Часть 1 Путь к себе. День второй

От автора: Повесть сырая. Будут вноситься изменения.

День второй

   Во дворе заголосил петух. Юрий Иванович открыл глаза. Светало.
    -  Что тебе неймётся? - пробормотал он, - ещё спать да спать.
   В надежде, что петух на этом успокоится, перевернулся на другой бок и попытался заснуть. Но не тут, то было. У птицы было своё отношение к времени,  и петух вновь продемонстрировал голосовые возможности. На этот раз его услышали в соседних дворах, и утренняя перекличка пошла по всему селу. Юрий Иванович чертыхнулся, сел на кровати и стал одеваться. Из дома вышла хозяйка:
    - Доброе утро Юра.
    - Доброе утро Мария Николаевна, - откликнулся он.
    - Василий разбудил? Петух мой?
   Пытаясь скрыть раздражение, Юрий Иванович обронил:
    - Василий.
    - Он у меня порядок знает, всё село будит. По нему часы сверяют.
    - А я вечером его не заметил, - нашёл, что сказать, Юрий Иванович.
    - Как бы ты их заметил. Они рано спать ложатся. У них свой распорядок. Василий своё семейство в строгости держит.
    - Тебе полить с кувшина, или в умывальнике освежишься? – сменила тему Мария Николаевна, - летом он у меня во дворе.
    - Как вам удобнее, так и хорошо.
   Мария Николаевна ушла в дом, вернулась с кувшином и полотенцем.
    - Не каждый день приходиться гостей принимать, так что приятней самой поухаживать.
   Подошла к срубу, приподняла крышку, закрывающую окно, опустила в него ведро, что на колодезной цепи, и та загрохотала, унося его в недра колодца. Юрий Иванович решил помочь хозяйке. Взялся за рукоять. Колодезный барабан наматывал на себя цепь, поскрипывая на каждом витке. Ведро качалось, расплёскивая воду, но уверенно ползло вверх. Наконец оно показалось в окне. Юрий Иванович извлёк его и поставил на сруб. Мария Николаевна освободила от цепи и передала гостю:
    - Неси, - указала в конец двора, - а сама взяла в руки кувшин и полотенце. Юрий Иванович с ведром направился к забору. Там он обнаружил дождевой сток, незаметной бороздой сбегающий в низину.
    - Знаю, у вас в городе всякие удобства, вода горячая, холодная, ванна, туалет и всё в квартире. А у нас во дворе. Зато вода из земли, а не из труб, холодная, но живая.
   Мария Николаевна подала ему кусок мыла, и стала поливать водой из кувшина, периодически черпая её из ведра. Юрий Иванович помыл руки, лицо. А потом, помедлив немного, скинул рубаху и наклонился.
    - Холодная, - напомнила хозяйка.
    - Хорошо, что холодная, лучше освежит.
   Обожгло спину, затем шею, голову. Юрий Иванович засмеялся:
    - Как заново родился. Спасибо мать, Теперь мне и дорога нипочём.
   Протерев досуха тело полотенцем, он надел рубаху, направился к мотоциклу, который ожидал его у будки собаки. Но Мария Николаевна остановила:
    - Юра, позавтракать забыл. Я тебе уже приготовила.
    - Спасибо, я не голоден, живу один, по утрам не кушаю. Привык. Зато плотно обедаю на работе.
    - А я тебе много и не даю, пару яиц варёных, да кружку молока с лепёшкой. Куртка твоя в сенях, не забудь.
   Юрий Иванович, понял, что обидит хозяйку отказом, направился с нею в дом.

