Плотогоны - рассказ Игната
К такому явлению природы всегда были готовы – повторялось из года в год.
Сегодня вновь всем посёлком собрались на самом высоком, отвесном берегу крутояра и над собой же, посмеиваясь, шутили: «Мы словно зайцы деда Мазая на островке суши»...
Любуясь стремниной несущей по поверхности воды различный хлам, смытый с берегов, радовались – собрались все вместе.
Дополнительное настроение было и от того, что начальник участка предоставил выходной день по случаю половодья.
Заливные луга по пути следования водного потока, напоминали сплошное водное зеркало с отражением белых облаков неба.
Разновозрастные ребятишки, озираясь на взрослых, подбегали до опасного края, грозящего обвалом подмытого грунта обрыва берега и украдкой поглядывая на взрослых - ожидали предупреждения об опасности.
Бегая наперегонки, подбирали камушки и засохшие комочки земли, швыряя в бурлящий поток, радуясь, смеялись - чей бросок оказался самым дальним...
Детские забавы и развлечения неожиданно прервала взволнованная женщина – многодетная мать она - Зоя Семёновна, появившаяся откуда-то из-за угла барака - не обнаружив среди детворы сына Павлика, встревожилась и принялась расспрашивать ребятишек.
Детишки, поняв тревогу женщины, помчались в разных направлениях разыскивать шестилетнего товарища. Каждый старался усерднее другого заглянуть под каждый куст, за каждый угол избы-барака.
Пробежав по незатопленной округе посёлка, примчались до взрослых с
сообщением: «Павлика нет нигде»...
Встревоженные событием взрослые мигом подключились к ребятишкам и разбрелись в разных направлениях… но, увы и ах!
Павлика нигде не было.
Отойдя от берега, взволнованная событием мать, размахивая руками, принялась громко кричать, призывая сына откликнуться на её зов...
Павлик не отозвался и мать, спотыкаясь, побежала домой с сообщением к мужу.
Яков Осипович – так величали его жители посёлка, временно исполнявшего должность начальника участка - муж Зои Семёновны.
Он не спеша вышел на берег реки, поздоровался с присутствующими и с тревогой глянул на бушующий водный поток и тоже встревожился не меньше жены; он, как и мать, боялся, чтобы сын не сорвался с берега.
Одинокая, престарелая старушка, Степановна, проживающая в отдельной комнате многоквартирного барака, стоявшего на самом краю обрыва-берега, глянула в окно и, не увидав никого на берегу, решилась потихоньку выйти на место и посмотреть: куда же исчезли люди с берега.
Опираясь на костыль-клюку, она доковыляла до обрыва и ужаснулась - крутой берег сползает в воду от бурного течения и достиг до угла барака, грозя дополнительной бедой.
Не весть откуда-то из-за угла выскочил Павлик, весело подпрыгивая, устремился до края берега.
Старушка замахала клюкой и закричала: «Не подходи, провалишься!!»..
Оглянувшись, ребёнок резко отскочил в сторону бабушки и в это время отвесный берег, метровой ширины бесшумно сползал в водный поток.
Степановна, почувствовав дрожь земли, отбросив клюку-костыль, схватив за шиворот ребёнка, крепко держала, пока прибежали родители забрать его.
Потом уже, вечером, бабушка рассказала, что и сама-то находилась на грани гибели - стояла в нескольких шагах от обвалившегося берега.
Суетясь, дёргая и ругая Павлика, родители, схватив ребёнка, помчались домой...
***
Так началось утро, открывшее водный путь для лесосплава…
«В школе должен быть я завтра - учитель предупредил: «Годовые контрольные работы начнутся сразу же, после первого мая и кто не выполнит, или не придёт на
занятия, оставлю на второй год или на осень».
До школы около 12 вёрст, добраться до неё можно только водным путём.
Волнуясь, спрашиваю маму: "Как же мне быть?"..
Мама посоветовать ничего не могла, а только сказала: «Ситуация не поправимая и если учитель исполнит своё предупреждение, будешь сдавать зачёты осенью, а на второй год не оставит – учишься хорошо".
