Человек - невидимка
от Автора
Как часто жизнь на Земле в своих неожиданных проявлениях застаёт современного человека врасплох? Такие проявления природы он назвал необъяснимым фактом или феноменом, который требует дополнительных знаний. И таких феноменов в разных областях науки наберётся немало. Тем более за пределами земной атмосферы, где человек делает первые шаги. Обернёмся назад в прошлое, чтобы взглянуть своим внутренним взором, воображением на человека древнего, нашего предка. Каков он был? Как он справлялся с разного рода открытиями в природе? Естественно, не обладая обширными знаниями в этой области, я в первую очередь обращаюсь к литературе, специалистам, изучающим человека во всех появлениях своей жизни. Используя их опыт и знания, которыми они делятся с людьми, передо мной предстаёт весь путь человека, с его страхами, любопытством, желанием познать этот мир и себя в этом загадочном, полном неожиданностей, резких поворотов в своём развитии.
Откуда пришли к современному человеку все ремёсла, ставшие впоследствии профессиями, все религии, философские воззрения на жизнь, разные направления исследований, научных гипотез и устоявшихся догм? Именно разные источники, авторы которых от древности до сего дня, пытались найти свой, авторский подход в своих поисках, помогли сделать мой выбор. Соединив вместе науку и мистику, реализм и тайные знания о человеке мне бы не хотелось делать «свой вывод», а лишь засвидетельствовать, что это могло иметь место на планете Земля. Своеобразная алхимия в литературе. Поэтому в этом тексте существуют отрывки из книг, которые лишь свидетельствуют о своеобразных знаниях их авторов, не исправленные моим мышлением, как читателя. Поэтому по ступеням исторической лестницы мы будем спускаться в прошлое и подниматься в настоящее и заглядывать в будущее. А своеобразными вехами в истории нам будут авторы многих книг, мысли которых стали достоянием всего человечества. Мой субъективный взгляд на это и стал причиной этих строк. Низкий им поклон.
Итак. Как устроен этот мир?!
У меня нет никаких сомнений, что на это вопрос искали, ищут до сих пор ответ все люди, даже отъявленные скептики. Хотя бы раз в жизни они ставили перед собой этот вопрос или его вариации: «Кто я?», «Зачем я живу?», или «Кому всё это надо?». Как джин в запечатанном сургучом кувшине, он вечно стремится вырваться наружу. Он ждёт своего часа. Когда же приходит это время, человек сталкивается с мощным давлением, порой несовместимым для его ума, разных учений, теорий, гипотез, концепций, человеческих фантазий и банальных опытов неразвитого ума. Для пытливого ума – это лишь своеобразный шахматный этюд, который надо решить и сделать верный ход. Это скорее путь учёного, мыслителя, философа. Что же делать обычному человеку с его незатейливым пониманием этого мира? Понять многогранный образ, который в нём скрывается. Образ этот расположен сразу в нескольких плоскостях бытия: материальной или реальной, духовной, метафизической или трансцедентальной. Желание раскрыть тайну этого мира и одновременно бесконечное удивление и восхищение созданным миром – красной нитью пронизывает весь путь моего поиска.
Возможно, древний человек был не только мыслящим существом, но и очень любознательным. Можно себе представить. Мир вокруг него жил своей жизнью. Он не всегда понимал эту жизнь, но желание проникнуть в суть увиденного, но не понятного для него явления, или услышанного было неистребимым. Это желание заставляло людей объяснять явления, хотя эти объяснения питались еще малыми знаниями и малым опытом человечества. С точки зрения современного человека, они чаще всего были ложными и фантастичными, а с точки зрения нашего «дикаря»- предка? Мыслить, как он, мы уже не можем, но предположить, что рожденные в его сознании представления на долгие столетия были достаточными для познания мира, мы имеем право, тем более что эти фантастические представления доказывают свою живучесть и в наши дни.
Прежде чем стать «разумным» человек был и «инстинктивным», и «умелым» и уже тогда пытался понять суть происходящего в этом мире. Человек пытался, но разума не хватало. Не было знаний и он начал придумывать самое простое, что ему пришло в голову: жизнь присутствует всюду, во всём, к чему он прикасался руками или мыслью, видел или слышал. Воображение нашего предка, часто ложное и фантастическое имело под собой реальную основу этого загадочного и страшного для него мира.
Даже в современном мире, человек далёкий от исследовательской деятельности бывает в затруднении. А столкнувшись с неожиданностями окружающего мира, часто приходит к убеждению, которое им, истолковываются чудесным образом. Я постоянно встречаю в далёких селениях живучие до сих пор поверья о кукушке. Помните: « Кукушка, кукушка, сколько лет я проживу на белом свете?». А дикий хохот филина в ночном лесу заставлял страх подниматься к горлу туристов, решивших заночевать у костра в глухом лесу. Конечно, нельзя не упомянуть истории с НЛО. «Встречи с инопланетянами». «Похищения» и пространные свидетельства «похищенных людей». Как к этому отнестись? Вот интересный случай описанный историком и писателем Р.Ф Итс в его книге «Шёпот Земли и молчание Неба»
«Я шел по этому, мрачному затишью, и вдруг откуда-то из пустоты донесся крик младенца: ближе, ближе, резче и вдруг исчез. Через мгновение вместе с дуновением ветра вновь истошно, тоскливо заплакал ребенок. Я невольно вздрогнул и резко повернулся на крик, на зов. Плач все явственней и ближе... Но никого, а только лес. Откуда же детский плач? Я иду, оглядываюсь, а надо мной вновь рыдает младенец. Всматриваюсь в ветви, соединившиеся друг с другом, трущиеся друг о друга, и явственно слышу, как несется от стволов плач, тоскливый плач покинутого младенца. Я — человек второй половины XX века, и даже мне стало не по себе от плача тайги, а каково же было моему пра-предку, когда по-человечески кричали птицы или звери, когда плакали деревья и вздыхали камни? Он был вправе видеть жизнь всюду, даже вне жизни».
