Репертуар для струнного альта

На удивление  даже, посвятив всю свою трудовую жизнь служению этому лучшему из всех струнных инструменту, который даже на свет появился много раньше пресловутой "Королевы всех струнных инструментов" -  скрипке, мне и самой постоянно приходилось чувствовать, что играть на этом дивном инструменте можно очень мало произведений. Нет!  Сейчас уже в каждом нотном магазине есть в продаже тьма того нотного материала, которым считает себя увековечить в памяти народной любой выпускник каждой из консерваторий или училищ, что окончили там отделение  для композиторов.

Но вот уже самый существенный вопрос, как все это исполнить (да и надо ли кому-то  из людей это новое творение) они перед собой определенно забывают изначально ставить. Это, как правило, обилие разных нот, почти не наделенных смыслом. Если же творец  имеет тяготение к изыскам. То можно быть заранее уверенным вполне, что там они все уместятся успешно. И даже опять. Там новшеств на квадратный сантиметр музыки будет намного больше, чем смысла в ней.

Если оглянуться в далекое прошлое сочинительства,  там ясно проявляется та убогая и подчиненная всем остальным инструментам, судьба моего струнного альта. Без него не обходился ни один классический квартет с самого начала. Но на исполнение чаще всего садились самые неудачные из всех скрипачей.Отсюда и некоторая ущербность этой партии  с самого начала. Да и сами инструменты зачастую просто калечили для удобства исполнения на них тех, кто в этом почти ничего не мог понять с самого начала. Безбожно отрезались деки покороче до самых Эф(это прорези  в верхней деке инструмента), которые отвечают за очень тонкую структуру,а именно за мензуру(это расстояние между нотами так зовется у музыкантов). Его делали покороче и по сути приравнивали к "королеве" по длине. Так было искалечено невероятное число инструментов изначально. среди них и шедевры попадались. Но от своей урезанности они теряли сильно не только в звуке, но и в цене продажной. И партии там чаще  были больше для порядка. А не от желания как-то поощрить тех, кто них играет.

Зато потом. Когда альт стал набирать вес и силу. Стали на нем отыгрываться, как я и говорила выше. Часто придумывали для исполнения на  нем такое, что изначально почти не исполнимо Например, для виолончели есть очень частая фактура игры в области подставки. Им это не слишком сложно. Просто скрючиться пониже, и играй, что хочешь. Это популярно и контрабасов тоже. Им тоже очень часто приходиться исполнять все, очень сильно скорчившись. Но альт! Это же изначально не контрабас или что-то производное. Там не скорчишься. Там требуется сильно вытягивать руки. А там часто. Так все уже затерто канифолью. Что, как не тяни руки к результату, все одно в итоге только один трухлявый сип и раздается.

Или вот еще другой прием. Это часто любят показывать как раз скрипачи. Я пишу о пиццикато в левой. То есть мало что играешь что-то. Еще и ухитряешься струну щипать этой же рукой. А правая при этом работает смычком, не опуская. Это и на скрипке удается далеко не всем. А альт. Он же ведь сильно  больше скрипки изначально от природы.

Вот я как-то захотела от себя новое добавить в технику исполнения на альте. И купила в нотном магазине ноты концерта для альта композитора грузинского с фамилией Азарашвили. Так в концерте  том современного грузина. Предлагается несколько страниц подряд играть одно и то же. А по-простому, просто по каким-то нотам одинаковым наяривать запредельно долго. Возможно, с оркестром, это выглядит эффектно. А вот под рояль. Стоишь, как дурак и лупишь одинаково. Не хватает злости переносить такую божественную длинноту в музыке без смысла. Я бросила учить этот концерт грузинский.

А ведь еще и каждый преподаватель имеет свой конек. У Тэриана это были подборки этюдов некоего Палашко. Все ученики в его классе изначально должны были освоить кипы тех этюдов для альта. А он их и написал немало. Все почти без  музыки, наборы одинаковых тактов упражнений с одним мотивом. Да еще.Их отыграешь две  страницы. А там указание от автора.Играть сначала с переходом на "конец" в определенном месте, которое очень от начала далеко.
Понятно каждому, что без этюдов Крейцера нельзя обойтись. Это,  как Шрадик и касторка с рыбьим жиром. Без них рахит обеспечен. Но и мотивы в некоторых этюдах тоже бывали. У Мазаса в этюдах мотивы привычные уху. Но витаминов в них маловато.


Я сама была счастлива, что в момент посещения нотного магазина, куда кто-то внезапно сдал огромную альтовую библиотеку, я отложила нот рублей на  сто, имея в кармане только 10. Но успела на них купить этюды Компаньоли. Когда на другой день я прибежала снова со  своими 100 рублями все оплатить, мне сказали, что все эти ноты продали 10 минут назад  тому, кто за них сразу смог рассчитаться. Я даже знаю, кто это был. А что делать? Ноты уплыли.

