Где твои Нинения и Фарсис

(из конспекта разбора)

Ниневия, в которой проживало примерно в пять раз больше людей, чем в Иерусалиме, олицетворяла все, что ненавидел Иона. Вот почему в ответ на повеление идти в Ниневию он берет билет в Фарсис (скорее всего, самое далекое от Ниневии из известных ему мест – в порту он мог спросить: «Какой ближайший рейс в самую дальнюю отсюда точку?»).

Ведь если он скажет ассирийцам о любви Божьей и они покаются, то Бог их простит и они уцелеют (он потом говорит Богу, что знал, что Бог добр и все так случится, если он воспроповедует о покаянии). А если Бог его не догонит и/или не заметит в Фарсисе и если у Него не окажется другого пророка, то через сорок дней ниневитяне будут уничтожены, и тогда его народу не будет угрожать опасность, по крайней мере, с их стороны.

В этом отношении история Ионы перекликается с поведением евреев первого поколения после смерти Иисуса Христа. Иисус сказал пророчество о судьбе этого поколения. Вместо покаяния в грехах, которые были причиной этого пророчества и близкого суда, евреи (радикальная часть народа) стали бороться с римлянами, которые фактически были исполнителями пророчества Иисуса и Божьим инструментом наказания евреев. Попытка изменить Божье пророчество не удалась ни в случае Ионы, ни в случае евреев первого века.

Одно из значений имени Ионы – «голубь». Обычно мы думаем о голубе как о символе мира. Иона относится к Ниневии скорее как ястреб, а не голубь. Пол Макрелл пишет, что голубь – это еще птица, любящая дом, и в этом отношении Иона хорошо соответствовал своему имени. Больше всего на свете он любил свою страну и свой народ. Беда в том, что это исключало всех остальных.

И ведь националистический пыл Ионы был подогрет прошлым заданием от Господа, когда Он поручил пророку сказать о том, что Иеровоам восстановит «пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни» (4Цар.14:25). Мы можем истолковать или применить свой прошлый опыт служения неправильно, важно всегда быть открытым к водительству со стороны Бога, прежде всего через углубление понимания Священного Писания.

Иона ведет себя как человек, имеющий право наложить вето на вынесенное Господом решение. Этот человек был верным служителем, пока Бог хотел того же, что и он. Но когда Божий приказ о выступлении разошелся с его представлениями и желаниями, он отказался от выполнения.

Иона с его самоуверенными предрассудками, пустым традиционализмом и претензией на исключительность таится в сердце каждого христианина. У нас тоже может идти подобная борьба с Богом. У каждого из нас есть своя Ниневия и свой Фарсис. Ниневия – это открытая, но, может быть, неудобная нам воля Божья. Фарсис – это место покоя после бегства от ответственности и лица Божьего.

Нам может быть особенно сложно воспринимать какую-то заповедь или повеление Бога. Его воля в определенной области жизни может приводить нас в ужас. О чем-то мы можем говорить: «Что угодно, только не это». Божья воля может побуждать нас говорить о Его милости к какому-то человеку, группе людей или побуждать решить какую-то потребность наших ближних, а мы в ответ можем вставать в позу: «Задания вроде прошлого я выполню, но это нет».

При этом побег в Фарсис может быть совершен в душе задолго до того, как мы физически прибудем в Иоппию или возьмем билет на рейс в направлении Испании. Некоторые убегают от Бога, даже не изменяя своего расположения в пространстве. Мы можем бежать, заполняя свою жизнь делами, которые вытеснят время на служение людям и участие в программах, к которым нас призывает Бог. Как тараканы разбегаются от света, так плотские ионы разбегаются от своих миссий.

14.02.2021


Рецензии