Уроки русского

Занимаюсь с дочкой русским.
Она старательно выводит в тетради, и вдруг спрашивает:
- А как правильно - звизда или звезда?
- Ну какая ещё звизда? – говорю. – Во множественном числе – звЁзды, верно? А значит, звЕзда - "е" и "ё", понимаешь?
Дочь кивает, пишет дальше.
А я задумываюсь:
«Секундочку, а как же... как же наше исконное, созвучное?».
И когда в комнату входит жена, стою с открытым ртом и задумчивым видом.
- Ты чего? – спрашивает она.
- Да вот, - говорю, - думаю.
– О чём?
- О звезде.
- А чего о ней думать?
- Я всегда о ней думаю... А сейчас думаю, почему она - звИзда, а не звЕзда?
- Какая ещё звизда? С ума сошёл?
- Вот и я не понимаю. Почему во множественном – «ё» – «звЁзды», а в единственном – «и»?
- Какое там «и»? Ты рехнулся?
- Погоди, - говорю, - дай сообразить, какое же у неё проверочное слово? От чего она вообще пошла? Какая этимология?
- Да, никакая, – слышу, – звезда и звезда. Звездочёт, звездолёт, звёздный… Везде «е»!
- А «и» тогда откуда?.. Откуда там «и»?
- Ты что, совсем звезданулся?
- Вот! – говорю. - И тут, кстати, тоже - «и». Везде – «и», а во множественном почему-то – «ё». Вот, почему?
- Так, - слышу, - я звоню в скорую.
- Не надо скорой, - говорю я, и начинаю бормотать:
- Гнездо – гнёзда... Береста – берёсты... Борозда – борозды... Бразда – бразды... Дрозд - дрозды... Глист – глисты... Клёст – клесты... Нигде буквы не меняются и только там... Что же в ней такого-то, а? Что особенного в этой звезде?!
- Ах, вот ты про что... - соображает, наконец, жена. – Ну, не знаю. Тебе должно быть виднее.   
 


Рецензии
Считал себя знатоком русского языка, ведь мамочка была учителем русского языка и литературы в школе, причем, "Отличником Нар. Просвещения".Прочитал этот текст и понял: дилетант я, и надо учиться, учиться и учиться, как Ленин завещал.
С ув. Владимир

Владимир Бердичевский   29.12.2021 22:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! С наступающим!

Эдуард Резник   30.12.2021 13:50   Заявить о нарушении
И тебя также тем же концом.Ты мне понравился, буду читать. Очевидно , ровесник или немного моложе.

Владимир Бердичевский   30.12.2021 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.