33. Евгений Митько, сценарист - мастер-класс
лекция 25 сентября 2002
МИТЬКО: “Я не классик, а кладбище загубленных сценариев. Я сейчас в затруднительном положении - давно не говорил перед большой аудиторией. Алла Сурикова выступала, но у неё есть опыт - она кем-то командовала. А я никем. Пытались мной командовать жёны, но я от них уходил.
Я ни разу не видел мастер-классы иных режиссёров. Но люблю как пишет Лимонов и делает это он лучше, чем говорит.
Посмотрите на человека, который никогда не работал. Это я. Приехал из посёлка у моря из-под Мариуполя поступать во ВГИК на оператора. А я был пляжным фотографом. Помню одно своё фото. Она стоит в лифчике, а он - лежит. Фотографирую - хотел поймать волну. Конкурс был огромный. А на сценарный - меньше. И я на чердаке у дядьки за 5 дней написал сценарий для поступления.
У каждого в жизни бывает счастливый момент. Пришёл на экзамен человек, который меня ни с того ни с сего похвалил. И я, неграмотный, поступил.
Вам придётся сталкиваться с непредсказуемостью. Приехал - и поступил.
У меня около 60 сценариев. Я был черным гадким утёнком. Получал тройки. Но из 12 студентов один я пишу. Ваши биографии я рецензировал. На курсах и во ВГИК. Вспоминаю по первой фразе. Некоторые написаны с литературной интонацией. Многие из вас хорошо пишут. Есть даже режиссёры, которые скоро дозреют.
Во ВГИК я попал на научно-популярное отделение. На диплом написал художественный сценарий. Потом попал в художественно-литературные мастерские при Литинституте и у нас была большая стипендия 1000 руб. Мне было 23 года. В мастерской у нас был Бондарев, Фридман (Бакланов)... Сценаристка Смирнова (Сельская учительница- громкая картина). Я попал к Габриловичу. Там был Поженян, Трифонов (лауреат Сталинской премии).
Первый сценарий мой имел большой успех. Но картина оказалась плохая, её топтало Госкино. Меня пытался учить зам. министра - ваш сценарий я бы запретил. Я читаю сценарий и думаю: если события сценария могли бы произойти за границей - значит сценарий не наш, советский и его нужно запрещать. При советской власти за сценарий платили 5-6 тыс. рублей и потиражные после выхода фильма. У меня 45 сценариев и я был богатым человеком. Я сценария я продал (в Эмираты). По моим сценариям поставили около 35 разных фильмов. Кое-где моего имени нет. Например, "Республика ШКИД", где я почти все хохмы придумал. Кино - это ярмарка чудес и непредсказуемости. Никогда не ясно, что получится. Часто всё получается наоборот. А сейчас есть даже две опции американские, дали какие-то авансы. Поставят или нет - не ясно. Дело даже не случая, ни судьбы.
Мне ВГИК ничего не дал, да я и пришёл туда не готовым. Общая черта ВГИКа - отсутствие кино эрудиции. Можно ли стать писателем, не зная Бунина... Многие пытаются стать режиссёром, не зная очень многого. Этому немного учат в киноведении. ВГИК и Курсы могут дать лишь треть знаний. Но учитесь сами! Выходите за пределы школярства.
С Бумбарашем происходило много неожиданного. Деньги на кино почти не давали. Был госплан - по студиям и темам. Мне позвонил сын Сосюры - почитай Гайдара "Талисман" и сделай сценарий. Есть хитрый способ. Когда делаешь экранизацию, то нужно больше читать, причём всего автора и таскать из него... (Кстати, Тарковский творил по-другому: прочитал и закрыл книгу). Писатели (Стельмах...) берут две книги и вырезают абзацы с чётной и нечётной стороны.
Всё пришлось придумать. Про бандитку прочёл в другом рассказе. Бандита не было. Запустили съёмки с одним режиссёром. Тот месяц говорил и ничего не делал. Его сняли. Пришёл другой. Хотел снимать актёра Конкина. Узнал о Золотухине. Тот согласился без разговоров. Он так сыграл на пробах, что в картине получилось хуже. Меня отговаривали иметь дело с этим режиссёром. Но он знал, что делать.
