У вас спина белая

Общеславянские слова индоевропейского характера - семя, племя, вымя должны быть известны каждому, изучающему русский язык. Для того, чтобы избежать грамматических ошибок при склонении существительных в первую очередь.
А вот семантика (лексическое значение) может рассказать об истории верований и даже о политике.
 
Финское heimo (в переводе племя) абсолютно лингвистически родственно славянскому "семья". Финское vaimo (в переводе жена), возможно, этимологически связано со словом "вымя". Если с точки зрения лингвистики это очень давняя история - не все ступени перехода звуков можно проследить - то вот с точки зрения религиозных представлений есть факты.

Финский ученый Уно Харва опубликовал монографию о верованиях мордвы в 1942 году. Этот экземпляр есть у меня, и я ничего не придумываю (реплика в сторону). На немецкий язык труд был переведен через десять лет, и в СССР он известен по этому изданию.

Так вот Харва рассказывает в первой главе о том, что у мокшан сохранились обряды поклонения животным. На языке мокшан слово vaime означает "душа умершего". Эта душа могла переселяться не только в чрево беременной женщины, но и вселяться в домашних животных. Харва приводит заклинания и так далее (я потом подробнее расскажу).

Причем тут политика? Рукопись, изданная в 1942 году, имела, конечно, идеологическое значение. Тогда финны оправдывали свое участие в войне против СССР и понятием "heimosota", то есть братской войной, заступничеством за своих родственников.

Однако и сегодня наши российские ученые отдают должное качеству представленного материала. По мнению многих это одно из самых основательных исследований о верованиях мордвы.

Сейчас эта монография переведена и на мордовский. У меня же оригинал, самая ранняя редакция на финском. Вот ссылка на немецкое издание: Harva U. Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki, 1952.

*
Вымячко ты мое:)

Финское слово "ваймо", то есть жена, пришло из протоуральского wajmV, что означало "сердце", в старофинском сохранилось у него значение "душа" или "моя сущность". У мокшан это слово вайме как душа покойного присутствовало в верованиях, у эрзян оно звучало как ойме (сравните с финским aemmae(ae - звук с умляутом), тоже означает женка). О чем говорят эти очевидные параллели? О том, что мокшане и эрзя есть два отдельных племени.
 
Не нашла цепочку этимологии слова "вымя" у Зализняка. У Фасмера есть индо-европейская основа, но интересно, можно ли провести связь с балтийскими и финно-угорскими? То есть ваймо и вымя?

В мордовских верованиях души умерших переселялись и в домашних животных (потом расскажу про некоего собачо:))))

Мордва приносила жертвоприношение в виде убитой лошади, которую ставила в яме и начиняла изнутри, чтобы животное смотрелось, как живое. Саамы проделывали то же самое с олешками. Не случайно финский Дед Мороз никто иной, как рождественский козел. Его фигурку из соломы делали и поклонялись.

*
У мокшан его называли ШОПАЧА, у эрзян ЧОПАЧА. Это тот же шайтан, а так же в переводе с мордовского (я объединяю и мокшанский, и эрзянский для простоты написания ) это картина, световое изображение, призрак умершего.
Действительно, эти народы верили, что душа переселяется не только в людей, но и особенно в домашних животных. Я пока слово СОБАКА (совсем не славянское по этимологии) не буду трогать, ладно?

Наиболее полно об этом персонаже написал Уно Харва в первой главе монографии. Эти самые духи жили среди людей, могли являться в разных ипостасях: юнец или дева, СВИНЬЯ, стог сена. Самое главное, что их отличало: не было спины! Духи демонстрировали внутренности, в том числе СЕРДЦЕ (в финских языках "ваймо" - жена - имело значение и "сердце"), но никогда не поворачивались, пряча свою ТРЕТЬЮ составляющую.
 
На той монографии, которую я исследую, сделана карандашом приписка: "Третья грань отсутствует". То есть это было принципиально: трехмерное существо с передней стенкой и внутренней не показывало заднюю стену.

Легенда о том, как женам, прятавшим ЖИТО  в спине, делали надрез между ребер на спине, чтобы извлечь СПРЯТАННОЕ, известна по древнерусским летописям и по очерку Мельникова.

Эти самые шопачи особенно любили приходить на свадьбы. Там они плясали от души.
Однажды в финской библиотеке я нашла старое издание "Легенды и былички Зеравшана". Вдохновившись, написала рассказ "Аджина".

Сейчас понимаю, что наша мордва, таджики из Зеравшана и другие народы запомнили те дедовские байки, восходящие к индоиранским верованиям.
Оборотень Аджина и бесспинная Шопача, - вся эта "нечисть" с точки зрения официальных религий, - они и были на границе видимого и невидимого, третье измерение выступало в роли занавеса.

**
Шопача кобенится

Все начинается с нее и заканчивается...

У многих язычников отдельное божество отвечает за этот переход в другой мир. У финнов есть малоизвестное Хуу, есть Маррас (название месяца ноябрь marraskuu сохранило древний корень), у славян это Мара (слово мор), все они сначала вестники смерти, а потом стражи на переходе.

В мордовской мифологии у мокшан это Шопача. Я запомнила сложное слово по аналогии с нашим "собака". Выяснила, что собака пришло к нам из кыпчакского языка, в котором есть слово "кобяк", обозначает не только домашнее животное, но и черта.
Дух Шопачи никогда не показывал живым спины, охотно демонстрируя свое лицо и даже внутренности. За этим кроется своя философия.

Действительно, душа близкого, умершего недавно, какое-то время не дает себя забыть, являясь и тревожа. Волевым усилием можно ее как бы передвинуть в пространстве своего подсознания, запретив себе всякие воспоминания и упоминания вслух.

Ученые говорят об объемности этих древнейших верований, восходящих к религиям еще до зороастризма. Трехмерное изображение всего живого при появлении призрака души перестраивается на двухмерное. Третья створка опускается, мир становится дуалистическим. Духи смерти часто изображаются как тень.
Чувство одиночества у старых людей, наверное, усугубляется еще и этим коварством всяких шопач. Ведь персонажи язычества забирают историю, запирая ее на свои магические засовы.
 
Христианская религия с идеей воскресения и победой светлых сил стремится вернуть живому живую картину, трехмерную. Но ведь кобяки сопротивляются...

Моя Аджина
http://proza.ru/2006/02/04-15


Рецензии
Чувство одиночества усугубляется

Григорий Аванесов   18.03.2021 21:51     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий! Чувство одиночества присуще всем сознательным существам. Мне показалось, что конец света - это когда мир остается прекрасным, но одинокое сознательное существо не может передать свой восторг перед ним никому. Возможно, так его наказывает тот, кто стоит за этим миром.

Милла Синиярви   19.03.2021 08:07   Заявить о нарушении