К тому времени я и в самом деле был отличником - не хотелось оказаться на уровне слабых учеников и я, разревелся. Отец услышал мои всхлипы и нытьё, спросил: «Что произошло? - чего ревёшь?
Успокоившись, пояснил отцу о предупреждение учителя.
Выслушав, отец сказал: «Не реви, выход найдём» - и я успокоился, считая, что если отец сказал, – найдём выход, - значит будем надеяться на благополучный исход.
После обеда отец ушёл к начальнику участка, разузнать; когда, по времени суток, будут пускать по воде «матку» с плотами длинномерного леса, заготовленного в течение года.
Мы с ребятами, часто бегали на плотбище...место, в протоке реки, туда свозили в течение года лес из тайги.
На плотбище привезённый лес рабочие сортировали и собирали в плоты-ярусы.
В протоке же, во время паводка, лес поднимается и удерживается за счёт перекинутых поперёк берегов, канаты от преждевременного ухода леса в основную реку.
Бегая по округе, видели в затоне, уже построенный из досок домик примерно на 30-40 квадратных метров; внутри сделаны деревянные нары и застелены тюфяка-ми-матрасами для спанья и отдыха плотогонов-рабочих в период доставки по воде лесоматериала в пункт назначения.
В середине домика-строения поставлена металлическая печка-буржуйка для приготовления горячих блюд.
Через время вернулся отец и заявил: «Готовься, сегодня в 12 часов ночи, будут пускать плоты и связки длинномерного леса и, рабочие-плотогоны возьмут тебя с собой.
Поплывёшь с ними до первого населённого пункта.
Перед деревней, в удобном месте, на крутом повороте реки, когда течением поднесёт плот до самого пологого и удобного места для схода, соскочишь на сушу, и доберёшься до школы – команда плотогонов поможет».
Обрадовавшись, я выскочил на улицу посёлка и от радости не понимал куда бежать и с кем поделиться, увидал Зою Семёновну – шла в мою сторону.
Поравнявшись, спросила: «Чо, готовишься вместе с плотогонами в путь? – а мои ученики на Первомайские праздники остались в школьном интернате».
Выслушав, кивнул головой и прошёл дальше по дороге.
Женщина в след крикнула: «Не ходи до обрыва берега – опасно!» - и я пообещал - про себя подумал: «Пережила женщина страх за малолетнего сына, и теперь чужого ребёнка предупреждает об опасности»...
Оглянувшись, Зою не увидал, и свернул за угол барака – хотелось, хотя бы издали глянуть на состояние обвалившегося берега, но моё желание прервала мама – призывала вернуться домой.
Забежав в дом, мама сказала: «Коль ночью отчаливаешь, тогда давай соберём
котомку с продуктами.
Вот тут я кое-что подобрала; десять штук картошки крупной положила – сваришь, или испечешь её; десяток яиц отварила и пару подовых караваев приготовила - укладывай.
Дам тебе немного денег, на случай, если паводок долго продержится, и домой не сможешь через неделю попасть, то в выходной день недели сбегаешь в село, там не далёко, всего-то вёрст с десяток наберется - туда сходить нет препятствия такого, как отсюда, от нас, выбраться.
Пусть и бездорожье по паханым полям, но нет реки.
Там и купишь что-нибудь перекусить, а хлеба этого хватит тебе только на неделю».
Поблагодарив маму, завязал котомку и с нетерпением стал ожидать двенадцати часов ночи…
Набегавшись за день, прилёг на край кровати и, заснул. Сколько времени проспал, вспомнить не мог.
Очнулся от негромкого разговора родителей: - Буди Игната, пусть на плоту, на
нарах досыпает, - сказал отец.
Помолчав, мама ответила, что тревожно отправлять его в такой рискованный маршрут, лучше бы не отправлять, пускай проспит, и останется дома.
Очнувшись от маминых слов, резко вскочил и сел на краю кровати: «Нет уж… убегу всё равно, чем иметь всё лето проблемы со школой», подумалось мне в тот момент»…
Соскочив с кровати, подбежал до часов-ходиков, глянув на его циферблат, заключил - пора к плотогонам и... в плаванье…
Схватив приготовленную котомку с провиантом и не простившись с родителями, выскочив из избы и помчался на плотбище.