   После завтрака, он вернулся к мотоциклу. Мария Николаевна, вышедшая проводить, спросила:
    - Ты что же собрался вручную катить его до заправки?
    - А как иначе? Была бы канистра, с нею сходил. Но не учёл, оставил дома.
    - Пошли к соседям, возьмёшь у них, заправишь мотоцикл, и вернёшь.
   Она направилась к ближайшему дому, остановившись у калитки, позвала:
    - Степан.
  В окно выглянул парень:
    - Это ты Николаевна?
    - Я. Выйди на минутку. Дело у меня к тебе.
   Вскоре, появился сосед, подошёл, глянул на Юрия Ивановича, потом на Марию Николаевну:
    - Что у тебя за дело соседка?
    - Гость у меня, инженер из города, приезжал к нам по делам, запозднился, пустила его в дом переночевать. У него мотоцикл без бензина. Дай ему свою канистру, сходит, заправит.
   Степан повернулся к гостю, протянул руку, представился:
    - Степан.
    - Юрий, - пожав её, назвал себя Юрий Иванович.
    - Канистра вас не спасёт, чтобы до города добраться, нужен полный бак.
    - А мне для начала хотя бы канистру, потом я повторно заправлюсь, окончательно.
    - Зачем же дважды. Я вам с литр и так дам. А там зальёте столько, сколько считаете нужным.
   Он ушёл в дом, и вернулся с литровой банкой бензина.
   Юрий Иванович достал деньги. Но сосед повёл рукой:
    - Не надо, с гостей Николаевны денег не беру.
    - Спасибо, я отблагодарю. Думаю у вас в Есаулово часто бывать. Юрий Иванович взял банку, и направился к дому Марии Николаевны. Степан пошёл рядом.
    - Извините за любопытство. Какие могут быть дела у городского инженера в нашем захолустье?
   Юрий Иванович, предпочитал о своей работе не говорить с посторонними. Но сейчас перед ним были люди, которым он обязан.
    - Завод будем строить в районе вашего села.
    - Где строить, кругом овраги, холмы? Одна Крутая Балка чего стоит.
    - Овраги засыпем, холмы сравняем, воды грунтовые отведём.
    - И Крутую Балку?
    - Конечно, нам нужна будет ровная площадка. Здесь поработали геофизики и гидрогеологи. Всё замерено, рассчитано, учтено и утверждено государством.
   Мария Николаевна остановилась, придержала Юрия Ивановича:
    - Как же так Юра? Ведь там мои дети, односельчане, солдаты, защищавшие нашу землю. И всех под бульдозер? - Мария Николаевна схватилась за сердце. Ей стало плохо.
   Сосед усадил её на скамейку у калитки:
    - Помогите Николаевне. Я сейчас, к себе, за машиной.
   Он бросился к своему дому. Минуты не прошло, как его Волга уже стояла перед ними. Не гася мотор, он выскочил из машины, вдвоём усадили в неё Марию Николаевну. Юрий Иванович не до конца осознавший беды, обратился с вопросом к Степану:
    - Что случилось? О чём это Мария Николаевна?
    - На Крутой Балке братская могила, там лежат сотни павших в войну людей, и дети её тоже там. Она живёт памятью о них. Это наша святыня.
   Он сел в машину и повёз Марию Николаевну в больницу. 
 
   Юрий Иванович залил в бак бензин, завёл мотоцикл. Тот радостно заурчал, готовый к работе. Но его хозяин что-то медлил, непрерывно газуя, и не трогаясь с места. Какая-то, большая проблема, родившаяся только что, заняла всё его сознание, и не отпускала. Наконец, он сорвался с места и направился к заправке.
   Наполнив бак бензином, Юрий Иванович выяснил у заправщика, как доехать до больницы, и направил мотоцикл туда.
   Машины Степана уже не было. В приёмном покое сообщили, что Мария Николаевна в реанимации, с нею сейчас работают врачи. Он решил дождаться результатов. Попросил дежурную сестру предупредить, когда появиться врач. Чувство вины перед Марией Николаевной не оставляло его. Мысленно он вновь перебрал элементы проекта. В нём было учтено всё кроме одного – братской могилы на проектной территории. Её не было ни на одной карте района затронутого проектом.
   Появился врач. Юрий Иванович глянул вопросительно на дежурную медсестру. Та кивнула головой в подтверждение его предположения.
    - Извините, уделите мне минуту, пожалуйста.
    - Слушаю вас.
    - К вам поступила пожилая женщина, Мария Николаевна. Я хотел бы её видеть.
    - Она в данный момент не коммуникабельна, мы делаем всё возможное, надеемся, что кризис минует. Поэтому пока я вам ничем помочь не могу. Приходите завтра, может быть ей станет лучше.
    - Мне нужно уезжать. Я живу в городе.
    - Кем она вам приходится?
    - Матерью – неожиданно даже для себя, произнёс Юрий Иванович.
    - Сочувствую, но повторяю, она слаба, не может говорить. Ей нужен покой, общаться с нею не получится.
    - Я виноват перед ней. Хочу прощения попросить, может, не придётся больше. Как жить потом с этим?
    - Хорошо. Лена дайте гражданину халат и проводите к больной. Разрешаю посетить больную, но не более пяти минут.