Мне часто приходилось путешествовать по лесам разных регионов нашей страны: приморье (город Находка) и на севере Якутии - в тундре, западном Урале – леса и реки, природа Украины и Крыма открывали мне свои тайны. Всё это складывалось в одну копилку, откуда я и беру свои мысли и образы.
Известно, что первоначально человечество возникло на Земле - в местах, где были благоприятные для этого условия. Пока не будем задавать вопроса – как это произошло?
Необходимые для жизни флора и фауна стали толчком в развитии человека. Исследуя свой окружающий мир древний человек, вероятно, тоже его познавал по-своему. Его представления о природе, своём окружении за период в миллионы лет сохранился в генной памяти современного человека, его чувствах, сознании. К примеру, разделение человеком на «Чужих» и «Своих» по принципу классовому, национальному сохранён и используется и в наше время. Хотя сегодня идёт процесс глобализации в экономике и политике, формируется новый взгляд на всё в этом мире, в том числе и на человека – на его духовные воззрения, быт и социализацию в обществе, но разделение по национальному вопросу всё же ни куда не делось. Это разделение существует у всех народов мира. Особенно ярко в предпочтении эндогамных браков, то есть браков внутри родственной группы по крови. Это же происходило, как пишут учёные и 40-50 тысяч лет тому назад. Тогда брак внутри племени был законом и условием для выживания племени.
Условия существования племени рождала особое условие – брак только внутри племени. При этом родовая, кровная связь родов в племени требовала, чтобы между родами в одном племени состоялись браки. Экзогамия – или брак вне рода, но в области одного племени давал возможность существования всех людей племени.
Эндога;мия (от др.-греч. ;;;;; — внутри + ;;;;; — брак) — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (например, сословия, касты, конфессиональной общности.
Эндогамной группой в родоплеменном обществе обычно было племя. Эндогамия племени, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов.
Глядя на сегодняшнее время видишь преемственность от своих предков. Особенно это ощутимо при влиянии разных религий, хотя принцип эндогамии для всех остаётся один. Основные на наше время религии – ислам, буддизм, христианство в своих учениях декларируют равенство всех людей, независимо от национальности, перед единым богом. Значит, любой человек имеет возможность встать в ряды этих религии лишь по своему желанию. Что касается религий таких, как индуизм или иудаизм и другие, здесь есть только одно правило стать их адептом - это рождение в лоне этих религий.
Такие принципы, что провозглашают эти религии, возвращают их последователей к замкнутости в своих учениях. Почти, как племенная зависимость людей, обособленность от мира других людей. Проблему своего существования и продолжения рода решали племена в древние времена. Труд и брачный союз между родами рождали идеи духовного содержания человека. Шло время и распространение влияния племён, расширение территорий неминуемо вело к столкновению разных племён. Возникшие внутри племён разные представления о жизни, силах природы стали верованиями людей населяющих разные племена. И эти племенные верования, общий язык и стали точкой силы этих племён. Эти верования, язык племени не понимали в других племенах, и это длилось так долго, как существовали свет или тьма в представлении древних людей.
Племя как основная социальная ячейка общества людей тех лет было и общностью, и выражением хозяйственных возможностей. Племя являлось хозяином территории, дававшей пищу соплеменникам — дичь и растения. Племя жило единым коллективом, одной жизнью, одной заботой.
Возвращаясь к теме неизведанного, а значит и страшного, гиблого современному человеку всё ещё приходится встречаться с этим явлением. Что значат для человека такие сущности: домовые, лешие, кикиморы и водяные и прочая нечисть? Эти герои сказок до сих пор появляются в произведениях писателей, как атрибут фольклора. Появилась эта свита опять же с подачи человека в очень древние времена.
«...Смех, хохот донесся прямо от деревьев. Я проснулся, выскочил из полога и бросился не к костру, а к выходу. Выбрался наружу и притаился. С трудом различаю силуэты деревьев, озираю небо. Вот-вот появится луна. Очень хочу, чтобы она вышла немедленно и высветила озеро, берег, лес, чум. — Ха-ха, ух-ха, хи-ха , — резко понеслось с верхушек сосен. Я, крадучись, пошел к ним. Вот и луна поднялась. Ее бледный свет выхватил из темноты ветви, отделил их 64 Живой камень, плачущее дерево от кроны, и я увидел какую-то лохматую серо-белую массу, похожую на сову или филина. Такой же нахохлившийся загривок, светящиеся в ночи глаза. Птица захохотала и затрепетала крыльями. В чуме проснулась хозяйка. Вспыхнул раздутый ею огонь костра, и, как огромный фонарь, засветился чум. Птица встрепенулась и улетела прочь. Хосядам, хозяйка ночи, смерть — всего-навсего птица, полярная сова, как я узнал позже у орнитологов. Она хохочет, и смех ее поражает воображение. Нечеловечий смех превратил птицу в роковое существо в представлениях далеких предков кетов. Они давным-давно очеловечили ее, превратив в фантастическую хозяйку людских судеб, в самую смерть».
