1906 апрель гибель Сан-Франциско

18 апреля 1906 г.н.с. природа: крупное землетрясение в Сан-Франциско

Через 31 день после землетрясения на Формозе (см. 17 марта 1906 г.н.с.) утром 18 апреля Сан-Франциско (около 360.000 жит.) был за несколько минут разрушен очень крупным землетрясением. 

«Мировые сенсации ХХ века»:

«Первое сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло 18 апреля 1906 года. Почувствовав первые удары стихии, жители города "золотой лихорадки", который к той поре превратился в самый процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает.» «К сожалению, землетрясение в Сан-Франциско намного превосходило все допустимые предположения. Это был один из самых больших катаклизмов века. Подсчитано, что сила этого землетрясения составляла 8,3 балла по шкале Рихтера. Тогда это была единственная шкала для сейсмических измерений. По мощности землетрясение превосходило силу тридцати ядерных бомб, одновременно взорванных под землей. Под разрушенными зданиями и в пожарах, которые охватили деревянные строения в первые же минуты после подземных толчков, погибли восемьсот человек.» «Землетрясение разрушило водопровод, поэтому пожарные не могли как следует взяться за дело. В районе Телеграф Хилл самые богатые в городе семьи итальянских иммигрантов пытались тушить пожары десятками тысяч литров вина. Банды грабителей носились по улицам, опустошая разрушенные магазины и подчищая карманы мертвецов, лежавших вдоль водосточных канав.  Захватив мародеров на месте преступления, разъяренные жители вешали их без суда и следствия на уцелевших фонарных столбах.» «Писатель Джек Лондон, писавший репортажи о землетрясении для еженедельного журнала, сообщал: "Сан-Франциско умер!..В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Пожары возникли в десятке кварталов южнее Маркет-стрит, в рабочих гетто и на фабриках. Никто не гасил огонь, люди не были организованы, отсутствовала связь... Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры". К тому времени, когда вспыхнули пожары, более 75 процентов Сан-Франциско уже было разрушено, четыреста городских кварталов лежали в руинах.»

Из журнала «Огонек» 1906, № 64:

В эти дни в Сан-Франциско находилась оперная труппа с великим певцом Энрике Карузо. С началом землетрясения артисты выбежали из гостиницы на улицу, потеряли почти весь багаж и инструменты и целый день и ночь голодные скитались по разрушенному и горящему городу. Несколько раз Карузо и его спутников останавливали солдаты, в этом случае Карузо предъявлял «паспорт» - портрет президента Рузвельта, лично им подписанный, – тогда солдаты отпускали итальянских артистов с почтением – типично американский подход. «Тюремные жители» города были отпущены на волю и целый день и ночь провели на морском берегу, утром солдаты их забрали, а другим жителям, которые почти все были в одном белье, предложили покинуть берег и «идти дальше».

На иллюстрации - разрушенный Сан-Франциско

18 апреля 1906 г.н.с. революция 1905 г.: Александр Керенский отпущен на волю из тюрьмы «Кресты»

В.Федюк «Керенский»:

Прошел еще месяц, и вдруг неожиданно 5 (18) апреля (1906) Керенский был отпущен на волю, так и не поняв толком ни причин своего ареста, ни освобождения. По документам он был выпущен под гласный надзор полиции с запретом проживания в столицах и университетских городах. В Петербурге жила двоюродная тетка Керенского, Н. Г. Троицкая, имевшая связи в кругах высшей бюрократии. По ее ходатайству Керенскому было разрешено отбывать ссылку на родине, в Ташкенте. Между тем перегруженная машина жандармского дознания продолжала работать. Только через девять месяцев после ареста Керенского, 21 сентября 1906 года, дело по его обвинению было прекращено за недостатком улик.

Керенский был юрист по профессии, работал адвокатом.
Вполне ощутимы удивительные мнемонические мотивы слов и имен событий 18-19 апреля:

кЕренсКИй ЮРИст   пЬЕР КЮРИ, остаются волны,   читаем в них
К РЕ         СТ          название тюрьмы КРЕСТЫ, и далее
   ЕНС                название реки СЕНА, без буквы А

Перед нами полное мнемоническое описание волновых происшествий с Александром Керенским и Пьером Кюри.

