3. Сын Джона Роблинга принимает эстафету

   Старший сын Джона Роблинга, Вашингтон, родился в мае 1837 году в Саксонбурге, штат Пенсильвания, городе, основанном его отцом и его дядей Карлом Роблингом. Его раннее школьное образование состояло из наставничества в Питтсбурге. Позднее к его образованию был подключён профессор Лемюэль Стивенс из Западного университета Пенсильвании (ныне известного как Университет Питтсбурга). Конечным пунктом образования Вашингтона был Политехнический институте Ренсселера в Трое, штат Нью-Йорк, где он написал диссертацию под названием «Проектирование подвесного акведука».
    После получения диплома инженера-строителя Вашингтон Роблинг присоединился к своему отцу, чтобы работать строителем мостов (Civil Engineering). С 1858 по 1860 год он помогал своему отцу в проекте моста через реку Аллегейни, истока реки Огайо на севере Америки. После завершения строительства моста он вернулся в Трентон, чтобы работать на проволочном заводе своего отца.
В апреля 1861 года, во время Гражданской войны в США, Вашингтон Роблинг записался рядовым в ополчение  северян в Нью-Джерси. Служил хорошо, дослужился до капрала, потом до сержанта, потом до лейтенанта. Он успел побывать и пехотинцем, и артиллеристом, и разведчиком, и инженером. Строил подвесные мосты и даже воздушные шары сделал. Был разведчиком-наблюдателем, давая очень полезную информацию о противнике.
    22 февраля 1864 года, уже будучи капитаном, его командир, генерал Уоррен, отправил в город Вашингтон на бал для военных. Приехали дамы. С одной из них он познакомился. Ему было 27 лет, ей было чуть больше 20-ти. Это была Эмили Уоррен, младшая сестра его командира генерала Уоррена. Знакомство переросло в дружбу, а дружба в любовь. Расставаясь, они обменялись адресами. 11 месячная разлука путём переписки скрепила их союз. В январе 1865 года они поженились.
    Ещё до свадьбы Вашингтон получил звание майора. Женился он уже в звании подполковника. После свадьбы он ещё получил звание полковника. А там и война кончилась. Поэтому его уже всю жизнь называли полковником. После войны он стал ветераном Военного Ордена Верного Легиона Соединенных Штатов.
    Сразу после окочанияя войны Вашингтон вернулся домой, в Трентон, с молодой женой и принял руководство тросовым заводом своего отца. Но спокойно пожить молодым пришлось не долго. Узнав о трудностях, с которыми встретился его отец со строителством подвесного моста через реку Огайо, Вашингтон сообщил жене о своём отъезде в Цинциннати. Эмили попросила мужа взять её с собой. Вашингтон попробовал возражать, но в конце согласился. Именно там они узнали, что отцовский проект Бруклинского моста принят к исполнению. Это известие заставило обоих сильно задуматься о способах реализации проекта.
    Дело в том, что никто такого подобного моста никогда в мире не строил. Помогло то, что Джон Роблинг отправил сына с молодой женой на 2 года в Европу, как бы в свадебное путешествие. И вот там, в этих поездках Вашингтон и его молодая жена Эмили изучали новые методы строительства мостов, как работают проволочные станы, устройство кессонных фундаментов, новые инженерные решения, в том числе работы под водой. Во время путешествия по Европе родился их единственный сын, Джон А. Роблинг II.
    После возвращения в США в 1868 году Вашингтон стал помощником инженера на Бруклинском мосту и был назначен главным инженером после смерти своего отца. Он внёс несколько важных улучшений в конструкцию моста и разработал методы его строительства. Ему принадлежит проект двух больших пневматических кессонов, которые достигнув надёжного основания становятся опалубкой для бетонных фундаментом двух башен.
