2. Кому в голову пришла конструкция моста
И вот младший сын Иоганн был на неё похож. Мать организовала сыну учебу в соседнем городе Эрфурте у известного германского математика Эфраима Унгера. В 1824 году Иоганна отправили в Берлинскую строительную Академию. Иногда её называют архитектурной. Попутно он ещё посещал лекции в Берлинском университете. В академии он изучал строительство дорог, шлюзов, каналов. В том числе и подвесных мостов. В университете он слушал лекции по истории и философии. В семье часто говорили о разных проблемах. Домашние считали, что Иоганн был любимым учеником философа Георга Вильгельма Гегеля, начальника кафедры философии. Вот на таком высоком уровне проходила учёба Иоганна Роблинга. Один из друзей семьи вспоминал, что у одного из сыновей Джона А. Роблинга есть рукописный том, написанный Иоганном в тысячу страниц, которой назывался теория Вселенной Роблинга.
В 1831 году Иоганн Роблинг эмигрировал со своим старшим братом Карлом и группой пионеров из Пруссии (Германия), в Америку, спасаясь от политических волнений и угнетения. 6 августа после трехмесячного плавания они прибыли в Филадельфию в составе группы из 50 человек. У них с собой было 6000 долларов. Часть этих денег они потратили на покупку 1.500 акров земли в глухом углу в районе Питсбурга по цене 1 доллар за акр от г - жи Сары Коллинз. Они построили там дома и занялись сельским хозяйством.
Образовавшийся, как немецкая сельскохозяйственная колония, городок получил название Саксонбург. В 1837 году Иоганн стал гражданином США и сменил имя Иоганн на имя Джон. В это же время у него родился сын первенец, которого он назвал Вашингтоном в честь своего друга инженера Вашингтона Гилла, а не в честь отца нации Джорджа Вашингтона.
Сначала Иоганн, ставший Джоном, начал разводить овец. Даже написал письма тем, кто ещё собирался приехать в США, с просьбой привезти немецких овчарок. Но не получилось. Начал разводить рапс и подсолнухи для получения растительного масла. Тоже не получилось. Потом он начал сажать тутовые шёлкопрядные деревья. Вроде-бы что-то начало получаться. Но всё равно не было того, что могло принести удовлетворение. Хотелось большего.
В 1836 году, через 5 лет после прибытия в Америку, он женился на Джохане Харкинг. Её отец был состоятельным портным в Мюльхаузене. Его семья так же покинула Германию и эмигрировала в Америку. В то время в Саксонбурге жило полторы тысячи человек. Город и по тем временам был небольшой, жили в нём в основном немцы. Там практически была всего одна улица.
Через несколько лет после прибытия в Америку старший брат Джона Роблинга Карл умер на поле от солнечного удара. Если младший брат искал всякие варианты, то Карл трудился, как и большинство немецких крестьян, которые приехали в Пенсильванию. Большое количество потомков выходцев из Германии научились получать на этих землях прекрасный урожай. Их деревни и городки заняли своё место на американской земле, поражая удивительно высоким качеством своих сельскохозяйственных продуктов и необычным образом жизни.
Эмиши, как их принято называть, покинули родную Германию, спасаясь от преследований за свои религиозные убеждения. Они отличаются простотой жизни и одежды и нежеланием принимать многие современные технологии и удобства.
Джон начал искать другое применение своим способностям, другую работу. Это было время широкого развития железнодоржного транспорта в США. Но оказалось, что в некоторых гористых районах Америки мощность паровозного двигателя не позволяла преодолеть подъём. Одной из таких дорог оказалась железная дорога через горы Аппалачи в срединной части США. Тогда ещё не было шоссейных дорог, поэтому железную дорогу проложили в соответствии с рельефом местности.
То она круто шла вверх в гору, то круто сходила вниз. Хотя горы не очень высокие, метров 600 – 800. Но паровозам того времени не хватало мощности их преодолеть. Приходилось отцеплять вагоны, прицеплять к ним веревки и вручную тащить их вверх до горизонтального участка, где их ждал паровоз. Они проезжали какой-то путь, потом их опять отцепляли, паровоз уезжал, к вагонам снова прицепляли верёвки и тащили вручную вверх, и так несколько раз. Верёвки делались из индийской конопли и были очень дорогие.
