последние дни нового парижа

Чайна Мьевиля читать только начал. Прочитал несколько рассказов (они и подтолкнули на ознакомление с личностью автора). Лысая личность на этот раз меня удивила, правда, снова в не самом хорошем смысле. Говорят же мне русским языком: "Не начинай ты знакомства с авторами с последних романов: они все там уже исписались! Или заелись! Или делают слишком умный вид!" Сейчас начал читать с начальных работ. Ознакомился с его дебютным романом "Крысиный король". Можно выдохнуть: чувствуется надуманность и высасывание из пальца, но там ощущается и рука автора, кидающего меткие метафоры и делающего первые попытки создать собственный мир на осколках изъезденных литературой тем. Читается прилично, проглатывается. Но про "Крыс" поговорим в следующий раз, теперь перед нами Париж довоенный и послевоенный.

Всякие "сюры" я люблю - это каждый знает, потому возлагал особые надежды на этот роман после прочтения сказочной аннотации. Да и по объёму произведение небольшое, чуть больше 250 страниц довольно крупным шрифтом. Но от автора в романе мало что осталось (сужу по его рассказам). Получилась расклешённая история, переходящая из неплохого старта в обычный голливудский комикс. Повторяется болячка "Переписчика". Ни один персонаж не жалко, потому что автор не удосужился его оживить. Всё выглядит как дешёвый нуар, набиваемый на драмах Ремарка.

А что? Главные персонажи явно скорее ремарковские, нежели мьевильские. Правда, правда! Тибо и американка выглядят вечными скитальцами по хаотическому миру. Всё, что было в книгах Ремарка. Только Мьевиль сподобился разукрасить завитками фирменными: устроил нападение оживших сюрреалистических образов, вышедших из подчинения и устроивших мерзкий дебош.

Видите ли, в 1941 году в оккупированном фрицами Париже инженер - ракетчик и оккультист Джек Парсонс присоединяются к партизанам - художникам сюрреалистам. Создают бомбу, способную изменить ход событий. События действительно меняются, но не в лучшую сторону.

В 1950 году Париж состоит из одних руин и покосившихся зданий. А последний партизан-сюрреалист вместе с американкой пытаются выбраться из кошмара, который был создан после взрыва бомбы.

Мьевиль разошёлся в придумках "сюр"-образов . Цепные столы на службе фрицев, всякой твари и не всегда по паре, которых нарочно не придумаешь! Плюс демоны, вырвавшиеся из-под контроля оккупантов. Получился хаос, да. Я думаю, если бы Мьевиль развил тему страниц на семьсот, как в "Вокзале", то вполне могло бы получиться что-то значимое. А то масштаб задумки получился огромный, а страничек мало. Персонажи неживые, так - на взмахе пера. Складывалось ощущение, что лень обуяла писателя, потому что начало романа читается на "отлично", а затем повествование скукоживается, как воздушный шарик, после первомайской демонстрации (ремарка для Мьевиля-коммуниста).

Рекомендовать буду отъявленным мьевелистам (не путать с новеллистами). Я посчитал роман слабым. Еле дочитал, честное слово! А ведь я не выбираю стилей! Мне нравятся все жанры и направления, лишь бы хорошо написано было. Короче, две последние книги Мьевиля мне не пришлись по вкусу (я не считаю коммунистический манускрипт про Ленина "Октябрь", потому что читать его не буду ни за какие коврижки). Мне кажется, история про Париж уступает даже "Переписчику". Я не волнуюсь, поскольку знаю, что самые крутые произведения меня ожидают впереди, а пока я только занимался садомазохизмом.
13.02. 2021. р.


Рецензии