19 апреля 1906 г.н.с. инцидент: погиб на улице Парижа  Пьер Кюри – великий физик, первооткрыватель явления радиации, лауреат

В Париже произошло нелепое трагическое происшествие - погиб под колесами фуры с военным обмундированием Пьер Кюри – французский физик – первооткрыватель полония и радия, лауреат Нобелевской премии 1903 г. Пьер сформулировал принцип симметрии в физике – этот принцип подтверждается во многих разделах физики и химии. Проблема в том, что принцип симметрии непрерывно работает и в темпералогии, эпизоды из сценария одного героя подобны эпизодам из сценария у другого героя. Накануне произошла страшная трагедия в Сан-Франциско, в этот же день Керенского неожиданно выпускают из тюрьмы «Кресты», на следующий день Пьер Кюри отправляется в «сторону Сены», обнаруживает, что типография закрыта – идет в обратную сторону – и погибает. Гениальный автор «принципа симметрии» Пьер Кюри подтвердил этот принцип в своей смерти. Расшифровку мнемонических обстоятельств событий я привел разделом выше (см. 18 апреля 1906 г.н.с.).  Описание происшествия я даю целиком, в тексте Евы Кюри, читатель сам найдет подтверждение моих слов.

Ева Кюри «Мария Кюри» (1937):