На плотбище встретил лоцмана – ответственного за навигацию.
Шутя и подбадривая меня, спросил: «Готов к плаванию?» Улыбнувшись, кивком головы подтвердил свою готовность.
«Тогда проходи на плот, в каптерке занимай лучшее место на лежаке - по твоему выбору».
Улыбнувшись вновь лоцману, поспешил на плот.
Зашёл, огляделся...
На соседнем от меня лежаке-матрасе сидел парень и курил папиросу.
Его раньше видал на улице, но не знал имени, а познакомиться хотелось, так как вызывал особое уважение к себе крепким телосложением и приятной внешностью; он из сезонных рабочих и прибыл работать к нам в посёлок лесорубов, из другого района и один проживал в небольшой комнатке деревянного барака.
Пробегая мимо барака, всегда испытывал желание забежать к нему и пообщаться.
Парень, глянув на меня, предложил: - Давай, друг, знакомиться будем, присоединяйся в компанию плотогонов - меня кличут Богданом... А тебя?
Одобрительно глянув на попутчика, я улыбнулся и почему-то застеснялся; опустив глаза, принялся поправлять выбранную постель на нарах рядом с ним, еле слышно произнес: - А я Игнат.
- Ну, коль ты Игнат, тогда слушай - посвящу тебя в нашу работу. Самое ответственное и главное у плотогонов-вахтёров – не дать течению развернуть длинномерные связки леса поперёк реки, - начал разговор со мной парень.
- Здесь важна определённая ответственность и внимание - не уследили – погибель и рабочим и связкам леса – разорвёт связки и разнесёт течение воды, - вроде бы обучая меня своему мастерству, на полном серьёзе, на равных, проговорил Богдан.
- В проводимых инструктажах, на данные пункты, обращали самое главное внимание, - продолжил плотогон-моряк.
Привалившись на подушку, внимательно слушая «матроса-плотогона», молчал – не знал и не понимал, какое же слово в наш разговор могу вставить и, от этого было не уютно, хотя пообщаться с ним, хотелось.
Под его рассказ задремал.
Сквозь дрёму, слышал обрывки слов рассказчика и так и не понял, или не почувствовал команду лоцмана «отдать шварты» и как выплывали из протоки в основную реку...
Очнулся от укачивания - кружилась голова, хотелось пить, но жаловаться, или что-то просить боялся, а возможно стеснялся.
Вспомнились и мама с папой, которые остались дома и, ночь, беспокоясь за меня, не смыкали глаз.
Оглядев нары, заключил: несколько рабочих-плотогонов спят-отсыпаются – они, после ночи сменят дежурившую вахту, направляющую движение леса строго по фарватеру.
Соскочив с нар, вышел из каптёрки. Свежее, с прохладой утро, взбодрило после короткого сна и я, спросил: - Когда можно будет выскочить на берег с плота? -
Ожидай, ещё далеко, выберем пологое место берега и выбросим тебя, - шутливо проговорил кто-то из «моряков», - не переживай, ты у нас сегодня главный лоцман – без нашей помощи не останешься...
Вернувшись каптёрку, обратил внимание – мой приятель-собеседник, Богдан, повернувшись к стене, мирно посапывая, заснул.
Солнечный диск еще не появился на горизонте, но отблески зари-зарницы заметны - хотелось поскорее сойти на берег – укачало, кружилась голова.
Лежать не хотелось, и я вновь вышел посмотреть.
Один из «моряков» внимательно разглядывал впереди нашего маршрута берег моего причала. Поворачиваясь ко мне, крикнул: - Будь готов - через час-другой сходишь...
В это время из каптёрки вышел мой приятель, Богдан; подошёл и похлопав мне по плечу, сказал: - Надолго не прощаемся - закончишь учебный год, пообщаемся с тобой - расскажешь за свою учёбу.
Внимательно поглядев на приятеля, кивнул головой в знак согласия, но ответного слова подобрать не сумел, промолчал...