Смеется, хохочет полярная сова, тревожит людей в ночи, и могло ведь быть так, что именно в такую ночь покидала жизнь больного или старого человека. Легко связывались смех и смерть, и уже в сознании людей, живущих в тайге, смех, смерть и то, что хохочет, предстают одним целым — хозяйкой смерти — Хосядам. В борьбе с ней человек не одинок. Его защитник — огонь."
Шло время. Человек внутри своего племени познавал жизнь, при этом рождались новые взгляды на существование рода, племени, рождалось племенное сознание, культура и верование. Ещё не пришло расслоение общества на классы, не стояла задача создания системы верований. В разных племенах на Земле были разные представления о природе, живой и мёртвой материи животного мира, растительного мира. Поэтому пришло время особых каст и разделения на сильных и слабых, авторитетов и «профанов».
В ходе эволюции произошло расслоение в обществе и стали формироваться классовые различия. Поскольку древний человек рисовал в своём сознании богов по собственному опыту жизни, то и в иерархии его пантеона богов появились главные и второстепенные божества. Мир богов повторил мир земной со всеми перипетиями взаимоличностных отношений.
Так возникла ранняя племенная религия со своей архаичной системой взглядов на мир.
Племенная замкнутость на себе представляла местным богам заботу лишь о людях одного племени. Зона распространения силы богов была ограничена территорией, на которой обитало племя. В битве, когда побеждалось одно племя другим, более сильным и многочисленным, племенная религия покорённых уничтожалась, чтобы искоренить покровительство этих богов и силой навязать своих богов.
Думаю, что у всех народов земного шара есть своя, древняя история возникновения жизни на Земле, появления человека. Приведу лишь несколько примеров.
Помните о птице – полярной сове, что своим хохотом пугала человека. Хосядам – хозяйка ночи и смерти. Именно незнание древних людей дало пищу для фантазии, которая обернулась легендой, стала фольклором народа Сибири. Странный смех в ночи превратил птицу в существо мистическое, которое человек очеловечил, превратив во владычицу судьбы простого смертного. Затем древние люди создали фееричную фантазию необычных превращений Хадасям, связав этот факт с богатырём Альбой.
Богатырь этот решил избавить свой народ от смерти и погнался за Хадосям. Гонялся он за ней долго и не мог поймать, потому что смерти то и дело превращалась то в зверя, то в рыбу или птицу и ускользала от богатыря. В конце концов, ринулась смерть в небо, Богатырь за ней. В итоге – Млечный путь – это по наречию народа Сибири – дорога Альбы. На небе виден след от полозьев санок. Так и гоняет богатырь смерть по небу. Догонит или нет, неизвестно, а пока Ходасям пугает людей до сих пор своим диким смехом.
В славянской мифологии Корова Земун (священная Небесная Корова), как и Коза Седунь, была сотворена Родом на самой заре времён. Она является матерью Велеса от Рода Вышня. Поэтому Велес часто изображается как бык или человек с бычьей головой и зовётся Велесом-Коровичем.
В день Велеса принято не есть молочные продукты в честь почитания Велеса-Коровича и его матери Коровы Земун. В начале времён Священная Корова жила на острове Березань, но после перебралась в Верхний Мир Богов. По разным данным Млечный Путь или наша галактика была создана из молока Земун или молока Козы Седунь. По другим можно судить, что этот процесс был создан обеими богинями. По саду Ирия (славянский рай) течёт молочная река прямо из вымени Земун.
Коровы созидательницы есть во многих религиях. Параллели Небесной Коровы Земун можно найти в Египетских верованиях (корова-небо), в Индийских, где до сих пор коровы являются священным животным, у Лакцев и Лезгин корова является покровительницей рода. Эту Богиню почитают как в Велесов День 11 февраля, так и 10 Апреля, когда чествуется сама Корова Земун. Считается, что это божество покровительствует путникам и помогает заблудившимся. В Индии спокойный, уравновешенный характер коровы, вероятно, настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным.
В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» бедной сироте помогает «коровушка-матушка». В похожей по смыслу сказке «Буренушка» также рассказывается о волшебной корове, которая дает девушке-сиротке еду, питье и хорошее платье. В сказке «Буря-богатырь Иван Коровий сын» рожденный от коровы богатырь разумнее, сильнее и храбрее родившихся одновременно с ним сыновей королевы и девки-чернавки.
О чём сказка «Крошечка Хаврошечка» «Крошечка Хаврошечка» наилучшим способом показывает древнейшие представления о верованиях славян.
Во-первых, в сказке «Крошечка Хаврошечка» показаны метаморфозы: коровушка перевоплощается в яблоньку и продолжает помогать девочке. Если связать всё это с поверьем людей того времени, у каждой семьи есть своё тотемное животное, а иными словами, первопредок. Корова и есть тот самый прапредок, пришедший помочь девочке в земном мире. Вот почему корова говорит девочке, чтобы та не ела её, ведь она для неё – тотемное животное. С помощью коровы Крошечка Хаврошечка справляется с труднейшими заданиями мачехи. Перевоплощаясь из животного в волшебное дерево, коровушка продолжает помогать девочке и благодаря этой помощи девочка находит достойного суженого. Сказка «Крошечка Хаврошечка» заканчивается созданием новой благополучной семьи.
