Солдаты России. Стамбулян и маршал

Лейтенант СТАМБУЛЯН и маршал МАЛИНОВСКИЙ.

           Эта история начинается трагически.
    «Стимулян А.К. Командир взвода сводного полка. Убит 31.08.1941г», -- скупо информирует «Книга скорби Украины» 2005 года издания.

           Документы Полтавского тракторного училища эту информацию не опровергают, только дополняют (ЦАМО Фонд 60122, опись 35353, дело 3, лист 257): на этом листе – список убитых командиров сводного полка. Первым из 14 офицеров и политруков записан лейтенант СТАМУЛЬЯН А.К., убитый 31.08.41г.
  Хоть фамилии в списках отличаются друг от друга, но, очевидно, что речь идёт об одном и том же человеке.

       И не возникает никаких сомнений -- лейтенант Стамульян был вычеркнут войной из списков живущих. И говорить вроде бы больше не о чем... Но ведь база данных «Память Народа» всегда под рукой. Этим нужно пользоваться! Почему бы не набрать запрос «Стамульян А.К.», чтобы поставить жирную точку в этой истории, крестик в списке, крест на судьбе?
       Но «точка усмехнулась и стала запятой», как в песне из нашего советского детства: СТАМБУЛЯН АЛЕКСАНДР КАРАПЕТОВИЧ.  Лейтенант. Уроженец Кисловодска 26.02.1919. Награжден орденом Красной звезды 27.01.1958 года.

        Дата рождения, расшифровка инициалов, место рождения, послевоенная награда. Надо же, «не было ни гроша – да вдруг алтын»!    История перестала быть трагической, черно-белой, заиграла живыми красками. «И если вдруг тебе взгрустнется, то грусть не значит ничего», -- поёт Юрий Антонов, и хочется продолжить : «когда ты знаешь, что под солнцем есть место  выжившим всем смертям назло»! Вчитываюсь в каждую букву этого наградного листа.

       "Звание лейтенант, должность командир взвода противотанковой батареи, место службы I сводный полк Полтавского тракторного училища Юго-Западного фронта. Представляется к ордену «Красной Звезды», армянин, беспартийный . Участие в боевых действиях: 22.VII-1941 – 2.IX-1941. Призван Кисловодским ГВК, в Советской Армии с III.1940 по XII.1945. Постоянный домашний адрес Москва, ул. Чаплыгина…

      В марте 1940г. был призван в кадры Советской Армии, сначала проходил службу в местной стрелковой роте, затем в Ростовском Н/Дону училище. В июле м-це 1941г. был досрочно выпущен из училища и направлен командиром взвода сводного полка Полтавского тракторного училища…

      2 сентября 1941 года в боях с немецко-фашистскими захватчиками в    р-не пос. Крупской Днепропетровской обл. был тяжело контужен, в таком состоянии пленен немцами и направлен в лагерь военнопленных, в гор. Кировоград. 18 октября 1941г. бежал из плена и скитался по тылам врага до марта 1942г. В конце марта 1942 был задержан местной полицией и направлен в тюрьму в г. Днепропетровск, затем этапирован в гор. Дуэ /Франция/.

       15 ноября 1944г. при этапировании на работу совершил побег и скрывался в различных местах Франции. 25 апреля 1945г. был освобожден английскими войсками и в мае 1945г. передан Советскому командованию. Госпроверку проходил в проверочно-фильтрационном пункте   N282 в гор. Торгау. По окончании спецпроверки демобилизован из кадров Советской Армии 15 декабря 1945г.

    В настоящее время СТАМБУЛЯН работает инспектором ревизионного управления налогов и заготовок Министерства финансов РСФСР…

     ВЫВОД: за участие в Отечественной войне и тяжелую контузию , полученную в боях по защите Родины – достоин награждения орденом «Красная Звезда».      
  17 июня 1957г."

      Лейтенант Стамбулян оказался в числе четырех тысяч участников войны,  награжденных  Указом ВС СССР:


    Моё внимание привлекли пометки на титульном листе Указа, опубликованного 27 января 1958 года.
   В левом углу: «Министру обороны СССР тов. Малиновскому Р. Я.».