***
На крутом повороте плот поднесло течением до плоского берега: без труда покинул его, обернувшись, долго махал рукой им в след.
Время, если взять ориентир по солнцу, клонилось примерно к раннему утру. Радуясь – успею к занятиям в школе, стал подниматься на крутой склон берега - выходил из низины.
С трудом поднялся и, пройдя несколько шагов, упал без сознания.
Сколько пролежал на земле, вспомнить не мог – часов не было.
Очнувшись, принялся вспоминать и анализировать случившийся приступ.
Приподнявшись, вновь упал – показалось, что и земля и небо вместе со мной вращаются – сильно кружилась голова и тошнило.
Какое-то время посидел на голой земле и пошёл потихоньку в направление деревни, расположенной примерно версты за три: от деревни до школы ещё полторы версты.
С трудом добравшись до первой деревни, зашёл в избу до бабушки-старушки - Ивановной её величали.
По виду, она действительно бабушкой мне казалась, а лет-то, как потом узнал, где-то к четвёртому десятку подбиралось. Отличалась она от других, сердечной добротой к людям, поэтому и останавливались у неё разные путники – никому не отказывала.
Чувствую - дойти до школы сил не хватит, и на-бравшись смелости, зашёл в её избу: в избе накурено и много народу - сплавщики леса.
Она порою говаривала: «Полати в избе большие – все поместимся переночевать-то».
Постелей на полатях не было, даже и простенького тюфяка – на голых досках спали, а под голову, фуфайку с себя снимали и клали под голову.
В то, послевоенное время, фуфайка была у большинства людей единственной и повседневной одеждой и говаривали – в ней и в пир и в мир и в добрые люди.
Выбрав укромное местечко у порога, присел на нижнюю ступеньку лестницы, ведущей на печь и полати.
Спрятавшись за занавеску, отгораживающую маленькую кухню с проходом от входных дверей, сидел и прислушивался к разговору взрослых людей.
Через некоторое время открылась входная дверь и на пороге появилась красивая молодая девушка.
Рабочие, завидев её, приободрились, понимая – завтрак готов и внимание напра-вили ей, к Гале.
Мне в то уже время, казалось, что понимаю – если человек уважаемый, к нему и обращение и внимание соответствующее и уважительное и достойное и это не за-метить нельзя.
Обращаясь ко всем, Галя сказала: - Приглашаю на завтрак.
Повернувшись до дверей, обратила на меня внимание и спросила: - Гость у тебя, Ивановна?
– Какой гость, где? – встрепенулась женщина.
- А вон сидит на приступке лесенки!
– Ой, боже! А я и не видала! Когда он тут появился-то?
Галя подошла, остановилась возле меня, спросила: - Почему тут сидишь? Откуда ты тут появился такой не разговорчивый-то?
С лаской глянув на девушку, промолчал.
Подошла Ивановна и, узнав меня, сказала: - Да это же Игнат из посёлка лесорубов, учится в начальной школе, в соседней деревне. Как ты сюда попал-то? – и начал объяснять им, что добираюсь до школы...
– А как ты выбрался из посёлка-то - его же затопило.
– А я с плотогонами по реке и вот рано утром меня высадили на берег, не далеко от устья вашей реки, а дальше идти, сил нет – у вас отдохну.
Галя стояла и внимательно смотрела на меня, потом спросила: - А кто из плотогонов-то были на плотах?
– Я знаю только Богдана – познакомился с ним в пути...
– Богдан – богом дан, - просияв, как-то, по-особенному, сказала Галя. – Коль принёс известочку о Богдане, идём со мной, накормлю завтраком, - и взяв меня за руку, мы вышли на улицу.
Я обрадовался и не только приглашению на завтрак, но и тому, что уж очень симпатичной показалась Галя – хотелось просто рядом с ней пройти до столовой.
Зайдя в столовую, Галя усадила меня за отдельный столик в углу небольшой ком-натки столовой и принесла сразу первое-борщ и второе-котлету с макаронами: -
Начинай завтракать, а чай позже принесу.
