Актриса одной роли

Она была талантлива, обаятельна, сексапильна. Могла быть фантастически успешна. Но осталась исполнительницей одной роли — в фильме «Женя, Женечка и „катюша“». Сегодня фамилию Галины Фигловской мало кто помнит.

Галине 28 лет. Каждое утро она приходит в КБ завода «Химмаш» (тогда — просто «п/я 925») в подмосковном Калининграде и выполняет, наверное, интересную, но все-таки довольно однообразную работу. И кажется, так будет всегда...

Художественная самодеятельность для Галины была только хобби. После школы она окончила химико-технологический институт, но, выходя на сцену народного театра при Большевском Доме офицеров, неожиданно решила попробовать себя на профессиональном уровне.

В Щукинском театральном ей прочили большое будущее. Студенткой Галину пригласили в театр на Малой Бронной сыграть Мэрилин Монро. Актриса очень любила эту роль, могла говорить о ней часами, читала монологи. Но из-за «неправильных» высказываний автора пьесы Артура Миллера о СССР спектакль был снят. Без работы актриса не осталась. Однако вдруг бросила сцену и ушла на закрытое предприятие.

Причина была личная. Измена любимого. Нервный срыв. Больница... Потом, возможно, она и жалела о резком решении оставить актерскую профессию. Но тогда не могла поступить иначе. Ей хотелось убежать от всего и вся, спрятаться. И уж точно никогда ни в кого больше не влюбляться.

Владимиру Мотылю пришлось использовать все связи (свои и чужие), вплоть до МВД и КГБ, чтобы отыскать в каком-то «почтовом ящике» Галину Фигловскую. Неудивительно, что, когда ее пригласили на встречу с режиссером, она восприняла это как розыгрыш.

Мотылю, впрочем, было не до шуток. Он уже начал работу над трагикомедией «Женя, Женечка и „катюша“», отснял почти все летние сцены. И понял, что Наталья Кустинская — совсем не связистка Земляникина. На этой кандидатуре настояло руководство «Ленфильма» — актриса стала суперпопулярной после фильма «Три плюс два», где изумительно сыграла в ансамбле с Натальей Фатеевой, Андреем Мироновым, Евгением Жариковым и Геннадием Ниловым. Но под задуманный сценаристами образ Кустинская не подходила. Владимир Мотыль и Булат Окуджава видели Женечку как крепкую, властную, обаятельную и при этом чуть... грубоватую девушку. Которая могла и посмеяться над Колышкиным (Олег Даль), и «отшить» его.

Рискуя нарваться на неприятности, Мотыль заявил: «Или меняем Кустинскую, или я отказываюсь от картины». Режиссеру пошли навстречу. Съемки были остановлены. Но ни в ленинградских, ни в московских театрах найти подходящую героиню не удавалось. Тогда режиссер отправился в «Щуку», в которой — так считалось — учились самые красивые и сексуальные девушки. А увидев фотографии Фигловской, понял: «Это она!»

На первой встрече с Галиной Мотыль сразу обратил внимание на ее чувственную нижнюю губу.
— Я тут же представил, как она не просто поцелует солдатика, а прямо проглотит целиком, — делился потом с журналистами Мотыль.
Ни о ком другом он уже и думать не мог. На счастье Мотыля и Окуджавы, Фигловскую увлекла история связистки и минометчика. Пробы были успешными. Руководство «Ленфильма» утвердило дебютантку.

С точки зрения сценаристов, Женечка Земляникина получилась идеальной. «Девушка — точная фронтовичка», — восхищался Окуджава. Да и партнеры по фильму были подобраны основательно: Олег Даль, Михаил Кокшенов (хоть и начинающий в тот момент), Марк Бернес, Георгий Штиль... А в эпизодах — Мотыль и Окуджава.

При этом судьба картины была нелегкой с самого начала. Режиссеру не дали снимать ее на «Мосфильме». После окончания съемок на фильм тут же был наложен запрет из-за трагического финала, потом его все-таки пустили «третьим экраном» (по отдаленным кинотеатрам и клубам). Критики такую войну воспринимать и вовсе не хотели. И только зрители все поняли правильно и оценили. И историю любви на фронте. И актерские работы. И музыку Исаака Шварца. И юмор...
Главное — картину приняли ветераны войны. И в год премьеры, в 1967-м, ее посмотрели в общей сложности 24,5 млн человек.

Галина получила славу и любовь зрителей. Ее заметили кинорежиссеры. А очарованный актрисой Георгий Товстоногов тут же пригласил в БДТ.
После съемок Фигловская вернулась было в «почтовый ящик». Но от предложения Товстоногова отказаться не могла. И в очередной раз оставив прошлую жизнь, уехала в Ленинград.

Ей предстояло ввестись в спектакль «Еще раз про любовь» — Татьяна Доронина как раз уехала в Москву. Потом Галина начала репетировать Аглаю в «Идиоте», но тут ушел из БДТ Иннокентий Смоктуновский, и спектакль сняли из репертуара.
А скоро и «Гога» охладел к актрисе, обнаружив, что сексуальность у нее только внешняя...

Несмотря на дюжину ролей в БДТ и с десяток кинокартин, ничего хотя бы столь же выдающегося, как «Женя, Женечка и „катюша“», у актрисы Фигловской больше не случилось. В 1976-м году она уволилась из театра. Спустя десять лет сыграла последнюю роль в кино.

Как Галина жила оставшиеся 14 лет до смерти, практически никто не знает. Актрису было не видно, не слышно. Карьера не сложилась. Повезло только в любви. Много лет после предательства она и слышать ничего не хотела ни о романах, ни о замужестве. Лишь сценаристу, писателю Эдгару Дубровскому удалось вернуть Галине веру в настоящие чувства.

Даром что совместная жизнь их не была такой уж легкой. Детей Господь не дал. И многое приходилось преодолевать. Как призналась однажды актриса, «родилась в мае, так и маюсь». Бывший альпинист, работавший в противочумной службе, Эдгар Борисович много болел, перенес несколько операций и в результате остался без ноги.

Вскоре слегла с полиартритом и Галина Викторовна. Болезнь прогрессировала. Руки и ноги перестали слушаться. Она буквально таяла на глазах. И только просмотр фильма «Женя, Женечка и „катюша“» мог вызвать на ее лице едва заметную улыбку...

Когда ходить парализованная актриса уже не могла, муж с одной ногой носил ее на руках. Но спасти любимую женщину был не в силах. Спустя пару недель после 62-го дня рождения Галины Фигловской не стало. Эдгар Дубровский больше не женился. И пережил супругу на 16 лет.


Рецензии