Учителя. Физика

Аркадий Семенович Хоронзе

Нашим классным руководителем и по совместительству преподавателем физики был Аркадий Семенович Хоронзе. Его фамилию я никогда не смог бы запомнить, но помог мой друг и одноклассник Паша.
Такой же, как и предыдущие, выше средних лет, прошедший войну, спокойный и добрый учитель. Он не столько учил нас физике, сколько через физику помогал познавать мир.
- Посмотрите, что вам кажется здесь достойным внимания? – говорил он нам, показывая очередной опыт. И все пытались понять или угадать, что же такое интересное здесь может быть. Сразу становилась понятной и явной основная парадигма в физике - феноменология.
Ньютон сказал - "Гипотез я не измышляю!" - подчеркивая, что все открытия в физике берутся из наблюдений. Именно наблюдению и учил нас Аркадий Семенович.
Однажды он пошел по классу, держа в руках большой стакан, наполовину заполненный водой, в которую была погружена пустая пробирка. Предлагал каждому из нас заглянуть в стакан и сказать, не видно ли там чего-нибудь необычного. Прошел два ряда - ничего. Подошел ко мне. Сразу бросилось в глаза, что поверхность пробирки имеет зеркальный блеск.
- А если вытащить пробирку? - спросил я.
Аркадий Семенович довольно улыбнулся и извлек из воды пробирку. Блеск пропал. Снова погрузил. Поверхность снова стала зеркальной.
- Правильно, - сказал он. - Сегодня мы будем проходить законы преломления света на границе двух сред.
После такой подводки урок сразу становился осмысленным.
Через какое-то время я в составе команды нашей школы был послан на городскую физическую олимпиаду. Призового места я там не получил, так как не решил одну задачу, хоть она и была простая, на знание законов электростатики. Но эту науку я никогда не понимал. Законы знал, но внутреннего живого представления об их действии, как, впрочем, и об электричестве, у меня так и не сложилось - не было образа. Однако об этом после.

Как-то в 10-м классе Аркадий Семенович  привел в наш класс мальчика из 9-го класса, который стал рассказывать нам о теории относительности Эйнштейна. Думаю, он очень старался, но почему-то никто из нас так ничего и не понял. Тем не менее, Аркадий Семенович не скрывал своего восхищения этим вундеркиндом, но нас он оставил безучастным.
Сейчас, когда я хорошо знаю и понимаю в чем суть представлений Эйнштейна, мне кажутся тем более смешными и нелепыми умствования этого мальчика, какими они казались и тогда, но я запомнил, с каким восторгом слушал его наш учитель.
Так может восхищаться учеником только настоящий Учитель!
В определенном смысле Аркадий Семенович был антиподом Борису Ивановичу, полностью погруженному в свой мир и не считавшемуся ни с кем. Аркадий Семенович был всеобщим примирителем. Он сглаживал все острые углы, находил оправдывающие аргументы, никогда не повышал голос и не добавлял в него металл, - даже если мы «ходили на голове».
А мы иногда это делали.
 


Интернет-магазин издательства
http://business-court.ru


Рецензии