Сказание о рыбаке Федуле

В стародавние времена, земли вдоль реки Онеги постепенно заселялись новгородцами, которые стали строить себе жилища, в местах наиболее пригодных для проживания. Многие из них занимались соляными промыслами, добывая соль, которая дорого ценилась в то время. Соляные варницы были и около деревни Олутинская, которая теперь Пиялой зовётся. Для строительства соляных колодцев рубили они лес на обоих берегах реки, в том числе и в местности с название Хачела, что почти напротив Олутинской деревни располагалась. Лесу было много, поэтому часть его была использована для строительства церкви Святого Климента папы Римского. В ней-то и стал служить пономарём в начале XVII века крестьянин Агапитко Евстафьев.

Пономарское дело было не хитрое, звонить в колокола, зажигать свечи и прислуживать при богослужении. Сыновья его, которых трое было – Харламко, Якушка да Федулко, к пономарской службе как-то готовы не были, поэтому и занимались крестьянским хозяйством, разводили скотину, выращивали хлеб да другие культуры. В реке и близлежащих озёрах рыбы водилось в изобилии, в лесу дичи всякой невпроворот, чтобы было чем прокормить семью, да монастырских служителей снабдить продуктами. Проживали-то ведь на монастырских землях, принадлежавших Крестному монастырю, что на Кий острове в Белом море расположен.

В начале XVIII века начали крестьян забирать на Государевы работы. Царь Пётр надумал тогда строить новую столицу – Санкт-Петербург, да флот Российский. Вот туда-то и уехали с семьями Харламко и Якушка, лишь Федулко остался в родной деревне. К тому времени он уже женат был на местной крестьянке Ефросине дочери Тимофеевской, и детьми обзавёлся. Три сына да две дочери родила Ефросина. Тяжела была женская доля. Померла Ефросина, прожив чуть более пятидесяти лет.

Без хозяйки во дворе тяжело было Федулу, вот и женился он во второй раз. В жёны взял молодую крестьянскую девицу Марью дочь Семёнову. На двадцать два года была она моложе Федула. Но, тем не менее, родила Марья Федулу ещё двух сыновей.

Потомки древних новгородцев, отличались отменным здоровьем и энергией. Характером благородные, прямые и не лживые, очень трудолюбивые, потому что привыкли работать на себя и свою семью. Скудная почва давала слабый урожай, и поэтому земледелие требовало большой затраты сил и старания. Не довольствуясь малым наделом земли, они, не боясь предстоящей работы, смело получали земли на право расчистки их от леса. Работа была тяжёлой и продолжительной, но благодарной. На таких вычищенных местах, называемых «чищенинами» - если место низкое и заросло травой, и «новинами» - если место высокое, выращивали крестьяне траву и рожь. Проживая вдалеке от культурных центров, они также привыкли сами мастерить себе предметы домашнего обихода.

Суровый северный климат не благоприятствовал успешному развитию скотоводства и полеводства, поэтому основным рационом в питании служила рыба. Вот и Федул, чтобы прокормить свою большую семью занимался рыбной ловлей. Река Онега и большие близлежащие озёра Хачельское и Оченское (Пияльское), а так же река Сывтуга, позволяли вдоволь насладиться рыбалкой. Помогали ему в этом старшие сыновья, которые и составляли ему компанию, с которыми Федул или «неводили» - ловили неводом, или «бродили» - ловили «бродцем», небольшою сеткою.

Не раз приходилось ему и морскую рыбу ловить в Белом море, и себе на пропитание, и монахам Крестного монастыря. Свежую рыбу приходилось есть крайне редко, разве что только во время лова. На зиму же её солили, закатывая в бочки. Крупную рыбу приходилось монахам отдавать, а для себя оставалась в основном более мелкая – селёдка, камбала и навага. Навага то та, конечно, больше в зимнее время ловится, но и летом в сети попадалась. А уж если благородная, красная рыба – сёмга попадалась, то уж весь улов её непременно монастырю сдавался. Часть улова пойманной рыбы, монастырь принимал в качестве оброка. За другую же платил деньги, которые тратились на ту же рыбу, выловленную далеко в море рыбаками, имевшими мореходные суда. Это была в основном треска, сайда, пикша и палтус. Такую рыбу готовили различными способами, или варили, или ставили в горячую русскую печь «латку» - горшок с рыбой, картошкой и сметаной. Также запекали в «рыбники», которые иногда заготавливались одновременно на целую неделю. В будничные дни, корку для рыбников пекли из простого теста, к праздникам же из сдобного белого.

Федул не имел судна, поэтому довольствовался тем, что ставил в море рюжи да сети. Наловит он наваги да камбалы, насушит мешков пять-шесть, на всю зиму «сушья» хватало. Было чем семью прокормить, не только свою, но и своих сыновей. Дочери, те «улетели» из отцовского гнезда, а сыновья, так и продолжали жить с ним до его смерти.

Прожил Федул около 70 лет, оставив после себя большой род, крепко укоренившийся в его родной деревне Олферовская, которая ныне Хачела называется. В начале XIX века, этот род стал носить фамилию Федуловы – по имени своего предка Федула сына Агапитова.


Рецензии