   Название Указа тоже знаковое: «о награждении орденами и медалями СССР бывших военнопленных, имеющих ранения и совершивших побег  из плена».

   Надпись карандашом МВО рядом с фамилией Малиновского наводит на мысль что Верховным Советом исполнено распоряжение только что назначенного (26 октября 1957 года)  Маршала, ограниченное рамками Московского военного округа.

   О необходимости ограничений говорит и ремарка в правом углу титульного листа Указа «без опубликования в печати».

        Маршал, видимо, ощущал, что этому году, 1941-ому, меньше уделялось внимания по сравнению с другими периодами войны, его чуть ли не стыдились, окруженцев исключали из партии за сгоревшие, закопанные, утонувшие при переправах партбилеты, а бежавших из плена упрекали в трусости и малодушии. Но  ведь 1941-й был и годом славы советского солдата, офицера, правительства.   Не было бы невероятных испытаний 41-го и их преодоления - не было бы и Победы в 45-ом!
    Фронтовикам запомнилось, что Малиновский старался беречь бойцов: «За потери строго спрошу. Если есть возможность решить задачу огнём, в атаку бойцов не поднимать», – так, по словам подопечных, говорил во время войны будущий маршал.

    Наверняка Родион Яковлевич не помнил пофамильно или в лицо всех бойцов армий и фронтов, которыми командовал и с которыми делил и радость победы и горечь поражений. То же можно сказать и о представленных к награде Указом ВС N266/36.
     Но, случись Родиону Яковлевичу и Александру Карапетовичу встретиться и разговориться, скажем, в санатории на берегу моря, они бы нашли общий язык.

     «Атака союзников началась утром 3(16) апреля 1917-го между Реймсом и местечком Супир с задачей овладения фортом Бримон и сильно укрепленной деревней Курси. Храбрость русских солдат … позволила союзникам добиться первоначального успеха.    
     1-ю Особую бригаду не смогли остановить ни двадцать шесть рядов спиралей Бруно, ни три линии насыщенных огневыми средствами оборонительных рубежей, создававшихся немцами в течение двух лет. Но чего это стоило! Когда стремительным броском бригада заняла деревню Курси и позицию у канала, в ротах оставалось в строю от пятнадцати до двадцати пяти солдат. Командуя пулеметным расчетом, пробивался к каналу ефрейтор Малиновский».
         Это из истории первой мировой войны.

    А спустя четверть века опять была война -- вторая мировая, опять с немцами, и Малиновский был командармом, и был в его подчинении выпрошенный у штаба фронта сводный полк Полтавского тракторного училища, в котором через четыре дня жестоких боёв в ротах осталось  по тридцать штыков.

    И пробивался к Вагоно-ремонтному заводу на окраине Днепропетровска лейтенант Стамбулян, только что прибывший из Ростова на Дону, не ведающий, что он окажется в плену. Во Франции.

         Повороты каждой судьбы неисповедимы и уникальны, но порой можно с удивлением увидеть в разных судьбах сходные моменты и общие географические пункты.
       Ведь  городок Дуэ, куда попал пленный лейтенант Стамбулян расположен всего в 180 километрах от Реймса, где лежал в своё время раненный ефрейтор Малиновский, и не предполагавший, что в 41-ом будет командовать армией на Днепровских рубежах, а в начале 42-го -- фронтом  на Дону, защищая Ростов; а в конце 42-го на Волге, командуя армией под Сталинградом…

   Так или иначе, военачальники, поднимаясь по карьерной лестнице, становятся всё дальше от солдат и всё ближе к политикам и политике, где решая политические задачи, каждый реализует свое жизненное кредо:
  «Политика есть искусство возможного». Отто фон Бисмарк (1815—1898), канцлер Германской империи.

   «Если политика есть искусство возможного, то вся наша жизнь – политика». Чезаре Павезе (1908—1950), итальянский писатель.

   «Политика не есть искусство возможного; политика – искусство невозможного». Вацлав Гавел (р.1936), чешский писатель, президент Чехии.
       
