крысиный король

Изучив итоговые работы писателя, я приступил к знакомству дебютом. Две книги, последними вышедшие из-под пера писателя, меня не вдохновили, хотя красочных и витиеватых описаний было много, но всё же не покидало чувство, что писатель уже исписался (что бы сказал Кинг на этот факт?). Естественно, трактат о Ленине и коммунизме я читать не стал - не соизволил оказать честь столпу революции. Меня и так корёжит от воспоминаний из детства: заходишь в родную библиотеку, а повсюду Ленин, Ленин и ..Маркс. Короче, книгу " Октябрь" оставил для хаотических коммунистов, вроде самого Мьевиля (и это несмотря на наличие ряда колец в ухе лысого черепа).

Итак, я обратился к дебюту, состоявшемуся ещё в 1998 году и получившему ряд каких-то там наград. Либо это извечное враньё на обложке, представленное в качестве рекламы, либо раздают премии каждому встречному и поперечному (почти, как Оскар). В основу романа положена легенда о гамельнском крысолове, получившая новое звучание под пером Мьевиля. При чтении понимаешь, что автор разрушил некоторую цепь шаблонов, составляющую фундамент основной массы подростковой литературы. Но я не могу однозначно сказать, что "Крысиный король" – это подростковая книга. Это скорее проба пера и поиск своего направления в замысловатом разветвлении и многообразии жанров и направлений.

Мьевиль, пока ещё не определившийся, в каком стиле он планирует творить и зарабатывать деньги, попробовал разные сюжетные линии. Центральная ось, вокруг которой вращается остальное повествование, - это подростковый мир, с жаргоном девяностых - сейчас так никто не говорит. Это эдакий своеобразный ствол, от которого в разные стороны расходятся ветви разных жанров: ужасов, триллера, фантастики. Следующим романом стал "Вокзал потерянных снов" и читатель, как я понимаю, осознал, в каком ключе решил вышибать искры из сюжетной линии писатель.

Нельзя однозначно сказать, не удался или удался этот дебют. Дебют он и есть дебют, за него не побьют. Полромана складывалось ощущение, что писатель работает с сырым материалом, то есть на ходу выдувает из пальца фантазийные шарики. И потому появляется много вопросов без ответа. Зачем понадобились некоторые персонажи? Где история Крысолова? Почему много шероховатостей? Вопросов по книге много - отвечать некому. Придираться не собираюсь (я помню про дебют), но образ полицейского зачем возводить в главные герои и бросать его на середине книге, как хлам вторсырья.

Мне понравился у Мьевиля переворот литературных ходов, хаотически исковерканная шаблонизация, именно к ней в финале и приехал автор, умыв морем крови персонажей. Главный герой книги Савл - не красавчик-блондин, а толстячок, любящий подвыпить. А злодей - наоборот красавчик, без шрамов и ужасных заковык, никогда на такого не подумаешь, что он злодей. Таких перестановок в романе много и это большой плюс.

Не понравилась коммунистическая пропаганда в романе. Если писатель левых взглядов – это его право, но зачем кричать об этом на каждом углу, а в финале твердить про революцию? Это в минус. Не понравился перевод и редакция. Многие предложения с ужасными повторами. Много опечаток в книге, а читатель платит неплохие деньги за бумагу, надеясь всем сердцем, что не туалетную.

Мьевиль переносит читателя в родной Лондон. Некий Савл обвиняется в убийстве отца и оказывается арестован. Только сидеть в камере долго не приходится. Появляется Крысиный Король и спасает главного персонажа, конечно, из мерзких личных побуждений. По следам Савла идёт Флейтист в надежде "замочить" персонажа, поскольку тот мешает захватить мир с помощью дудочки, то бишь флейты.

Читать вполне можно, тем более вторая половина книги выглядит круче первой. Чувствуется, что автор поднаторел и стал писать более профессионально. Некоторые главы красочные - можно перечитывать. Я так думаю, не зря хвалят "Вокзал потерянных снов". Видимо, писатель разошёлся и развил мастерство до возможных для него пределов. А, может, и перо у него остро отточенное! Потираю руки в предвкушении перед прочтением "Вокзала…". Что будет… Что будет… Книга
 
сожрёт, а страна забудет!
14. 02. 2021. р.


Рецензии