Экскурсии по Краснодару Часть вторая

Сели в автобус и поехали к  дому-музею художника Бориса  Куприянова, что в хуторе Копанском, в районе Краснодара. Музей Бересты находится в хуторе по улице  Берёзовая.

Трехэтажный особняк с ярко-красной крышей хорошо знаком жителям краснодарского хутора Копанское, что под Краснодаром. Он стал местной достопримечательностью. Именно в этот дом в первом Березовом проезде переселился сибирский художник Борис Куприянов, после того как навсегда покинул родной город Братск Иркутской области. С собой он привез свои творения, невиданные на Кубани берестяные произведения искусств. Именно, здесь на краснодарской земле к художнику пришло «второе дыхание» и в его творчестве появились новые, кубанские темы. Но любимую тайгу, озеро Байкал, которые оказались за много тысяч километров от нового места жительства, он все равно изображал до самой своей смерти.

Теперь наследие своего мужа бережет вдова художника Римма Куприянова. Только благодаря ней сохраняется память и произведения сибирского художника.

В работах Куприянова — изящество кедров, сосен и берез, мощь таежных распадков, величие Саян, величавость красавцев лосей, быстроногих оленей. Удивительно, ведь художник не пользовался красками, их заменила береста со всей скромной палитрой цвета.

Большая часть жизни заслуженного художника России Бориса Куприянова связана с Сибирью — там учился, жил и работал, сложился, как редкий мастер берестяных шедевров. В 90-е переехал из Братска в Краснодарский край, где родились картины из кубанской серии — «Белый табун», «Бабье лето», «Алые паруса».

Борис Куприянов пришел в живопись в начале 60-х годов после окончания Иркутского училища искусств, когда молодое поколение художников активно стремилось к новому осмыслению действительности. Тогда

Куприянов побывал на всех сибирских грандиозных стройках — Иркутской, Братской, Усть - Илимской ГЭС, на строительстве БАМа и ЛЭП-500, железнодорожной линии Абакан-Тайшет. Там черпал темы для творчества и развивался как мастер.

— Начинал Борис с графики, офорта, резьбы по дереву, но главной стала работа с берестой — изготовление туесов и необычных панно, — рассказала Римма Куприянова. - В традиционные методы работы с берестой Борис Флорович вносил и свои приемы — резьбу, просечку, тиснение, плетение. Наша квартира с берестяными панно превратилась в особую достопримечательность Братска — своего рода международный туристический маршрут.

И сейчас вся мебель в доме — резная из кедра, украшенная орнаментом и сюжетами из былин и сказок. В его руках береста оживала и превращалась в настоящие картины. Он мог часами, даже иногда днями, подбирать разные оттенки этого природного материала. Зато, какие работы получились. Например, картина «Праздник» о древней Руси — белокаменный город с золотыми куполами на фоне бурного народного веселья и девичьего хоровода. Или «Вечерний звон». Римма Куприянова считает что, это жемчужина коллекции — на высоком берегу стоит одинокая церковь, в пруду отражается маленькая деревенька. Полотно излучает мир и покой, так и слышится тихий малиновый перезвон.

Кроме бересты и дерева Борис Куприянов использовал в своей работе еще и кость. Рога изюбра, лося, оленя.

Многочисленные поклонники творчества художника Куприянова живут в Европе, Америке, Японии. После открытия его персональной выставки в Японии в 1994 году мастера спросили:

— Куприянов-сан, какую школу рисунка вы закончили — английскую или французскую?

Борис Флорович  улыбнулся:

-Сибирскую.

-Не может быть! — изумился коллега.

— А вы обратите внимание на картины «Снеги» по мотивам стихотворения Евгения Евтушенко, «Дух тайги», «Таежники», «Баргузин», «Байкал-Батюшка» и многие созвучные им, — посоветовал художник, — в них ответы на ваш вопрос. Чтобы показать величественную красоту Сибири, гордый и сильный характер народа, нужно каждой клеточкой души это самому прочувствовать. Работы рождались при встречах с промысловиками, охотниками, рыбаками, геологами на таежных тропах, у костра, в зимовьях. Это и есть творческая питательная среда, именуемая сибиркой школой.

К слову, та выставка в Канадзаве, на которой присутствовали девять мэров японских городов, прошла с грандиозным успехом. С ней пожелали познакомиться жители многих городов страны Восходящего солнца и везде посетители оставляли восторженные отзывы. Японцы предложили Борису Куприянову 5 миллионов долларов за его работы, но он отказался продавать их.

Произведения Бориса Флоровича разошлись по всему миру, обогатив десятки частных коллекций и музеев, о них созданы документальные фильмы в Японии и США, Италии и Греции. Посетителей поражала глубина авторской мысли, философское осмысление образов, техника исполнения. Скромный в быту, мудрец и философ по жизни, Куприянов оставил уникальные произведения по мотивам сочинений Пушкина, Грина, Экзюпери, Булгакова и других известных писателей.

— Предложения передать музей в чужие руки поступали, но они не вызвали у меня оптимизма, — говорит вдова. — Нет никакой гарантии, что картины не разойдутся по частным коллекциям, а это конец. Мне этого Борис Флорович не простит.