Продолжая тему верований древнего человека и его ассоциаций с миром реальным необходимо выделить его отношение и растительному миру: травам, деревьям, плодам, овощам и так далее. К примеру, деревья для древнего человека могли выполнять важные жизненные функции, и к ним человек относился, как к живым существам. В Сибири ранее считалось, что дерево кедр – дерево мёртвых, а ель – дерево живых. Берёза – являла связь между небом и Солнцем. Помните, в русских сказках яблоня помогает девочке спрятаться у себя внутри от погони. Сказка «Два клёна» рассказывает о братьях, которых заколдовала колдунья, превратив их в два клёна. Примеров найти можно много.
Деревья очеловечивались древним человеком и обретали живую силу. Если смотреть с научной точки зрения, то переход первобытного сознания от аниматизма к анимизму начался именно в период жизни древнего человека.
АНИМАТИЗМ (от лат. animatus — одушевленный) — вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей.
Аними;зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях
Древний человек наделяя деревья, растения жизнью делал вывод о силе, которая в будущем станет силой многих возникших позднее религий. Специалисты утверждают, что сила в представлении древнего человека виделась не бестелесной, невидимой душой, а как меньший по размеру реальный объект, образ, которому он поклоняется. Наш предок одушевляя предметы, деревья, реки, воздух, представлял эту одушевлённую силу, что способна жить подобно человеку. Ведь он писал свои внутренние образы только с самого себя. И в дальнейшем этот же человек, расширив своё сознание, ум, продолжал «лепить» (сканировать) образы высших существ со своего образа. Выходит не бог творил человека по своему подобию, а наоборот. В своём сознании, воображении это было именно так. Что же на самом деле? Рассмотрим версии других не менее интересных авторов этой темы.
«Для кета огонь — живое существо. Однажды Ульяна больно ударила меня по руке, когда я по туристской привычке положил полено в костер не вдоль, а поперек. — Ну а если я тебе в рот суну палку поперек, как ты будешь чувствовать себя, парень? — гневно крикнула Ульяна и продолжила: — Здесь у огня рот, и полешки в него кладут аккуратно, вдоль, чтобы легко можно было их глотать. Живым существом огонь признают не только кеты, а очень многие народы, и почти у всех он — очиститель от 66 Живой камень, плачущее дерево злых духов и от главного из них — смерти. В комнате, где был покойник, огнем окуривают все углы и столы, а на кладбище после похорон жгут костры, чтобы очистить себя».
Анимизм как форма дорелигиозной духовной жизни человечества был присущ всем народам на протяжении многих тысячелетий их доклассовой истории. Анимизм вошел в религиозные системы в той или иной форме и в той или иной степени своего развития.
Как на земле общество разделилось на господ-правителей и массу подвластных, так и боги стали одни главными, всесильными, другие — подчиненными, исполнителями воли верховных. На известной ступени, через которую проходят все культурные народы, он осваивается с ними путем олицетворения. Именно это стремление к олицетворению (оживлению, одушевлению.) создало повсюду богов..
Только на стадии развитых систем классовых религий жизненные силы разных народов превращаются в некую абстрактную душу — бестелесную субстанцию, невидимую и потому совсем непонятную. Китайцы назовут ее первоначально «ци» и будут ассоциировать с эфиром или просто с дыханием.
Как известно из оккультной литературы, позже человек эмпирическим путём обнаружит, что его физическое тело не одиноко, а состоит из семи тел или энергетических оболочек, которые пронизаны энергетическими каналами (меридианами), соединяющих все органы физического тела. Энергетические центры (чакры) регулируют поток энергии «ци». Эта энергетическая система похожа на системы физического тела, ка кровеносная, лимфатическая, которые снабжают органы кровью и лимфой.
С дыханием как проявлением своего существования бестелесную душу будут ассоциировать и классические мировые религии. Но это придет потом, а пока мир живет по канонам доклассового общества, и духовная жизнь людей постоянно вращается то азартно, то боязливо в круговороте ложных постулатов и достоверных истин, приближаясь к адекватному познанию мира, окружающей жизни.
Рассматривая далёкое прошлое человека, за десятки тысяч лет назад мы видим, что первобытный человек, чтобы хоть как-то разобраться, понять мир его окружающий вынужден был приблизить его к себе, отождествляя с собой: оживить и дать ему душу. Когда он это сделал в своём сознании, он пришёл к тому, что природа имеет свою душу. Она может гневаться, мстить, но природу можно задобрить подношениями. Окружающая человека жизнь стала для него понятной, потому что проявляла свои эмоции так же, как и он сам: гром и молния, буря, солнцепёк – всё это, по мнению древнего предка, были эмоции природы, которыми она управляла человеком. Он и не подозревал о причинах происходящего в природе явлений, о возникновении его самого в природе. Для него это было неразрешимой тайной, спрятанной за семью замками. С его точки зрения, а он её имел на своём уровне развития тоже, легче было увязать все загадки природы с самой природой – растениями, деревьями, животными, стихиями, солнцем или луной. Так возникли образы разных духов природы. Они стали для человека посредниками.
Все этнографы мира утвердительно скажут, что первобытные люди имели своё представление о появлении человека в этом мире. И это представление всегда было связано с чудом. В этом чуде они не видели связи самих людей, но для них живая жизнь зарождалась не при участии человека, с помощью высших сил –духов, позже – богов. Эти мотивы человеческого воображения не исчезли, а трансформировавшись, приняли иной облик и стали лейтмотивом многих религий. В этих легендах и мифах дитя появляется из луча солнца, проглоченной ягоды или плода. Но это было позже, когда на фоне классового разделения людей, стали возникать первые ростки будущих религий. Но в древнейшие времена человеку приходилось искать свои истоки появления в жизни именно в том мире, который его окружал. Когда он мял руками глину, он мог придавать бесформенному куску необычные формы, создавая по своему пониманию предметы или используя, как строительный материал. Именно глина (земля) была исходным материалом в создании первого человека (Адама). Жизнь так же вносила свои корректировки, когда, вдруг, племя встречалось с другими племенами, непохожими на них, они решили, что боги создавали их из других материалов или иным способом.