Кстати, я - не пью и не хочется. А спиться было сколько угодно возможностей. И мне много лет, а я - не болею.
"Запорожец за Дунаем"...
Мне дали однокомнатную квартиру. Там началась гульба. Мог спиться. Приходило много людей. Пили, коньяк был дёшев. Рядом жил Дунский - человек совестливый (застрелился из ружья, о котором я не знал). Приходил Познер, молчаливый. Встречалось масса интересных кино людей - Кадочников, Баснер, Шварц, Высоцкий. Он хотел поставить "Зелёный фургон". Мне Дунский часто говорил - как не стыдно, написал такую чушь. Но иногда хвалил - это было ценно.
У меня лёгкая восприимчивость и увлекаемость. Мне часто что-то нравятся.
Кстати, про оператора Москвина. Мне было 23 года, и я попал к нему в студию. Для принятия сценария собирался худсовет. И молчаливый Москвин, а он был классик, сказал кому-то - не говори плохо, пока не знаешь, как сделать лучше.
С Далем "Старая сказка" сделана так, как делал я. Это - экранизация.
Как я пишу сценарии. Мой друг - Исаак Шварц. Сочинял музыку. Пел дурным голосом (По вторникам на канале "Культура" идут музыкальные передачи. Рекомендую. Вчера - о Малере. Из его Симфонии попал один в один начало нашего фильма).
Многие мои сценарии, конечно, изуродованы (Подпольный обком действует - 50 тыс. рублей я заработал). Я познакомился с партизаном Фёдоровым. Литературная запись Боснянского - деньги пополам. Детство Темы, Бумбараш... Остальное - мусор. На Киевской студии мои сценарии брали без поправок и покупали. Шварц говорил - сажусь и пишу. А я - тоже.
Сажусь и на полстраницы напишу. Потом переписываю в две. Перепишу - получу пять страниц. Потом ещё раз - получаю сорок. И хватит. Метод очень трудоёмкий. Может и не получиться. Позже я стал писать так - пишу и что получится. Потом у тебя обрывают телефон и приглашают.
И у Вас на курсах диплом. Тема - на войне. Парень где-то пристроился спать. Оказалось, что рядом с женщиной. Обнимались. Утром - полная хата девушек. И он не может понять какая из них была рядом - все улыбаются... Картина очень хорошая - "Ночь в сочельник". Навёл режиссёра на этот сценарий я.
У меня много было невезения. Был хороший продюсер - погиб в Альпах. Делал сценарий с Гришей... о войне. Дунский разрабатывал подробный план. Габрилович делал "лесенку" - по пунктам. Я часто тоже делаю план и сочиняю. Сценарий весь в голове. Особенно хорошо, когда пункт выполнен.
О Миндадзе. Написали вместе 4 сценария. Он как и я сочиняет план несколько месяцев (не по американски: короткий сценарий и потом диалоги). Он писал с литературной интонацией, но зримо.
Вообще, когда план есть - пишешь быстро. Многие пишут иначе. Знают концепцию. Знают что писать лишь приблизительно. (Так же пишет Шахназаров). И получается неплохо.
На конкурсах мне досталось много премий и я этого не стыжусь. Когда-то я приехал первый раз в Питер и попал в хорошую гостиницу. В апартаменты. В соседнем номере всё время шла возня. Кто-то выходит. едем в лифте и подмигивает. Университетский значок на груди. Оказалось, что это был Смоктуновский. Поговорили о том, как пишем сценарии. Я ему рассказал. Он удивился - и всё? А я думал не так. Мне несут сценарий и завтра сниматься. И я от всего отрешаюсь и выстраиваю все о герое... хожу по улице и становлюсь героем. Я должен знать все о нем о его родителях...
И я стал писать иначе. Стал заражаться написанным, тоже ходил... думал.
Опция - это договор с авансом о том, что пару лет свои сценарии ты не продаёшь. Платят несколько тысяч. Например, за сценарий "Красный Октябрь" заплатили 500 тыс.
Комедийность иногда приходит, иногда - нет. Сейчас ходят картины Гайдая. Раньше говорили, вот мол, комедии, хохмы. А оказалось на самом деле - нет и пережило многое.
Как отражается на творчестве личная жизнь? Ответ - не замечал.
