Гугуцэ

Гугуце

Как интересно. Когда я был маленьким, второй класс , обнаружил в семейной библиотеке словарь- разговорник. Русский - молдавский- русский. С иллюстрациями. С транскрипцией. И так мне он понравился. Прочел все от корки до корки . И обратно. И вдоль . И поперек. Словарь был не совсем словарь, а с традициями в половину издания. И сказками про Гугуце. И прочими интересными вещами.  Потом был период румынский фильмов, про комиссаров, Миклована и Михая. Таких мужественных, и в охранительных шляпах!
И сказка -телеспектакль про Бонку и ее четверых братьях - близнецах, в главной  роли с Ириной Муравьевой. И плеяда великолепных фильмов молдавской киностудии. Прекрасные актеры.
И прекрасные музыкальные группы и певцы. И гениальный Олег Янковский в молдавской драме "Гнев" и потом, позже в румынско - молдавском фильме "Проскурово ложе".
Все очень сложно, если не живёшь там. И разговоры старших в кухне, что молдаване и румыны один народ, и товарищ Сталин их поделил в угоду политическому моменту. Не берусь судить. Не в теме.

И старшина Корда , в оркестре, куда я сразу попал в армии. Добрейший человек и музыкант от бога. И Учитель.  Чуть позже, когда я исполнял долг по защите Родины от внешних врагов, в подразделении оказались ребята из Молдавии. Ну так тогда говорили. Молдавия.
Зоя. Зима. И Бутнару. Фамилии такие. И когда они общались между собой на своем языке, о чудо !  Я понимал слова. И вставил пару фраз.
Чем произвел фурор))
Они смеялись , обнимали меня, говорили , да ты не бульба , ты пленный румын, откуда это у тебя?
Долго смеялись от моего рассказа. О Словаре. И когда Зоя, двухметровый  красавец, улыбающийся , с руками , как лопаты. Руками, которые с детства ухаживали за лозой. Зоя, который о виноградной лозе знал все, с пеленок,  и сейчас умирал у меня на руках с простреленной грудью , сказал:Ei bine, Bulba, nu am mancat faimosii tai kryshans. Prieten viu, bea vin. Aminteste-ti de noi...*
Я заплакал. Умирал мой друг. И я ничего не мог сделать.
Жизнь нас всех разбросала .
Если Зима и Бутнару живы, я рад за них. И помолюсь за них.

Практики больше с молдавским языком больше не оказалось по жизни.
Только названия молдавских вин и мельтешат в голове, в винном маркете,  при выборе сухого, красного.

Ну и Гугуцэ всегда со мной, весёлый парень.
Задаёт жизни перцу и хорошего вина.
Особенно после экскурсии по Криковским подвалам.

Памяти моего друга детства. Владимира Моисеевича Бобрика.
Добровольно ушедшего из этой жизни.
Афганистан.
Приднестровье.
Чечня.
Югославия.

* - Ну, Бульба, я не еў тваіх знакамітых крышаноў. Жыві Сябар, пі віно. Запомні нас ... ( З румынскай).


Рецензии