Пристально вглядываясь в окружающие их предметы, явления природы, птиц и животных, древние люди «находили» на мучавший их вопрос: «Кто Я?» просто. Они олицетворяли птиц или животных со своим первопредком. Почему бы и нет. Так появились мифы о происхождении народов того или иного племени от птиц или животных. Иногда таким источником ставали деревья или даже каменные изваяния. Так рождалась особая система ценностей древнего человека соединявшей его с природой. Здесь так же явно проглядывала форма духовной жизни древних людей, как анимизм. Одушевление предметов, птиц, животных, рыбы явилось толчком к появлению ТОТЕМОВ.
Тотеми;зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. Этот термин, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва.
ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского «ототем» - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Тотемизма характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопредка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Тотемизма является клановый (родовой) Тотемизм.
Археологические материалы эпохи каменного века или эпохи неандертальцев, свидетельствуют о том, что многие животные, ставшие в поздние периоды уже родового общества тотемами, поначалу были объектами охоты. Возможно, этот факт не был для древних людей чем то важным, потому что успех в добывании пищи – это продолжение рода? Но традиция брать тотемом племени существующее в то время животное или птицу длилась тысячелетия. По-моему она существует и в современном мире. Это заметно в изображении герба разных городов планеты.
Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой — изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов—табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема.
Древние люди считали, что боги прячут солнце в тыкву, ведь именно к этому времени тыква становится золотой. Об этом растении сложено множество легенд. По библейской легенде, бог вырастил за одну ночь тыкву для пророка Ионы. А древние греки назвали тыкву Колокассия - вот так красиво, как богиню. У христиан тыква связана с воскрешением, пробуждением творческих сил.
В Нигерии рассказывают такую легенду о тыкве. Будто бы давным-давно жил там в одном королевстве некий правитель Квако Анансе и захотелось ему стать самым мудрым, а значит и самым богатым человеком на свете. И решил Квако Анансе прибрать к рукам все умные мысли человечества. День и ночь думал он, как же это сделать. И придумал. В огромной тыкве собрал он и хорошенько перемешал все умные мысли мира. А чтобы тыкву никто не украл, Квако решил пристроить ее высоко-высоко, на самом высоком дереве своего королевства. Но когда он поднимал туда тыкву, та упала, раскололась, и вся мудрость человечества снова распространилась по миру.
В одном из мифов Древнего Китая говорится, что во время Великого Потопа двое детей - мальчик и девочка - забрались в тыкву-горлянку и спаслись. Согласно этому мифу, эти дети и есть прародители нового человечества. Новорожденных в Древнем Китае зачастую купали в тыкве-горлянке, из которой удаляли семена и мякоть, ведь такие тыквы порой вырастают внушительных размеров.
Славянские тотемы
В другом регионе земного шара (территория Славянских народов), в далёкие времена люди жили с безграничным уважением и трепетным отношением к тем, кто населял леса и луга, скрывался в водной глади или парил в небесах. Они не просто боготворили животных и растения, а верили в их способности оберегать, покровительствовать, защищать. У многих племён существовали тотемы – звери, которых считали прародителями всего рода, теми, кто передал свои признаки и черты человеческим потомкам. Изображениями животных украшали амулеты и талисманы, растения использовали как оберег от злых сил и болезней. На протяжении всей своей жизни человек каждое мгновение тесно взаимодействовал с силами природы и её представителями.
Образ духа-хранителя у древних славян чаще всего принимал облик медведя, волка или рыси. Эти три хищных лесных зверя обладали своими особенными характерами. Медведя почитали за силу и мудрость. Именно эти качества нередко отражены в сказках, где «косолапый» является негласным властелином леса.
В зависимости от географического расположения племен менялось и отношение к волку. В степной зоне, где хищник был частой причиной гибели скота, его считали коварным и жестоким. В то же время жители лесов называли его братом, отмечая благородство и красоту зверя. Считалось, что волчий клык, взятый с собой на охоту, непременно принесёт удачу. Рысь в понимании наших предков олицетворяла собой смелость и хитрость. Олень считался гордым и благородным животным, символом чистоты и справедливости.
Позднее в сказках отразится и образ плутовки-лисы, и пугливого зайца, и пронырливой мыши, но основа характеров сказочных героев – в восприятии славянами своих тотемных созданий. Наши предки верили, что каждый бог имеет своё священное животное, наделяет его своими качествами. К примеру, волк был зверем Даждьбога, медведь – Велеса, лиса – Макоши, заяц – Ярилы, кабан – Перуна.
Покорители небесных просторов тоже не были обделены вниманием. Самыми почитаемыми птицами считались сокол и ворон. Такие непохожие друг на друга, первый символизировал бесстрашие и смелость, стремление к свету. Ворон же представлялся мудрым и загадочным посредником между мирами живых и мёртвых, нередко он был птицей знахарей и волхвов.
