Гилберт Блайт, Луна, рецензия

Все мы оборотни

Меня никак нельзя назвать поклонницей слэша, как и вообще поклонницей любого жанра, посвященного исключительно любовным отношениям, во всяком случае на данном этапе моей жизни. Обычно мне просто скучно про это читать. При этом я ничего не имею против любовной интриги в принципе, просто если в книге кроме нее ничего нет, для меня она не интересна. Но как говорится, везде есть свои исключения.

И об одном из них я сейчас хочу рассказать. Небольшая повесть «Луна» Гилберта Блайта – это настолько яркое и живое исключение, что промолчать я считаю себя не вправе. Даже несмотря на объем текста, недостаточный для какого-то значительного исследования.

При поверхностном прочтении эта история – всего лишь рассказ о любви двух парней, любви, выросшей из детской дружбы, с примесью мистики на уже, честно, набившую оскомину «оборотническую» тематику. Фабула, мягко говоря, не блещет оригинальностью. Они сидели под яблоней, читали книжки, потом подросли и поняли, что любят друг друга, но чей-то папа был против, и кончилось все плохо. «Это солнечный яд, золотые лучи, а они говорят, надо срочно лечить», как пела незабвенная Лена Катина из группы «Тату».

Это при поверхностном.

Но если присмотреться и пойти чуть глубже, нельзя не увидеть, что перед тобой яростная, по-юношески надрывная и аутоагрессивная драма о неприятии социумом. То, о чем здесь рассказывается, будет понятно любому, кто когда-либо чувствовал себя белой вороной. В тексте ясно звучит мысль о ненормальности главного героя (ненормальным он себя ощущает не из-за гомозамашек, а из-за своей «оборотнической» природы).

Социум злой, социум в лице отца с его лекциями о вреде содомии и намерением сдать сына-оборотня на опыты лишает героев надежды на хэппи-энд. Но самое страшное (и этим текст и замечателен, своей глубокой психологической правдой), что и протагонист, страдающий от пробуждения своего животного начала, внутренне разделяет это представление о собственной ненормальности и, страдая от него, как будто заранее соглашается с тем, что в его истории не может быть счастливого финала…

Оборотничество в тексте легко прочитывается как темная, звериная суть человеческой натуры. Это замечательная сюжетная метафора, может быть, не новая, но поданная талантливо и оригинально. Пробуждение оборотня – это пробуждение животного в человеке (и не зря и в фольклоре, и в книге оно связано с началом полового созревания). В каждом из нас живет оборотень. Это тот клубок эгоистических, агрессивных, собственнических желаний и стремлений, которые относят к бессознательному в концепции Фрейда.

Чем больше развит интеллект и привычка к рефлексии у отдельной особи, тем обычно сильнее пугают эти стремления и желания. Человек, склонный копаться в себе, скоро обнаруживает, что в нем самом живет незнакомец, весьма неприятный субъект, с которым он, будь его воля, едва ли захотел бы иметь дело. Ибо без приятного глянца воспитания, хороших манер и привычки вести себя в обществе абсолютное большинство людей превращается в эгоистов, думающих только о собственной персоне ну и как максимум ближнем окружении. Основателям мировых религий это было отлично известно, откуда и пошла максима «возлюби ближнего своего как самого себя», предполагающая, что уж СЕБЯ-ТО человек любит по определению. Что, конечно, именно так и есть, потому что инстинкт самосохранения – один из базовых и необходимый для банального выживания.

Пробуждение темного, животного начала в повести «Луна» показано выпукло, убедительно и зримо. Да, это все отлично известно и вообще все написано до нас, но – черт побери, как талантливо!

Талантливо с точки зрения сюжетности – динамично, остро, ничего лишнего. Талантливо с точки зрения психологии – герои прописаны убедительно и достоверно. Талантливо наконец с точки зрения языка – он в повести просто очень хорош! Точный, образный, крепкий, как кагор, и острый, как нож, наточенный для прощания с ягненком…

Сравнение с ягненком всплыло не зря – в тексте явно прослеживается мотив искупительной жертвы.

Отдельное спасибо автору за финал. Спасибо за то, что его герои не успели устать друг от друга, спасибо за то, что они не ругались, не ссорились, не выясняли отношения, спасибо за то, что все кончилось так, как кончилось. Красиво. Мощно. Очень литературно – но пусть. Литература – не жизнь. У нее, как известно, свои законы.

И да, можно говорить о том, что в тексте неясно прописаны отношения внутри общины, в которой живут герои, что сам мир раскрыт недостаточно… но… но вот зачем это все, если история задевает, если она отпечатывается в сердце? И нужно ли в короткой повести подробное описание мира или можно обозначить его несколькими небрежными штрихами?.. Для меня ответ на вопрос однозначный. Я выбираю психологию, а не детальные историко-географические описания.

Кому читать этот текст? Всем, кто любит книги об изнанке человеческой натуры, о встрече с собой, всем, в ком горит неугасимый огонь романтизма. А вот фанатам слэша даже и не знаю советовать или нет – секса-то в тексте не то что нет совсем, но все же недостаточно, чтобы отнести его к данному направлению.


Рецензии