Уже тогда Джон Роблинг знал, что в Европе используют металлические тросы. Но он не знал конкретного способа их изготовления. Ему ничего не оставалось, как самому разработать этот способ и получить патент, а затем и заказ на изготовление этих тросов.
В городке Саксонбург жило около 500 человек. Это уже был небольшой город. Когда приходил крупный заказ, то Джон Роблинг отправлял старшего сына Вашингтона обежать весь городок и сообщить всем собраться на следующий день - работа появилась. Крестьяне с удовольствием, вместо работы на поле, шли работать в мастерскую, где изготавливались тросы. Но всё равно людей было мало. Заказов становилось всё больше и больше.
В 1847 году Джон А. Роблинг переехал в Трентон, столицу Нью Джерси, и там построил тросово-проволочный завод. Остатки этого завода до сих пор сохранились, превратившись в музей. Дом Джона Роблинга там тоже есть. Особое место в нём занимает огромное колесо под названием мельница.
Джон очень много экспериментировал с тросами. Во время одного из экспериментов произошёл несчастный случай с его левой рукой. Её затянуло в это колесо и сильно изуродовало. Но успех превзошёл все невзгоды и ожидания. Пошли заказы, один за другим. Появились деньги, много денег. Джон стал миллионером. Оказалось, что его продукция сильно востребована.
Когда началась Гражданская война между Севером и Югом, Джон А.Роблинг пожертвовал правительству США 100.000 долларов. По тем временам очень большие деньги. В дополнение к деньгам он отправил своего старшего сына в Вашингтон воевать вместо себя. Возраст был далеко уже не тот. Всю свою энергию Джон направил на строительство мостов, акведуков, подвесок различных инженерных сооружений с помощью стальных тросов.
К тому времени из-за ветров рухнули несколько висячих мостов. Поэтому главной заботой Роблинга стали поиски надёжных жестких креплений, которые придали бы его сооружениям ветроустойчивость. Его первым большим успехом стал двухэтажный висячий мост пролётом 246 м. на реке Ниагара, ниже всемирно известного водопада. Один этаж моста предназначался для движения автотранспорта, а другой для локомотивов.
К концу шестидесятых годов XIX века на счету Джона А.Роблинга было десятка два построенных мостов и акведуков с использованием проволочных тросов. Многих его творений сейчас уже нет, их заменили на новые. Из тех сооружений, которые построил Джон Роблинг остался только один подвесной мост Цинциннати-Ковингтон через реку Огайо. Ныне этот мост носит имя Подвесной мост Джона А. Роблинга. В 1975 году мост был признан Национальным историческим памятником. Он практически уменьшенная копия Бруклинского моста.
Сразу после окончания Гражданской войны проблема объединения Манхэттена и Бруклина в Большой Нью-Йорк достигла точки кипения. Местным властям Олбани стало очевидным необходимость устройства моста через пролив Ист-Ривер. С этой целью был объявлен конкурс, но все предлагаемые архитекторами проекты не устраивали организаторов. Казалось, решение найти невозможно.
Одним из последних был рассмотрен совершенно уникальный по тем временам проект Джона А. Роблинга. Учитывая запрос бруклинцев и требования владельцов крупных судов, он разработал проект подвесного моста через Ист-Ривер, в виде трёх пролётной подвесной системы из четырёх несущих кабелей диаметром 40 см., протянутых от одного берега реки до другого, с двумя промежуточными опорами наверху 83-ёх метровых опорных башен, и с анкеровкой кабелей к железобетонным опорам на обоих берегах.
Конструкции проезжей части моста и его ограждение подвешивались с помощью тросовых подвесок к основным кабелям.Конструкция этих кабелей, заполненных тросовыми канатами была главной изюминкой проекта великого изобретателя. Глубоко вникнув в свойства легированной стали и её работе на растяжении при переменных нагрузках, он понял какие большие возмжности можно получить от её использования при производстве тросов.