    По афоризмам видно, как усложнялось понимание и политики и ее проникновения в жизни людей в течении XX века. Всю жизнь ощущая себя солдатом России, Родион Яковлевич не переставал учиться решать всё более неразрешимые задачи.
     В моем  «Слове о Полку»  Малиновский упоминался дважды, оба раза в конфликтных ситуациях.

    2  сентября 1941 в телефонном  разговоре со Сталиным, новоиспеченный командующий Южного Фронта Рябышев пытался переложить всю ответственность за продолжающий наращиваться Ломовский плацдарм немцев на левом берегу Днепра с себя именно на Малиновского: «Несмотря на мои категорические требования организованным взаимодействием пехоты, артиллерии и авиации уничтожить врага, МАЛИНОВСКИЙ проявляет исключительную вялость и неуверенность в победе».

     8 августа 1942 под Мин.Водами генерал-майор Тимофеев проигнорировал  приказ бывшего в опале Малиновского о переподчинении   Новочеркасского кавалерийского училища Южному фронту. Вот что пишет об этом очевидец, начальник училища:
«Приказом №049/ОП от 8.8.42 командующий Южным фронтом генерал-лейтенант Малиновский всю Пятигорскую опергруппу подчинил себе и приказал мне вступить в командование группой. Так как группой уже командовал генерал-майор Тимофеев, я  об этом поставил в известность генерал-лейтенанта Малиновского и просил указаний как быть в данном случае. Генерал-лейтенант Малиновский снова, под угрозой тягчайшего наказания, подтвердил мне принятие командования над всей Пятигорской опергруппой. На мое обращение по данному вопросу к генерал-майору Тимофееву, последний ответил, что никакого командующего он не признает, группу мне не сдаст и в свою очередь, также под угрозой, приказал мне с училищем подчиниться ему. Вся эта неразбериха происходила на моем наблюдательном пункте на окраине Мин.Вод перед боем, вечером 8.8.42».

     И в декабре 1942 под Сталинградом, Родион Яковлевич  тоже оказался перед дилеммой: проявить ли инициативу -- которая как известно наказуема -- чтобы не дать немецким войскам разблокировать Сталинградский котел – или, не задумываясь, педантично, выполнять приказ Ставки в неожиданно изменившейся ситуации?!
  Пока заместитель наркома обороны, генерал-полковник Александр Василевский доказывал Сталину  о необходимости привлечения армии Малиновского к отражению немецкого удара, Малиновский по собственной инициативе, упреждая приказ, остановил ранее запланированное движение руководимой им 2-ой гвардейской армии и развернул её в боевые порядки.

  Выбирать приходится всегда, иногда между гибельным и невероятным. Оба, и Малиновский и Стамбулян, сделали этот выбор. Один в 1919 году, другой в 1944-ом, стремясь из провинции Шампань в Россию. 

      Малиновский категорически отказался записаться добровольцем в армию Деникина и вместе с группой русских военнослужащих потребовал возвращения домой: через три океана и Сибирь, бурлящую гражданской войной. Стамбулян прошел через плен и испытания трех спецслужб (немецкой, английской и советской). 

   Оба останутся в нашей памяти как «Солдаты России». Именно так назвал маршал свои мемуары, хотя его дочь рассказывала: «В последний год я спросила его: «Кем ты хотел быть?» Что не военным, я уже знала, потому что слышала от него раньше: «Хотеть быть военным противоестественно. Нельзя хотеть войны».
   Папа тогда ответил: «Лесником».

    Спасибо добрым людям, разместившим на электронном ресурсе "Дорога Памяти" портрет Александра Карапетовича Стамбуляна!


Рецензии
При всем уважении...2 сентября 1941 года Юго-Западным фронтом еще командовал Кирпонос.
"2 сентября 1941 в телефонном разговоре со Сталиным, новоиспеченный командующий Юго-Западного Фронта Рябышев"

Виктор Стовба   22.02.2021 10:09     Заявить о нарушении
Конечно же. Досадная опечатка. Должно быть Ком.Южным фронтом.
Спасибо за внимательное прочтение! Исправляю

Евгений Пимонович   22.02.2021 10:23   Заявить о нарушении
Говоря о деревьях и щепках, надобно не забывать о лесе

Евгений Пимонович   22.02.2021 10:28   Заявить о нарушении