     3 января 1870 года первые рабочие, число которых достигнет почти 1000 человек, приходят на место строительства. Их первая задача возвести большие готические арки, которые однажды станут одним из главных символов моста. Но, чтобы надежно удерживать мост, его опоры должны углубиться в твердый грунт речного дна. Роблингу придётся отправлять людей на 15 метровую глубину. Они должны будут прорыть речное дно до коренных пород. Вашингтон Роблинг рискует применить новое приспособление: ящик, сделанный из дерева и железа, именуемый кессоном.
    Именно с устройства этих кессонов и началась работа по строительству будущего моста. Кессон, это перевёрнутый вверх дном огромный деревянный ящик, имеющий на конце заостренную форму. Мощные буксиры затягивают кессон в реку. Чтобы погрузить его на дно, сверху на крышу кессона укладывают многотонные гранитные блоки. Стенки кессона под давлением груза на крыше врезаются в ил и частично в грунт. Когда конструкция опустится на дно, в неё подается сжатый воздух под большим давлением, который вытесняет воду. В центре кессона устраиваются два шлюза с подъёмником, по типу лифта, для спуска и подъёма рабочих и выкопанного грунта.
    Кессон устаналивается на грунт дна реки, в котором достаточно места для работы 125 человек. Люди попадают в кессон через шлюзы и работают там в тесном пространстве в условиях высокого давления. Некоторые сравнивают это с адом. В условиях невыносимой жары и влажности, рискуя погибнуть в огне или в воде, люди долбят дно кирками и лопатами и медленно, но верно, пробиваются к коренным породам, углубляясь в речное дно на 30 см в день, Это была сложнейшая задача, с которой прежде никто не сталкивался.
    Глубина реки со стороны Бруклина по данным геодезистов была более 9 м., а скальное основание, на котором будет построен фудамент под опоры башни, на глубине 24 м.  Это значит, что 15 м. слабого грунта и ила надо убрать, а на их место установить кессон, который после заливки бетоном станет фундаментом для башни.
    Но сжатый воздух, вытесняющий воду, становится причиной загадочной болезни. Заболевает более 100 человек. Трое рабочих умирают.  Даже у самого Вашингтона Роблинга случается приступ паралича. Эту болезнь называют кессонной, но причина её неизвестна. Только через 6 лет врачи выяснят, что всему виной быстрая декомпрессия. Однако работы должны продолжаться. Отправляясь на работу, человек рисковал жизнью. Это была очень опасная работа. Но и было ощущение приключения: с одной стороны человек копался в грязи, а с другой был членом команды, возводящей первый мост через Ист-Ривер.
    32-летний инженер столкнулся со множеством технических проблем в процессе строительства. Когда встал вопрос об использовании динамита для прохождения твёрдых пород, спрогнозировать результат взрыва при сжатом воздухе никто не мог. Мог разрушиться кессон, могли погибнуть люди. Вашингтон Роблинг лично принимал участие в пробных взрывах.
    Вашингтон Роблинг работал по 14 часов. Первый приступ кессонной болезни у него произошёл, когда у него отказали руки и ноги после экстренного подъёма из кессона во время пожара. Его принесли домой, стали откачивать, обтирать виски с солью. Вот такое тогда было лекарство. Постепенно он пришел в себя. Ему доложили, что огонь удалось потушить, а кессон залить водой. Два дня кессон стоял залитый водой, потом насосами эту воду откачали. Два месяца 18 плотников извлекали обгоревшие доски и заменяли их новыми.
     В мае 1873 года Бруклинскую башню закончили опускать, когда кессонная болезнь догнала Вашингтона Роблинга и парализовала его. Отказали руки, ноги. Он не мог ничего видеть, слышать и говорить. Когда он немножко пришел в себя, жена Эмили Уоррен, увезла его в Нью Джерси, затем в Европу. Он взял отпуск на два года. Практически он уже передвигаться самостоятельно не мог.
     С этого момента судьба успешной постройки Бруклинского моста перешла к верной жене Вашингтона, прекрасной Эмили Уоррен Роблинг.


Рецензии