Переписка с бывшей учительницей-22. 21. 09. 2003 г

           Из письма я узнал, что в Малиновку,в своё родное село, на днях приезжала дочь Люба моей не менее любимой сельской учительницы Марии Павловны Тарасенко. И на меня сразу же нахлынули школьные воспоминания.
          Её мама кроме преподавания у нас истории исполняла ещё и администраторские функции, являясь завучем в школе. Благодаря ей, история на всю оставшуюся жизнь стала моим любимым предметом. Как в трёх школах, где мне за десять лет пришлось учиться из-за переезда родителей в Россию, так и в университете, да и в жизни в целом.
           К огромному сожалению, посетив в мае 1991 года единственный раз родное село, я не застал в живых Марию Павловну. Пришлось беседовать в её доме с мужем Иваном Фёдоровичем, нашим бывшим дорогим учителем физкультуры и труда. Поклониться же ей пришлось мне на сельском кладбище, что в центре села, рядом со школой.
            Их дочь проживала в сентябре 2003 года (сейчас – не знаю) в России, в городе Белгороде. А сын, кажется, жил с семьёй в Казахстане. Люба с семьёй первоначально жили в российском Петропавловске-на-Камчатке. Однако после к престарелым родителям в родное село почему-то не вернулась. А надо было бы вернуться.
           Я до сих пор с болью в сердце вспоминаю моё тогдашнее посещение Ивана Фёдоровича. Похоронив год назад жену, он продолжал находиться в подавленном состоянии. Ибо жили они с Марией Павловной «душа в душу». Ситуацию усугубляло и то, что он полностью ослеп. Сказался фронт, откуда он пришёл инвалидом.
           Как бы в тот момент была  кстати рядом родная дочка.  Когда я, находясь в селе, возмущался этим обстоятельством, то многие мои земляки задавали один и тот же вопрос: "А как бы ты, Петр Алексеевич,  поступил, оказавшись на месте дочки супругов Тарасенко?» Они от меня слышали один и тот же ответ: «Никогда я бы своих родителей одних на старость лет в селе не оставил. Или сам бы остался с ними, или же забрал в город с собой». На то есть основание.
          В августе 1971 года мои родители покинули навсегда Малиновку. С нами  выехала и семья родной сестры отца. То есть, в селе остался один (жену похоронил давно) их отец, а мой дедушка Ефим Антонович. В 1975 году он скончался. Но рядом никого из близких не оказалось. Хотя они с женой вырастили и воспитали троих сыновей и двух дочек. А будь, кто рядом, он бы ещё прожил несколько лет. А так он отравился в доме угарным газом. Растапливая печку,  провалился под пол, а выбраться самостоятельно не смог.
           Отец мой до конца дней своих так себе и не мог этого простить.
Отец жил со мной, но тем не менее, когда он заболел, я очень боялся, чтобы в последние свои минуты жизни на этой земле он не оказался бы один. Дело в том, что у нас тогда была дача в двадцати пяти километрах от дома. Одного мы его не оставляли. В итоге 23 февраля 2006 года, в день Защитника Отечества, отец умер у меня на руках.

14.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1971 год


Рецензии