Произведения выполнены в сложной смешанной технике. Приемы были заимствованы из таких техник, как маркетри, коллаж. Эта уникальная техника нигде не описана. Работая в этой технике, художник абсолютно не пользуется краской, ее роль выполняет береста, во всей своей безграничной палитре цвета, света и рельефа.
У сибирской березы богатая палитра - от белого до голубого, розоватого, светло-желтого до темно-коричневого, черного.
Берестяные рулоны художник превращал  в ажурные туеса - традиционную сибирскую посуду или акварельно-нежные, тающие панно импровизации.
Пейзажи Куприянова откровенно графичны, эта техника довольна, сложна, поскольку требуют от художника хорошего владения навыками работы с берестой, навыками которыми владели наши предки и которые теперь почти повсеместно забыты.
Пластичная мозаика, которой пользовался художник с тончайшим подбором тонов и полутонов, требует предельной точности руки и глаза, художник им владел сполна.
И плывут на его картинах деревеньки, рощи, церкви и герои из сказок: "Таежная деревня", "Вербное воскресенье", "Березовая роща", "Весна", "Березовые сны", "Серебряный лес", "Солнечный день", "Деревенька",  "Таежная глухомань", "Сибирские березки", "У костра", "Заснеженная тайга", "Безмолвие", "Маленький принц", "Зимушка-зима", «Лунная дорожка», «Часовенка», «Срежинка».

В прихожей дома нас встретила Римма Ивановна.
- Снимайте обувь, надевайте тапочки,- сказала она. И сразу взяв указку в руки стала проводить лекцию с показом картин , туесов из берёзовой коры, На стене висели рога архара, рога оленя, старинное ружьё.
— Вы в Доме — музее моего мужа. Более 300 работ развешаны на трех этажах, на стенах нет ни одного свободного места, — показывает музей бересты Римма Ивановна Куприянова. — Все произведения мастера — частица его светлой души, — дополняет Римма Ивановна, — он полюбил бересту всем сердцем со студенческих лет, хотя мог работать в разных техниках.
Римма Ивановна  провела нас по комнатам дома на разных этажах Все стены были заполнены картинами из бересты.  Мебель была резная из кедра. На изголовье двуспальной деревянной  кровати были вырезаны черти.
 
- А  где вы спите, Римма  Ивановна,-  спросила одна из наших женщин, - неужели в этом музее?
- Да именно здесь я и сплю.
- И не боитесь этих чертей?!
- Нет, нет. Не боюсь,- улыбнувшись,  ответила она.
Мы пошли дальше смотреть произведения мастера.

 
 
С третьего этажа  вверх шла крутая лестница в монсардное помещение.
-Там находится мастерская Бориса, кто желает может сходить посмотреть – сказала Римма  Ивановна.
Все изъявили желание, но моя супруга из-за последствия инсульта не смогла ступить даже на первую высокую ступеньку лестницы и отказалась от дальнейших  попыток. Я взобрался по лестнице и осмотрел мастерскую.
   
В мастерской были различные инструменты  для работы по дереву. На верстаке стоял электрический  небольшой наждак.  А так вся работа велась в основном вручную. В мастерской сфотографировал фотографию, где Борис Флорович стоит слева с большой белой бородой.
 


Борис  Флорович  Куприянов (Фрол — русское имя, ставшая самостоятельной разговорная форма имени Флор (из латинского Florus < лат. flos, floris «цветок»), родился в 1934 году.
В 1963 г. окончил Иркутское училище искусств. Более 20 лет Борис Куприянов работал на художественном комбинате в г. Братск. В начале творческого пути занимался резьбой по дереву. Но все это время художник работал с удивительным материалом - берестой. В 1990-х годах художник переезжает в Краснодарский край. В творчестве автора наступает новый этап. Произведения художника передают образ суровой сибирской тайги, романтические сюжеты, и плывут на его картинах деревеньки, церкви.
 Борис Флорович умер 3 августа 2010 года, оставив после себя уникальные произведения искусства, которые являются достоянием нашей страны. Берестяные шедевры мастера обращены не только к современникам, но и к потомкам со словами из новгородских грамот: "Я послал тебе бересту...".
Сегодня в доме-музее художника более 300 произведений. Многие работы Б. Куприянова хранятся в частных коллекциях России, стран Европы, США, Канады, Японии. Сегодня в доме-музее проводятся экскурсии. По их организации и другим интересующим вопросам обращаться к хранительнице берестяного чуда - жене Бориса Куприянова Римме Ивановне по телефону: 8-918-340-59-21. Адрес: хутор Копанской (пригород города Краснодар), Краснодарский край.

После посещения музея мы поехали домой. Хотя некоторым нашим женщинам так понравились экскурсии, что они были готовы прямо сейчас ехать на новую экскурсию.

- Солнце уже садится, в следующий раз ещё где-нибудь побываем, а сейчас поедем домой,- сказал я и мы отправились  домой.
- Хотя  у меня порой сильно болит спина и возраст  не позволяет быстро перемещаться, всё  же преодолев боль, на экскурсиях  я уже чувствую себя лучше и моложе, - сказала на обратном пути в автобусе  Людмила  Григорьевна  Степанова.


14.02. 21г       Автор   Владимир  Васильевич  Макеев.


Рецензии