенглер ("Закат Запада") (В русском обиходе книга О. Шпенглера называется "Закат Европы"; перевод вл. Вениамина точнее, в оригинале здесь Abendland, "страна Запада". - прим.); это отмечается и на всемирных студенческих христианских конференциях, - как, вероятно, Вы знаете по Манчестерскому движению 1925 года".

А наш старец о. Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем написал: "Но вот мы дожили до 2001 года, а конца мира все нет, и жизнь продолжается. И Христос, пришедый в мир грешныя спасти, продолжает Свой подвиг - любви к роду человеческому. Он даровал нам путь ко спасению". Вот и будем по силам своим с Божией помощью держаться Церкви и в покаянном духе смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, не  запугивая и не засуживая себя преждевременными страхованиями.

Молитву о Вас исполняем.

Мир Вам и Божие благословение.


Список тем.
Список вопросов.


Рецензии