Не меньше животных почитались и растения. Дуб называли «Перуновым древом», он считался могучим лесным владыкой. Стоит отметить интересный факт: молнии во время грозы чаще всего ударяют именно в дубы – деревья бога-громовержца. Это подтверждает факт того, что ни одна деталь в наблюдениях наших предков не оставалась без внимания.
О стройной красавице-берёзе было сложено немало легенд и баллад, многие из которых дошли до наших дней. Чаще всего истории эти имели печальный сюжет: девушка, покинутая возлюбленным, «каменела» от горя и превращалась в тонкое деревце, в котором и вправду есть неуловимое девичье изящество.
По поверью, ветки орешника могли защитить жилище от удара молнии и принести достаток. Само это дерево считалось братом дуба, а значит, также имело покровительство бога Перуна. В понимании древних славян орехи были ценностью и оберегом, их часто хоронили вместе с умершими, чтобы душа человека не столкнулась со злыми силами.
Подобные свойства относили и к плакун-траве, которая прогоняла нечисть. Собранная в ночь на Ивана Купалу, она приобретала поистине магические свойства и становилась надежным оберегом.
Скромный цветок ромашки ещё в те далёкие времена считался предсказателем будущего. Да, еще наши предки обращались за помощью к этому растению, гадая по лепесткам: «любит – не любит…».
Наши предки жили в удивительной гармонии с силами природы, царствами животных и растений. Многие черты живых существ, их образы в восприятии древних народов сохранились до нашего времени. Самое главное, что славяне передали нам, своим потомкам – важность осознания, в каком прекрасном и необыкновенном мире мы живём. Ведь каждая травинка, птица, рыба или зверь – это важная частичка жизни на нашей огромной планете.
Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в первую очередь с тем, что эти мифы полностью не были записаны в древние времена ни самими славянами, ни античными авторами (будь то греческие или арабские). Поэтому сейчас приходится восстанавливать картину славянского язычества, опираясь на множество разрозненных источников.
Языческие боги древних славян:
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти
В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен.
Вначале тотем являл собой реальность в виде животного или птицы, растения, затем его можно было просто изобразить на стене пещеры или создать звуковое содержание тотема. Позже появился фетишизм, как трансформация Тотема. Обращение к духу – покровителю племени, или предку.
На сегодняшний день история тотемизма не исчезла, но трансформировалась в суеверие.
Существуют минеральные и растительные тотемы, тоже связанные с различными аспектами человеческой личности.
Итак, знание тотемов оказывает существенную помощь в понимании человеческой природы. И, разумеется, если мы ближе познакомимся с тотемами других людей, то сможем лучше понять их характер. Поэтому тотемы можно использовать для улучшения отношений между людьми.
Растение, с которым нам легче всего установить первоначальный контакт, становится нашим родовым тотемом - то есть растением, связанным с нами через дату нашего рождения на Колесе года.
СПИСОК РАСТИТЕЛЬНЫХ ТОТЕМОВ
и их основных качеств в соотношении с периодами времени в годовом цикле.
21 марта - 19 апреля: Одуванчик - Исцеление
20 апреля - 20 мая: Клевер - Стабильность, поддержка
21 мая - 20 июня: Коровяк - Разносторонность, переменчивость
21 июня - 21 июля: Шиповник - Защита
22 июля - 22 августа: Малина - Очищение
23 августа - 21 сентября: Фиалка - Практичность
22 сентября - 22 октября: Плющ - Цепкость
23 октября - 22 ноября: Чертополох - Сила, выносливость
23 ноября - 21 декабря: Омела - Обновление
22 декабря - 19 января: Ежевика - Преображение
20 января - 18 февраля: Папоротник - Приспособляемость
19 февраля - 20 марта: Подорожник – Гармонизация
Выходит, что тотемы можно назвать психическими сенсорами, которые связаны с отдельными аспектам человеческой личности. В растительности так же есть свои тотемы.
ДЕРЕВЬЯ - СОЮЗНИКИ:
АКАЦИЯ
Акация - дерево, зарождающее жизнь, способствует плодородию. Символ бессмертия. Красные и белые цветы акации символизируют двуединство жизни и смерти.
БЕРЕЗА
Берёза - покровительница женщин и девушек, так же считается хранительницей домашнего очага. Исцеляющее, защищающее дерево. Символ духовного восхождения человека по жизни, а также космической энергии. Береза - решимость, преодоление трудностей, защита, очищение, плодородие, новые начинания.
БОЯРЫШНИК
Боярышник - дерево богини плотской любви, символ надежды и брака, защищает целомудрие. Боярышник - оберегает от нечистой силы.
Ещё один аспект в жизни человека. Это умение делать из предмета особый культ поклонения. Его назвали – фетишизм.
Фетишизм (фр. f;tichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных, говорится, что религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим.
Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае[7].
Как отмечают, в первобытном обществе фетишизация предметов природы проходит стадии аниматизма и анимизма, к чему возводят зачатки всех религий и духовной культуры в целом.
Возникновение богов
В древнем мире система представлений о нём древнего человека была тесно связана с природой. Прошли века и у человека прибавились покровители. Это духи лесов и воды, скота, и солнца. Расширялись его знания о природе, возможности, умение. Рождались новые формы отношений, труда. Организация жизни человеческого общества, имевшая предысторию, стала переноситься и на мир богов, духов, предметов поклонения. Создав в своём воображении своих покровителей, человек наградил их всеми человеческими эмоциями: гневом, радостью, злостью, щедростью. Среди богов появилось ранжирование по их важности и значимости в жизни племени. Возникли главные боги и подчинённые им боги, так же, как в общине были старательные и ленивые, сильные и слабые члены племени. Делились боги на вредных богов и полезных. Поскольку обожествлялось всё пространство древних людей, их окружение: овраги и леса, болота и поля, небесные гром и молния, хищники в лесах, завистливые соседи. Всё это было в глазах соплеменников в руках богов. Скоро эти духи и боги получили свои названия и предназначения.