Я, с любовью заглянув в глаза девушки, кивнул в ответ.
Позавтракав, встал и взглядом стал разыскивать кормилицу Галю - хотелось рас-считаться за вкусную еду и ещё раз глянуть в её красивые глаза и сказать, спасибо.
Увидев меня, из кухни выбежала Галя и, обняв, прошептала: - А Богдану – моряку - моему красавцу, привет передай.
Я пообещал выполнить просьбу девушки и передать её слова, парню по имени, Богдан.
Нащупав в кармане приготовленную мелочь, протянул Гале деньги за обед.
Галя денег не взяла и, лаская меня, сказала: - А на мелочь, карамелек купишь, - с саркастической улыбкой добавляя, - дай и Богдану карамельку от меня - он всё поймёт...
Я хотел пояснить, что долго не увижусь с ним, но спешно повернувшись, Галя юркнула за деревянную перегородку и скрылась на территории кухни - среди больших кастрюль растворилась, так и не расслышав последних слов моих.
Вернувшись из столовой, попросил разрешения у бабушки отдохнуть на полатях.
Сердобольная Ивановна, подала в руки маленькую подушку и, заглянув в мои гла-за,
подтолкнула до лесенки, ведущей на полати...
Намучившись в дороге и сытно позавтракав в столовой у Гали, забыв о школе и о предстоящих контрольных работах, заснул крепким сном...
***
Сколько по времени спал-валялся на полатях у бабушки, пытался припомнить, но не смог – никого в избе не оказалось и, часов-ходиков на стене не увидел – они в тот период времени были, но не у всех.
Соскочив с полатей, схватил свою котомку с домашними продуктами, выскочив за ворота ограды и, бегом помчался в деревню, где квартировал у бабушки Поли.
Через час был на месте...
Поглядел на часы-ходики, висевшие на передней стороне стены, ахнул - времени второй час дня...
Зашла моя хозяйка – баба Поля, поздоровавшись, спросила: - Как добрался-то?
Слышала – посёлок-то твой затопило.
Я подтвердил слова бабушки, но подробно рассказывать не стал, а бабушка и не настаивала. Развернувшись, приступил выкладывать провиант из котомки и раскладывать по местам, указанным бабушкой.
Разложив, помчался до друга – приятеля Вовки - узнать школьную обстановку. Самым же важным считал контрольные работы, о которых сильно тревожась, переживал.
Постучал в окно.
Его девятилетняя сестра, Санька, выглянув в открытую фрамугу окна, пояснила: «Вовка, с пацанами, носится где-то в перелеске за полем, за деревней.
Развернувшись, побежал разыскивать их сборище.
Не добегая до леса, разглядел дымок костра и скученность разновозрастной дет-воры, понял – лакомятся испечённой в костре картошкой.
Заметив меня, Вовка побежал ко мне на встречу и тащил крупную испеченную в костре картофелину, со словами: - Мог бы сегодня и не приходить - уроков-то всё равно не было.
Слова его прозвучали для меня бальзамом на всю голову, и я чуть не запрыгал от радости.
От Вовки узнал, что ученики собирались возле школы утром, и ожидали учителя (он один учил все 4 класса начальной школы, одновременно), но школа как была закрыта на висячий замок, так и оставалась до прихода уборщицы школы, Афонасьи.
Она объявила: «Расходитесь по домам - учитель заболел и, сегодня занятия отменяются по уважительной причине, - и акцент сделала, почему-то, на словах «уважительная причина».
А какая такая уважительная причина, не объяснила дет-воре...
В этот вечер, мы, деревенские ребятишки, до полуночи просидели у костра: уминали печёную картошку и радовались не запланированному выходному дню от уроков и, придумывая различные байки-истории, смеясь, рассказывали смешные истории из своей деревенской жизни.
Откуда-то, со стороны деревни, ветер донёс женский голос: покрикивая и даже ворча-ругаясь, она шла в нашу сторону.
«Чья-то мать», - подумал я и не ошибся; тогда по голосу людей деревенских не различал, так как не местный и проживал временно и только учебный год - мало с кем, кроме ребятни, общался.