   Мария Николаевна лежала в отдельной палате, К её руке тянулась трубка капельницы, лицо прикрывала кислородная маска.
    - Не забывайте, ей нужен покой, - напомнила медсестра, - у вас пять минут.
   Юрий Иванович подошёл к кровати, сел на стул:
    - Мама, - позвал он. Она открыла глаза, увидела его: «Я знала, что ты придёшь. Ты не мог не прийти», - услышал он её голос, но не ушами, он звучал у него в голове, тихо, но отчётливо.
    - Прости меня, я должен был догадаться, что братская могила в зоне проекта, обязан был спросить тебя об этом, но не спросил.
    - «Юра, сынок. Там твои братья, ты не должен допустить, чтобы их потревожили, не по-человечески это, не по-христиански. Если я помру, забота о них ляжет на тебя. Знаю, ты не оставишь их».
    - Я обещаю. Никто не порушит могилу.
 
   К концу рабочего дня Юрий Иванович добрался до института, зашёл, как обещал, к директору.
    - Проблема у нас Иван Иванович с проектом. Возможно, придётся вносить коррективы.
    - Что за проблема?
    - На проектной территории братская могила отечественной войны. Её трогать нельзя. Но и оставлять мы тоже не можем, нарушается планировка. Не знаю, что делать. Её не было на картах.
    - Перенесём могилу в другое место. Можем за счёт проекта. Я позвоню, местным властям дадут распоряжение, они всё организуют. В чём проблема?
    - Живы ветераны тех событий, они не позволят тревожить могилу. Одной из женщин, дети которой лежат в ней, стало плохо только от известия, что там намечается строительство. Сейчас она в реанимации. Нужно менять проект.
    - Ты думаешь, что говоришь. Проведён колоссальный объём работ по геофизике, проектированию, финансовому обоснованию. Проект утверждён в главке, выделены деньги. Нам никто не позволит, да ты и сам всё прекрасно понимаешь, это твой проект. А люди? Люди поймут со временем государственную целесообразность строительства.
    - Для местных это святыня, в ней герои, защищавшие их землю, и сложившие в ней свои головы.
    - У каждой эпохи свои памятные даты и свои герои. Ты можешь мне назвать героев русско-японской войны начала XX века? Я не могу ни одного, думаю и ты, хотя у нас с тобой прекрасное образование. Их имена ушли в небытие. И это нормально. Герои живы, пока живы очевидцы их подвига, участники тех событий. Ты говоришь, что эта женщина на грани жизни. Придёт время, когда не останется никого. Тропа к могиле зарастёт. На слуху современников будут другие события и другие имена. Помнить всё удел историков. Я не против истории вообще. Страницы истории бесценны. Кто знает прошлое, владеет настоящим, заглядывает в будущее. Я о конкретных событиях и конкретных людях. Они приходящие. Люди живут сегодня. Страна нуждается в продукции завода, который мы собираемся строить, и она не может ждать пока полтора десятка ветеранов, находясь в плену своих воспоминаний, дадут на это согласие.
   Директор подошёл к Юрию Ивановичу, обнял его:
    - Оставь вопрос с могилой другим, можешь не сомневаться, он будет решён. У тебя есть свои дела, решай их.

                (Продолжение следует)


Рецензии