В то время сталь была новым материалом — современники Джона Роблинга не доверяли этому материалу, считая идею применения стали почти утопичной. Все знали, что сталь подвержена коррозии, а, следовательно, мост с использованием этого материала не мог бы служить длительное время. Но Джон Роблинг решил эту задачку очень просто, предложив гальванизацию цинком тросовых проволок. Результат налицо. Кабели до сих пор успешно поддерживают дорожное полотно над проливом Ист-Ривер.
Лишь через 10 лет, в апреле 1867 года, в Олбани Законодательное собрание разрешило частной компании строить и эксплуатировать мост через пролив Ист-Ривер. Джон А. Роблинг был назначен главным инженером этой компании. Он был тогда единственным способным выполнить эту работу. У Джона был соперник по имени Чарльз Эллиот, который строил мосты с металлическими тросами, но он погиб во время Гражданской войны.
В июне 1869 года Джон Роблинг объявил в газете о том, что мост через Ист-Ривер окончательно одобрен Федеральным правительством и Советом инженеров США. Автор проекта моста заложил в него запас прочности в 6 раз больше возможной на него нагрузки.
Через несколько дней он отправился с сыном осмотреть место, где будет стоять Бруклинская башня. Как потом вспоминал его сын Вашингтон, они пришли после обеда. Чтобы получше рассмотреть место, отец забрался на кучу брёвен и оттуда шагнул на вершину паромных свай. Заметив паром, который собирался причаливать, Вашингтон закричал отцу, чтобы он спустился вниз. Отец спустился ниже, но не полностью. В это время паром грубо причалил, задев брёвна, на которых стоял отец, брёвна разошлись, потом опять сошлись и раздавили ему ногу. Правый ботинок был раздавлен полностью.
Вашингтон отвёз отца домой, вызвал врача-хирурга. Тот осмотрел ногу и удалил два пальца. От дальнейшего лечения отец отказался. Он занялся самолечением, в которое он верил. Он считал, что строгая диета и водолечение лечат все болезни. По его системе из сосуда вода тонкой струйкой стекала отцу на ногу. Но его процедуры ему не помогли, а наоборот, стали причиной его смерти.
Жить ему оставалось 14 дней. В результате всех неприятностей и самолечения в организм Джона была занесена инфекция, которая вызывает столбняк. Это очень тяжелое болезненное состояние. Вакцину от этой заразы изобрели только в двадцатом веке.
На четвертый день у Джона начала неметь челюсть. Он схватил бумагу и ручку и начал очень быстро писать последние распоряжения. Через некоторое время уже и руки не могли работать. Начались очень сильные судороги. Буквально пятки прижимались к затылку. Он умирал тяжело и очень мучительно. Всё это время сын и медицинские работники находились рядом с ним. Но ничего сделать в это время было нельзя. Джон Август Роблинг умер.
Мост ещё строить не начинали, а главный инженер, к сожалению, уже не мог продолжать свою работу. И тогда главным инженером было решено назначть сына Джона, Вашингтона Роблинга. Ему было тогда всего лишь 32 года. Он говорил: «Я в 32 года стал руководителем самого крупного тогда проекта на нашей планете». Но он был единственный, кто был в курсе всех замыслов отца, кто знал досконально весь проект.
Джона Роблинга похоронили в Трентоне. Похороны были грандиозными. Траурная процессия растянулась на полторы мили. В своём завещании Джон указал помощь сиротам детских домов. Тех денег, что остались на его счёте без адреса было 1.200 000 долларов. По тем временам, это очень большая сумма, которая должна распределяться между наследниками, его детьми. У Джона их было семеро. Они с женой родили девятерых, двое умерли, семерых они вырастили. Старшим был Вашингтон. В дополнение к деньгам остался завод, который продолжал активно работать и давать прибыль.
Старший сын, Вашингтон Роблинг, принял на себя всю ответственнсть за реализацию проекта своего отца. Его назначили главным инженером Бруклинского моста, и он начал очень активно работать. Младшие братья руководили заводом.
Свидетельство о публикации №221021401826