Ребята, вскочив с мест, направились навстречу женщине. Поравнявшись с нами, женщина начала ругать – долго заигрались в перелеске.
Шурка – её сын, опустив голову, шагал рядом, поглядывая на нас, вроде как бы извиняясь за потревоженный матерью наш досуг.
Успокаиваясь, женщина, со злобой выдала: «И что, коль учитель так будет напиваться, через день, то и вы до полуночи будете бродить по перелескам?» - и дала Шурке подзатыльник.
Шурка, отскочив от матери, пошёл стороной...
Я украдкой поглядывал на сердитую Анисью - так звали Шуркину мать.
Она работала в большом коллективе женщин, дояркой, на колхозной ферме и деревенскими новостями владела и охотно делилась с остальными.
Её слова «учитель напивается» - пропустил, как не понятые, но впечатлило.
Забежав в избу бабы Поли, сразу же забрался на русскую печку и заснул; ночью мне снился пьяный учитель и, выражаясь нецензурно, ставил ребятам двойки. Мне было стыдно за него и я, низко склонив голову на парту, старался быть не замеченным...
От страха проснулся...
Перекусив печёной картофелиной, прихваченной в прозапас, в карман из костра, схватил портфель, выскочил за ворота ограды.
Навстречу мне важно отшагивал Вовка. Поздоровались по – взрослому, по-мужски - пожали друг другу руки и, Вовка хихикнув, посмотрел на меня:
- А знаешь, почему вчера занятий-то не было?
– Нет, не знаю. А почему?
– А он Первомайские праздники на свадьбе отмечал у соседей и лишку хватил браги…
Слова Вовки показались мне не очень знакомые – такие как «хватил браги» и я спросил: - А чо такое – «хватил браги?» Расхохотавшись, Вовка удивлённо посмотрел на меня и прошептал:
- Ты чо, браги ни разу не пробовал?
- Нет, не пробовал! А чо это такое?
И друг рассказал, что это такое…
Я и в самом деле не понимал этого слова и потому ещё, что «перепить браги и не выйти на работу»… Отчего и почему??
В многодетной семье моих родителей никогда не было никакого спиртного - не употребляли совсем, и тем более какой-то браги...
В тот день в течение всех уроков, я с какой-то, непонятной для меня настороженностью, наблюдал за учителем и вспоминал слова Вовки – «хватил браги»…
В этот день не было контрольных работ, но учитель предупредил: «Готовьтесь усиленно – на днях начнём завершать учебный год»… для меня было понятно…
***
О плотогонах и моём, совершенно неожидаемом перемещение по водной глади на плотах, вспоминаю и сегодня, хотя и прошло уже более полстолетия и это для меня незабываемое время детских лет и с плотогонами попрощаться не желает душа – выручили и впечатлился на всю жизнь.
Главное - судьба свела меня с приятными и симпатичными людьми - познакомился с Богданом и Галей,
Порадовав меня завтраков, считал себя перед Галей должником - хотелось чем-то обрадовать.
Школьный май пролетел быстро.
Получив от учителя листок успеваемости с хорошими отметками, благополучно возвратился в родительский дом.
По прибытию приступил к огородным работам (главное и интересное с малых лет домашнее моё занятие).
Пробегая поселковой тропкой, искал взглядом Богдана - хотелось поделиться с ним и передать слова Гали, но повстречаться с ним не довелось.
К середине лета узнал - Богдан возвратился в свой район и на следующий год, договор с нашим руководством леспромхоза, не заключил - устроился ближе к своему дому.
С Галей тоже судьба больше не свела, хотя всю свою жизнь вспоминаю эту девушку и сожалею о том, что просьбу её, не исполнил, а память о добрых и красивых людях
всю жизнь живёт во мне и радует душу и, конечно же, мне хотелось, чтобы эти два красивых человека повстречались и на всю жизнь…
Про случай со школьным учителем, никому и никогда не рассказывал – помнил родительский принцип жизни: «Живи с окружением мирно - слухи не распространяй».
13февраля 2021года.
Свидетельство о публикации №221021400373