В мире, имевшем в реальности только три измерения — мир небесный, мир земной и мир подземный, — духи и боги были расселены на небе, по земной поверхности и под землей.
Подземное царство, дышавшее в пору землетрясений и извержений пеплом, огнем, удушливыми газами, должно было стать и стало обиталищем смерти, миром, откуда нет возврата. В подземном царстве человек поселил богов и духов, способных пресечь жизнь, отнять здоровье, отнять радость. Первоначально люди плохо различали сами понятия «дух» и «бог»: что было духом, что было богом? Затем как-то само собой обозначилось, что бог — это могущественное существо, способное чаще быть доброжелательным к человеку, ну а духи делились на добрых помощников добрых же намерений богов и на помогающих богам карать, наказывать людей. Но жизнь людская сложна, в ней хорошее могло стать плохим, в ней бывало и наоборот; и в жизни богов и духов, считали, например, в ранней античности, происходило все так же, как у людей.
Нет ничего удивительного в очеловечении самих богов и духов, их дел и поступков. Со временем человек выделяет из своей среды знающих людей – жрецов, шаманов, оракулов, чтобы те стали посредниками между людьми и богами.
(Шаман – человек способный общаться с духами).
Пришла пора. Сложилось и утвердило себя классовое общество, включившее в свой духовный багаж все многообразие и всю многоликость верований. Появились религии со своей иерархией богов и духов, миров живых и мертвых.
Жители древней Индии поклонялись не одному богу, а имели множество богов и божеств. Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее)
В религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате.
Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет.
Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из яйца, которое плавало в безбрежном океане. Он разделил яйцо и из одной половины создал землю, а из другой небо. Потом он сотворил богов, людей, животных, растения и все прочее, что есть на свете.
Однако существовали и другие боги, которых относили к низшему пантеону. Они составляли свиту трех главных богов. Одним из них был Ганеша.
В мифологии Ганеша входит в число богов, которые составляли свиту бога Шивы. Предания о Ганеше появились в индийской культуре довольно поздно, в средние века. Ганеша был богом мудрости и преодоления препятствий, поэтому он сразу занял почетное место среди прочих индийских богов и приобрел популярность у людей.
Согласно Ведам, Яма — это Бог смерти. В буддизме он является правителем царства мертвых.
У бога Ямы есть сестра по имени Ями, которая олицетворяет собой энергию этой темной части мира. Согласно мифологии, они являются самыми первыми людьми.
Продолжим экскурс в историю древности, возникновения религий и связанных с ними богов.
Пантеон богов Шумера и Аккада
В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда считавшихся мифическими предками. Каждый человек имел своих персональных духов-хранителей – шеду и ламассу – и покровительствующих бога и богиню. Но, с другой стороны, жизни человека угрожали многочисленные злобные демоны – олицетворение болезней и смерти (никуб, лилу, лилит). Судьба человека была записана клинописью у богов в «Таблице судеб», и в час смерти за ним приходила «Судьба» – бог Намтар («Похититель») – и уводила обреченного в царство смерти – подземный мир, где правили бог Нергал и богиня Эрешкигаль вместе с советом из семи богов земли – демонов Ануннаков.
На небе также существовало свое «небесное» царство с советом богов. Главный из них – Энлиль, бог воздуха, повелитель земли («Среднего мира»), царь всех богов и покровитель земных царей. Его культ отправлялся в особом храме в священном городе Ниппуре, и чтили этого энергичного и всемогущего бога по всему Шумеру.
Не менее важен был в пантеоне и Ан (Ану) – бог Неба, а также мудрый и очень благосклонный к людям Энки (Эа), божество подземных вод и мирового Океана. Замыкает четверку «великих богов» богиня-мать Нинхурсаг.
К сильнейшим богам относились также Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна (Син); своенравная красавица Инанна (Иштар) – богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора.
Среди других значительных божеств можно назвать бога-громовника Адду, приносящего грозовые тучи и ливневые дожди; воинственного сына Энлиля – бога войны, покровителя воинов Нинурту; бога чумы и болезней Эра.
Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира.
Обратимся к словарю.
Гекатонхе;йры (др.-греч. ;;;;;;;;;;;; ; ;;;;;; «сто, сотня» + ;;;; «рука»), также Сторукие и лат. Центиманы (лат. Centimanus) в древнегреческой мифологии — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий; по Гесиоду — сыновья верховного бога Урана (неба) и Геи (земли): Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес. Согласно Евмелу — старшие дети Урана и Геи (по Гесиоду, младше титанов и циклопов.
Сразу после рождения заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. Уран заковал их в оковы и ввергнул в недра Земли, а Зевс освободил их для войны с титанами.
Во время титаномахии откликнулись на призыв богов-олимпийцев и выступили против титанов, чем принесли победу богам
«Титанома;хия» (др.-греч. ;;;;;;;;;;;) или Войны титанов — в древнегреческой мифологии — битва богов-олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: титаны, с базой на горе Отрис, и Олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. Титаномахия также известна как Битва титанов или Битва богов.