Другие обожают только Баха, которого, наконец, оценили после смерти. Так и   тот. Для подлинного альта написал всего один концерт.И он сразу уже для двух альтов, чтоб не мелочиться. А все  остальное. Только скрипка и виолончель. Про духовые не пишу. К ним у Баха был совсем другой подход и отношение  тоже. Так виолончельного давно уже приспособили под альт. Со скрипичными  тоже всячески стараются. Да вот проблема. Скрипичные произведения теперь модно исполнять и на виолончели тоже. Но смысл исполнения в том, что играть буквально те же ноты. И тональность не менять при этом. А это ведь. Ужасно сложно. Я вот попалась как-то очень горько. И рискнула исполнить пару частей из сонаты для скрипки-соло, опустив на квинту вниз. Ничего хорошего у меня не получилось.  Бах не даром изобрел темперированный клавир. Значит, уже  тогда прекрасно понимал разницу в  тональностях. Может, у Баха слух был не как у Скрябина. Но он однозначно понимал разницу в окраске тональностях.

Похожим образом я и еще раз успела испортить музыку самому Баху. Это с детства меня заворожила хоральная прелюдия фа минор. А уж когда ее и в фильм "Солярис" не побрезговали включить. Это стало моей фиксовой  идеей много лет. Сыграть ее и в оркестре тоже. Да вот  и там. Тональность подкачала очень сильно. Этот фа минор категорически не годится для игры на скрипке. Там же весь строй внизу заканчивается нотой "Соль".И тоника просто не умещается в регистре инструмента. Так я и тут. Решительно исправила Баха этого. И  перенесла прелюдию просто в соль минор. Тонике нашлось место в диапазоне. Но смысл. Абсолютно потерялся. Весь пафос остался в фа миноре. А в соль миноре. Просто знакомство с сочинением без эмоций.

 Как-то отыскала я в наших домашних запасах том вариаций скрипичных композитора Берио. Мне страсть как мечталось выучить хоть какие-нибудь одни. Поначалу я  тогда еще на скрипке упражнялось. И все мне что-то другое требовалось изучать для очередных зачетов с экзаменами. То концерт Баха  ля минор, первую часть. То концерты Виотти №№ 23 и 22 тоже по одной первой части от каждого. Так и не доходили руки углубиться в Берио с его вариациями.

Наконец, встреча ч альтом довольно болезненная во всех переходах. С новым ключом, инструментом из школьной кладовки.

Но как-то летом я снова достала те ноты. Стала искать разные способы, чтобы на альте тоже можно было  людям своим исполнением какое-то удовольствие доставить. А они же все   для скрипки написаны. Значит, и там надо на квинту все это перенести, чтобы лучше срасталось.Я долго всячески тыкала пальцами и глазами в нотную  бумагу, опуская строй грядущей радости людям. Но и тут не сложилось совсем. Очень много было у меня постоянно текущей срочной работы. То надо было срочно расписать некий шлягер на мотив русской песни для поздравления очередного  тогдашнего нашего щедрого спонсора Гусинского. К нему же на поклон требовалось идти не только с очередной новой курткой от С. Безродной из США. Оркестр тоже должен был от себя появляться с подарком и бутылкой какого-то  изысканного "Шампанского", которой тот самый Гусинский щедро поил поздравляющих его делегатов. То просто расписывать партии новый исканий оркестра в различных ипостасях музыкальных деятелей. Так и эти полотна не были опущены в звучании на квинту.

Опять же стали в конкурсах исполнять сюиты Регера. Они подлинно альтовые. У меня и до сих пор сохранилось для себя задание выучить сюиту №2. Так и не одолела свое задание. Не хватило пороха все это доучить. Про конкурсы я никогда и не мечтала.

И  из тех, что не поддались разным обработкам и переносам в удобные    тональности. Вспомню только виолончельную сонату Кассадо. Ее мне довелось исполнить в разделе аккомпанемент на "общем фортепиано". На виолончели мне ее исполнил виолончелист. Я загорелась и на альте тоже так исполнить. И снова те же грабли. То, что на виолончели звучит прилично на самой верхотуре, абсолютно неисполнимо на альте от высоты.
 
Хорошие произведения тоже сочиняли. Но все же большинство хороших это те, что сочинили в старину.  Но и там. Столько мистификаций оказалось. Совсем не  те их сочинили люди, кто указан автором. И.Х. Бах, Хандошкин. Зато Стамицы ничего не подделывали. Бесхитростно писали дуэты для альтов и концерты. Таким же честным был и композитор Плейель. Не маскировался,а писал от себя, не таясь. Но повторяю, что они сочиняли уже очень давно.

 А в тяжелое советское время. Василенко,Хренников, Кабалевский.
Зато в Германии Хиндемит. В Румынии  Барток. Разница, однако.


Рецензии