C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Эрнст Гомбрих как освобождение от искусства или по

 ЭРНСТ ГОМБРИХ КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИСКУССТВА

Эрнст Гомбрих, английский профессор, пришёл к выводу, что искусства как фундаментального феномена, как ИСКУССТВА с большой буквы, вообще не существует.
То есть английский профессор искусствознания удалил из набора фундаментальных констант и взаимодействий информационной программы Большого Взрыва важнейшую составляющую, которая имеет конкретную утилитарную задачу абсолютно совпадающую с задачей и смыслом существования окружающего нас Творения, обязательной и неотъемлемой частью которого мы и являемся.
Дело в том и состоит, что каждый человек становится человеком, самостоятельной духовной субстанцией именно в тот момент, когда он вдруг осознаёт, что не только он не возможен без окружающего нас мира, но и этот мир, этот КОСМОС не возможен и не нужен без каждого конкретного  духовного человека в нём.
Наверное в Гарварде и в Оксфорде этого не преподают, поэтому Эрнст Гомбрих удалил феномен искусства из набора непременных элементов  жизни человеческого сообщества и никто не удивился.
Более того. Искусствоведы приняли такую новость с восторгом.

 Казённый блеск и учёная нищета

Уважаемые дамы и господа!
Написал и самому стало противно.
Слово господин вызывает у меня устойчивую реакцию отвращения просто потому, что господин обязательно предполагает присутствие рядом какого-то существа, недочеловека, который обязан убирать за господином господское дерьмо.
Большего унижения и для господина, и для слуги придумать невозможно. Поэтому я эту фразу перепишу.
Милостивые государыни и милостивые государи!
Этот текст затрагивают важнейшую тему терминологии в искусствознании. Изящная фразистость сама по себе почти ничтожна. Но изящная фразистость без всякого смысла опасна.
Рассказывают, что когда Создатель раздавал людям разум, художники были на этюдах. И это единственное разумное объяснение того, что Вы решили познакомится с этим текстом.
Да, признаюсь честно, эту статью написал художник, краткий послужной список которого Вы можете прочитать в заключительной главе книги "Сияние света", в главе  "Об авторе" или на моей страничке.
Но Эрнст Гомбрих искусствовед с мировым именем!
Кроме того, он английский профессор, то есть авторитетный человек и искусствовед в законе.
Наконец, он написал книгу "История искусства". И эта книга, как уверяют знающие люди, самая читаемая в мире книга об искусстве. И, хочу специально отметить, этот факт имеет огромное значение, потому что этот факт подтверждает, что на фоне беспомощного хаоса в искусствознании, ещё многие люди всё-таки пытаются разобраться в таком запутанном, но, как они эмоционально чувствуют, нужном, интересном и важном явлении для человечества как искусство.
        Вы конечно знаете, что в России, да и во всём мире, всё великое происходит по недосмотру начальства.
        Поэтому, я начинаю.
Так вот, в учёном сообществе, книга Эрнста Гомбриха "История искусства" произвела эффект восторженного  взрыва, потому что известный человек заявил всему миру, что искусства как ИСКУССТВА с большой буквы, как важнейшего и фундаментального явления в  жизни человеческого сообщества вообще не существует.
Правда, ещё 100 лет назад Малевич заявил в письменном виде и во многих изданиях, что искусство вместе с этими надоевшими всем художниками давно пора выбросить,  уничтожить, утопить за бортом корабля цивилизации и забыть.
И что самое главное, эта идея Гомбриха, продолжающая общую тенденцию мыслителей общества потребления, всем очень понравилась.
Малевича за попытку уничтожить искусство назвали великим художником.
Дюшан со своим писсуаром протиснулся в духовную  историю человечества.
Пикабиа своей пустой рамой, которая висит в музее современного искусства в Париже, стал знаменитым автором.
Генеральная уборка на корабле современности успешно продолжается.
Искусство с отчаянным упорством пытается выжить, но его со всех сторон бьют нещадно во всех областях, видах и направлениях художественного творчества.
Нас настойчива  уверяют, что Малевич великий художник именно в области,  которую он пытался уничтожить.