«19 АПРЕЛЯ 1906 ГОДА. Этот четверг собирается быть угрюмым. Все время идет дождь, мрачно. Супругам Кюри нельзя избежать встреч с апрельским ливнем, углубиться в работу. Пьеру необходимо присутствовать на завтраке в Обществе профессоров факультета естествознания, потом идти править корректуру к своему издателю Готье-Виллару, затем побывать в институте. Мари надо сделать несколько концов по городу.  В утренней суете супруги едва успели повидаться. Пьер  кричит из передней снизу на второй этаж, спрашивая  Мари, пойдет ли она в лабораторию. Одевая второпях Ирен и Еву, Мари отвечает, что у нее, наверно, не будет времени, но слова ее теряются в общем шуме. Входная дверь хлопает. Пьер спешит и быстро уходит. Пока Мари завтракает с дочерьми и доктором Кюри, Пьер дружески беседует с коллегами в Доме научных обществ на улице Дантона. Он любит эти мирные собрания, где говорят о Сорбонне, научных исследованиях, технике работы. Общий разговор касается несчастных случаев, возможных при лабораторных работах. Пьер тотчас предлагает свою помощь для выработки правил в целях устранения тех опасностей, каким подвергаются исследователи. Около половины третьего он встает, улыбаясь прощается с товарищами, жмет руку Жану Перрену, с которым должен встретиться еще раз вечером. На пороге он машинально взглядывает на небо, затянутое густой пеленою туч, и делает гримасу. Раскрывает большой зонтик и под проливным дождем идет в сторону Сены. У Готье-Виллара он наталкивается на запертую дверь: типографии бастуют. Идет в обратную сторону и доходит до улицы Дофины,  шумной от  криков извозчиков и лязганья трамваев, идущих по соседней набережной. Какое столпотворение на этой улице, втиснутой в старый Париж! Экипажи едва могут разминуться, а для множества пешеходов в этот послеполуденный час тротуар становится чересчур  узок. Пьер инстинктивно ищет свободное место для прохода. Неровной поступью человека, занятого какой-то мыслью, он идет то по каменной обочине тротуара, то по самой мостовой. Взгляд сосредоточен, лицо серьезно: о чем он думает? О каком-нибудь опыте  на предстоящей лекции? О работе своего друга Урбена? О Мари?. Уже несколько минут он  шествует по асфальту мостовой позади закрытого фиакра, медленно едущего по направлению к Новому мосту. На скрещении улицы и набережной шум особенно силен. Трамвай, идущий к площади  Согласия, только что прошел по набережной. Перерезая ему путь, тяжелая  грузовая  фура спускается с моста и въезжает на улицу Дофины. Пьер намеревается пересечь мостовую и добраться до тротуара на другой стороне улицы. Со свойственной рассеянным людям неожиданностью движений он вдруг выходит из-за фиакра, который загораживает ему горизонт  своим четырехугольным ящиком, делает несколько шагов влево и наталкивается на одну из лошадей грузовой фуры, пересекающей  в  эту секунду путь фиакру. Пространство между двумя экипажами сокращается с головокружительной быстротой. Пьер, застигнутый врасплох, делает неуклюжую попытку повиснуть на груди у лошади; лошадь поднимается на дыбы, подошвы ученого  скользят по мокрой мостовой. Крик двадцати голосов сливается в один вопль ужаса. Пьер падает под  копыта першерона. Прохожие кричат: "Остановите! Остановите!" Кучер натягивает вожжи. напрасно: лошади продолжают бежать. Пьер лежит на земле, живой, невредимый. Он не кричит и не шевелится. Копыта даже не задели его тела, лежавшего между ногами лошадей; благополучно миновали его и два передних колеса. Возможно чудо. Но громадная махина, увлеченная  шестью тоннами своего веса, проезжает еще несколько метров. Заднее левое колесо наталкивается на какое-то слабое препятствие и сокрушает его на ходу. Это голова Пьера.
Полицейские поднимают еще теплое тело, мгновенно покинутое жизнью. Они кличут извозчиков, но ни один не хочет принимать к себе в карету испачканный грязью и кровоточащий  труп. Бегут минуты, собираются и теснятся любопытные. Все более и более густая  толпа обступает остановленную фуру, яростные крики летят по адресу ее кучера, Луи Манена, невольного виновника этой драмы. Наконец двое мужчин приносят носилки. На них кладут умершего и после совершенно бесполезного захода в аптеку несут в полицейский комиссариат, где раскрывают  бумажник  Пьера и просматривают содержащиеся в нем бумаги. Когда разнесся слух, что жертва - Пьер Кюри, профессор, знаменитый ученый, смута усиливается, и полицейским приходится вмешаться, чтобы защитить Манена от кулачной расправы. Врач месье Друе обмывает запачканное лицо, обследует зияющую рану в голове и насчитывает  шестнадцать костных осколков, которые еще двадцать минут тому назад составляли череп. По телефону извещают факультет естествознания. Скоро в безвестном полицейском участке на улице Гран-Огюстэн участковый комиссар и секретарь, почтительно взволнованные, видят перед собою склоненные над трупом силуэты рыдающего месье Клера - лаборанта Пьера Кюри и тоже рыдающего ломового извозчика Манена с красным, распухшим от слез лицом. Между ними лежит Пьер с забинтованной головой, с открытым неповрежденным лицом - безразличный ко всему. Фура длиной в пять метров, груженная до верху тюками  военного обмундирования, стоит перед подъездом. Дождь мало-помалу смывает кровяные пятна с одного из ее колес. Грузные молодые лошади, обеспокоенные отсутствием хозяина, фыркают и бьют копытами о землю.»

Во Франции после гибели Пьера Кюри был объявлен национальный траур.

19 апреля 1906 г.н.с. природа: затонул учебный барк «Граф де Найер»

Во Франции и Бельгии в один день произошли «нелепые» трагические случаи.

И.Муромов «100 великих кораблекрушений», М., «Вече», 2003:

«ГРАФ ДЕ НАЙЕР». 19 апреля 1906 года. Бельгийский трехмачтовый учебный барк потерпел крушение. 19 апреля 1906 года французский трехмачтовый барк «Дюнкерк» обнаружил спасательную шлюпку, переполненную людьми. В половине восьмого вечера люди со шлюпки уже были на борту «Дюнкерка». Из двадцати шести спасенных большинство были юноши пятнадцати – восемнадцати лет; по их обескровленным, изнуренным лицам можно было судить, какие страдания выпали на их долю. Всего же их было тридцать человек — курсантов, проходивших практику на учебном паруснике «Граф де Найер», принадлежавшем военно-морскому флоту Бельгии. И в тот злополучный день, 19 апреля, ранним утром, парусник затонул при весьма загадочных обстоятельствах, которые до сих пор так и остались невыясненными.»