Позднее они сторожат в Тартаре титанов. Котт и Гиес живут в «глубочайших местах Океана».
По рационалистическому истолкованию, это на самом деле люди, жившие в городе Сторучье в Хаонии.
Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли: Нюкта (Ночь), Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Бездна), Скотос (Тьма), Эреб (Мрак). Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов. Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.
Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.
Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.
Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо.
Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.
Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни
Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина.
Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.
Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.
Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.
Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи.
Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством.
Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.
Главные боги Древнего Египта
Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.
Египетский бог Амон Ра
В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.
Бог Ра и Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.
Египетский бог Осирис
В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.
Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.
Египетский бог Анубис
Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.
• Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
• Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
• Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.
Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.
Египетский бог Сет
Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.
Египетский бог Гор
У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.
Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.
Египетский бог Геб
До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.
Египетский бог Тот
Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.
Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.
Египетский бог Атон
Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.
Египетский бог Птах
Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.
Египетский бог Апис
У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта
Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось.
Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.
Древние иранские племена как богов почитали асуров или ахуров ("владык"), в число которых входили боги Митра, Варуна , Вэрэтрагна и другие божества. Высший ахура имел имя Ахура-Мазда, что означало "Владыка-Мудрость", "Мудрый Господь"* .
Ахура-Мазда и ахуры были связаны с одним из основных религиозных понятий - "арта" или "аша" - справедливым правопорядком, божественной справедливостью, и в этом смысле они полностью соответствовали индийским адитьям.
Наряду с ахурами у древних иранских племен почитались дайвы, а позднее - дэвы - божества, остававшиеся объектом поклонения части арийских племен, ушедших в Индию, и некоторых иранских племен. Но у других иранских племен дэвы попали "в лагерь зла".
В древние времена римляне представляли богов в виде неких сил, повсюду окружающих человека.
Юпитер, верховный бог
Бог неба, грозы и дневного света, высшее божество, охраняющее мировой порядок, покровитель римского государства. Его символы - орел и молнии.
Юнона
Жена и сестра Юпитера. Являлась защитницей девушек, заботясь об их браках и сохранения невинности до вступления в него. У нее в руках непременно был скипетр, а голову покрывала золотая диадема.
Марс
Отец Ромула и Рема. Марс охранял поля, но потом трансформировался в бога войны. В его честь назван месяц март. Щит и копье – его постоянное оружие.
Сатурн
Бог посева и жатвы. Научил людей сельскому хозяйству, а также жизни в мире и согласии. В его честь устраивался праздник Сатурналий.
Вакх
Бог виноделия и развлечений. В честь него римляне пели песни и устраивали представления.
Янус
Был богом с двумя головами, смотрящим одновременно вперед и назад. Он был богом любого начала или начинания. Храмы в его честь имели форму городских ворот. Их открывали в военное время и закрывали в мирное.
Меркурий
Был вестником богов. Людям он приносил сновидения и вел умерших в царство мертвых. Меркурий покровительствовал ворам и торговцам. В руках у него всегда имелся кошелек с деньгами и жезлом-кадуцей.
Минерва
Богиня мудрости, покровительница всех римских городов. Она защитница поэтов, учителей, актеров и писателей. Ее оружием является щит, шлем и копье. Возле нее непременно находятся змея или сова.
Аполлон
Аполлон был надзирателем за исполнением воли Юпитера. Ослушников он поражал стрелами или болезнями, а другим даровал различные блага. Также он является богом предсказаний и творчества. Изображался с луком в руках и колчаном стрел за спиной или в виде певца, держащего лиру.
Нептун
Это бог водного мира. Он управляет штормами и посылает штиль. Его ярость не знает границ. Его оружием является трезубец.
Дит
Он является богом подземного мира и обладателем огромных подземных богатств.
Вулкан
Являлся богом кузнечного дела и огня. Охранял людей от пожара и был покровителем кузнецов. Обитал в глубине сицилийского вулкана Этна.
Венера
Богиня красоты. Покровительница супругов и необыкновенно прекрасная женщина. Считалась далеким предком Юлия Цезаря
Купидон (Амур)
Юноша, заведующий делами любви. Своим луком со стрелами он поражал души одиноких людей, разжигая в них любовь друг к другу. Также способен и убить любовь между мужчиной и женщиной.
Церера
Отвечала за земледелие и урожайность хлеба. Изображалась со снопом хлебных колосьев в руке.
Виктория Богиня победы у римлян.
Веста
Богиня домашнего очага и пламени внутри него. У Весты были свои служительницы в храме – весталки. Они поклонялись только ей и хранили невинность на протяжении всей жизни.
Диана
Покровительница леса и его обитателей. Она охотница и помощница беременным во время родов. Защитница плебеев и рабов. Ее оружие – лук, а сопровождает ее лань.
Квирин
По поверьям римлян, Квирин – это Ромул, основатель города Рим. После смерти он переродился, получи
Кратко о скандинавских богах
1. Три основных бога скандинавской мифологии — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
2. Боги скандинавской мифологии делятся на две семьи:
1. Асы — семья верховного бога Одина [Боги войны]
2. Ваны — семья морского бога Ньёрда [Боги плодородия]
3. В мифах и легендах скандинавов встречается множество второстепенных богов, которые играют незначительные роли и почти не участвуют в основных событиях.
4. Сколько всего богов, сосчитать сложно. Потому что многие из них, в одних источниках относятся к богам, а в других к людям, существам или великанам.
5. Всего в скандинавской мифологии около 120 персонажей.
Свидетельство о публикации №221021401368