Сейчас можно делать что хочешь. А раньше - например, Мотыля за Белое солнце пустыни мытарили, запрещали...
Сценариста "Шырли-мырли" знаю. О чем фильм - не знаю. Авторское кино - не люблю. Это - выпендривание. Нужно чтобы люди смотрели. Например, "Цыган" - смотрели 80 млн. Тоже "Служили два товарища"-великая картина. Вообще, многие сценаристы - вровень со своими сценариями.
Сценарии я писал на пишущих машинках в провинциальных студиях. Рукой пишу 1-2 страницы. Почерк неразборчивый. А сейчас - компьютер. Валерий Фрид – привёз мне из США. Это удобно.
Дунский сидел в тюрьме за подготовку покушения на Сталина на Арбате. Получил 10 лет. У него была возлюбленная - ему 73, а ей - 27. Училась в МГУ, работала дворником. Сестра вышла за шведа, стала помогать. Наташа однажды хотела подарить пианино мальчику... Но вскоре разбилась на машине. Фрид выкупил пианино у её брата и всё же подарил мальчику.
Вопрос: Что из литературы знаковое?
"История немого кино" Лебедева. Читал всё, что попадалось. Например, "Крымская война". Но запомнил мало. Чтобы этим делом заняться, нужно как бы сказать...Люди делятся на тех, кому нравится, что они делают и на тех, кому не нравится... Был друг-режиссёр. Наснимает и всё нравится. А Стендаль говорит - чем больше выбросишь, чем лучше. Мне больше нравятся люди типа Володина. Он говорил - я как все, только чуть хуже. Свою первую пьесу он написал, когда был агитатором на ткацкой фабрике. дал приятелю почитать. Тот отнёс в театр Красной Армии. Ему всё не нравилось. Например, "Осенний марафон". А я ведь пишу хуже. Часто смотрю и очень не нравится то, что пишу. Редко смотришь - и кажется, что ничего... поправишь и отдашь.
Когда-то я увидел письмо режиссёра Рома. Он писал, что его лучший ученик - Александр Гордон. А на курсе ещё были Тарковский и ... Иду я с Гордоном. Нас хватает Тарковский и тащит на просмотр Иванова детства. Спрашивает - что здесь не так...что переделать. Меня это потрясло.
И часто бывает так - выходит человек и рассказывает о своём "творчестве"... а друзья убегают.
Есть мистический закон - пишешь и если волнуешься, то это волнует и других. Этот закон знал и Смоктуновский. Существует мистика и если вы душей выйдите на это состояния...
У меня была картина "Цемент" по Гладкову. Книга плохая. Я её переделал. Все хвалили. А некто сказал - он ушёл от иконы нашей литературы, и молодые режиссёры убежали от меня.
Это мистический закон. Если снимаете и волнуетесь - это поймут. Я говорю о наполненности”.
ВОСПОМИНАНИЕ О ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕ С МИТЬКО.
Однажды после лекции я случайно, слоняясь на улице у двери курсов ВКСР, когда от Митько отошли взволнованные студентки, подошёл к нему. Он был вполне расположен к разговору. Я спрашивал сильно ли режиссёры меняют его сценарии, совпадает ли ритм его сценариев с ритмом фильмов, что для него в сценарии важнее - диалоги, движения, обстановка... Он отвечал. Спросил у кого я. Узнав, что в неигровых мастерских, настоятельно советовал перевестись. Например, к Суриковой. Пообещал поговорить ещё... Я рассказал ему о мечте написать сценарий о событиях в Правительстве, о том, что власть стоит миллиарды долларов и об этом мало кто знает, но должен знать. Он посоветовал написать повесть. И если в ней что-нибудь будет, то её увидят. Идёт же фильм "Олигархи". Пришло время, и я написал. Но через много лет – раньше не чувствовал себя готовым.
Ходить к Суриковой я хотел и сам. Она руководит сейчас детской студией, а у меня был план сделать фильм по Никитинским детским концертам. Может это и хорошо - его совет. Но я побывал на мастер-классах многих режиссёров. Это дало кругозор.
Свидетельство о публикации №221021401161
Сергей Омельченко 16.03.2021 06:23 Заявить о нарушении
Евгений Семёнович Ржевский 16.03.2021 12:32 Заявить о нарушении