19 апреля  1906 г.н.с.  Тибет: вспыхнул антикитайский бунт

Газета «Новое время»:

ЛОНДОН, 6(19), IV. В «Daily Telegraph» передают из Токио, что, по словам телеграмм из Шанхая, в Тибете вспыхнул бунт. Китайские правительственные войска разбиты. Юнанский вице-король посылает подкрепления.

18 апреля  1906 г.с.с.  родился Юрий Толубеев – советский актер

БСЭ:

ТОЛУБЕЕВ Юрий Владимирович [р. 18.4 (1.5). 1906, Петербург], советский актёр, нар. арт. СССР (1956), Герой Социалистич. Труда (1976). В 1929 окончил Ленинградский ин-т сценич. иск-в. Творческую деятельность начал будучи студентом (в 1926). Работал в различных ленингр. театрах, с 1942 - в Театре драмы им. А. С. Пушкина. Разнохарактерные образы, созданные актёром, отличаются особой внутренней достоверностью, психологич. точностью. Большое внимание Т. уделяет яркой внеш. выразительности, иск-ву преображения от мягкой человеческой доброты до беспощадного сатирич. обличения. Лучшие работы - Городничий ("Ревизор" Гоголя), Полоний ("Гамлет" Шекспира) - обе эти роли сыграл и в кино; Бубнов ("На дне" Горького). Крупнейшая роль - Вожак в "Оптимистической трагедии" Вишневского (Ленинская пр., 1958). Среди ролей в кино: Санчо Панса ("Дон Кихот", 1957), следователь Пилипенко ("Авария", 1965), Кузмич ("Хроника пикирующего бомбардировщика", 1968). В 1967 выпущен документальный фильм "Юрий Толубеев". Гос. пр. СССР (1947), Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1970).

Мнемоническое совпадение в 19 апреля – 18 апреля:

ТиБЕТ         ТолуБЕЕв

18 апреля  1906 г.с.с.  политика: в России празднуют 1-е мая

Газета «Московский листок»:

«КОВНА, 18, IV. Первомайский праздник ознаменовался всеобщей однодневной мирной забастовкой. Вчера сионисты и социалисты произведи демонстрацию. Разбрасывались прокламации. С приближением патрулей демонстранты рассеялись.
ВАРШАВА, 18, IV. По поводу заграничного 1-го мая, праздника рабочих, полная забастовка на всех фабриках; большинство школ, рестораны, кондитерские, банки, частные учреждения, магазины торговые ряды и булочные закрыты, газеты не вышли, конки и извозчики не курсируют; на железных дорогах пассажирское движение производится правильно. Вожаки рабочих в своих прокламациях просят не устраивать на улицах манифестационных шествий, в виду чего не предвидится столкновение с войсками.
ПЕТЕРБУРГ, 18-го апреля.
18-го апреля заключенные в доме предварительного заключения выставили из окон камер красные флаги с надписями: «Социал-демократическая партия», «Партия социал-революционеров», «Земля и воля» и т.д.»

19 апреля 1906 г.с.с. спорт: завершилась внеочередная Олимпиада 1906 г. в Афинах

19 апреля 1906 г.с.с. в Афинах  завершились внеочередные Олимпийские игры 1906 года, которые продолжались 10 дней на стадионе «Панатенаик». Идею проведения игр в Афинах в 1906 году  с целью отпраздновать 10-ю годовщину возрождения Олимпийских игр выдвинул волновой герой король Греции Георг I (см. 18 марта 1913 г.н.с.), но руководители МОК – в первую очередь барон Пьер де Кубертен – идею короля Георга не поддержали и Игры 1906 г. официальными не считали. Это не помешало соревнованиям стать весьма успешными – в играх участвовали 903 спортсмена из 19 стран, в т.ч. 20 женщин. Игры не были связаны с мировыми выставками, как в 1900, 1914 гг. и прошли очень компактно, кроме того на них впервые прошел парад спортсменов и были заложены основы медальной церемонии. Россию на Играх 1906 года представляла Финляндия.


Рецензии