То есть, мы имеем великого художника, который отменил огромный пласт духовного творчества в изобразительном искусстве, но продаёт и не дёшево свои работы как произведения именно этого самого изобразительного искусства, которого и быть то не должно в обществе цивилизованных людей.
Но решили повременить.
Почему?
Такая позиция хорошо оплачивается врагом рода человеческого!
Даже Брак, который почувствовал у картины "Бордель на улице Авиньон", что Пикассо напился бензина, и тот быстренько обучился кубизму и занял доходное местечко рядом с Пикассо..
Уж больно большие гонорары!
Поэтому, для общего благополучия, о прямом отрицании искусства Малевичем постарались забыть,  и постарались как - то и где - то  притянуть и пристроить и Малевича, и его творчество  к великому искусству, которое он ненавидел и отрицал и которое вообще никак не могут найти специально обученные люди..
Но Малевич как-то приелся.
Гомбрих подобрал упавшее знамя.
И не нужно никого сбрасывать с корабля и мочить в мокром и холодном океане!
Всё в порядке!
Просто ИСКУССТВА вообще не существует.
Но не всё человечество с этим согласно.
Я происхожу из самого древнего и из самого знатного рода человечества.
И по материнской, и по отцовской линии мы все в прошлом крепостные крестьяне. И деды рассказывали, что по праздникам одна наша родственница пела в церкви. И она пела так, что вся деревня бросала все свои работы, собиралась вокруг церкви, замирала и слушала.  А самой этой девушке записали фамилию Соловьёва.
Наверное, измученные тяжким трудом крестьяне своею душою чувствовали космическое значение этих звуков.
Конечно, Эрнст Гомбрих английский джентльмен. Но должен же он был слышать когда-то Бетховена, Чайковского или Россини?!
Как он мог с искусствоведческих высот не заметить космическую гармонию этой музыки?
Этот красивый сэр в роскошном костюме.
Можно предположить, что Эрнст Гомбрих был настолько поражён своим открытием, что весь окружающий мир померк, скукожился и едва ли не исчез?
Что же открыл Эрнст Гомбрих?
Эрнст Гомбрих заметил всем известный бытовой факт, что в разные времена, в разных человеческих сообществах, в разных социальных группах искусством называли самые разные явления и проявления человеческой деятельности.
И это совершенно верно,
Правда, это  всем известно и открытия никакого здесь нет.
И в истории человечества, и в современном обществе искусством называли и называют всё, что хотите от писсуара Дюшана до Троицы Рублёва, от чистого холста Малевича, до холста Малевича испачканного квадратиками, от невероятного мастерства Леонардо до пустой рамы Пикабиа.
Это так.
Но нельзя забывать, что именно по вине искусствоведов никто сегодня не может сказать, что такое искусство. А стало быть, и выводов никаких по этому поводу быть не может.
Нужно первым делом договориться, что такое искусство, а уже потом решать, существует искусство или нет. Но искусствознание не смогло определить, что такое искусство и, чтобы зря не мучиться, решили договориться, что и науки искусствознания, и профессии искусствоведа, а стало быть и искусствоведов самих не существует в природе, потому что  мы не знаем о чём говорим. Но за  зарплату приходим исправно. 
Что это такое искусство?
Что это за люди, которые занимаются тем, не знаю чем?
А если искусства нет, значит и людей, которые занимаются этим мыльным пузырём, этим не знаю чем быть не должно.
Но тогда и авторов, которые производят то не знаю что на самом деле не существует.
Когда учёные мучились и пытались понять, что такое феномен искусства, была какая-то надежда.
Когда Малевич грозился, что искусство надо выбросить из нашего мира, были разные мнения.
Участники культурного процесса стеснялись, мялись, придумывали невероятные философские объяснения, часто притягивая себе на помощь науки других специальностей, особенно  тех, в которых и специалистам трудно разобраться. Особенно популярным стало подсознание. Всё, что было непонятно, спихивали и спихивают на подсознание.
Это очень обидно!
Подсознание - это огромная держава, которая поддерживает жизнедеятельность  организма в автоматическом режиме.
Нам не нужно думать и принимать решения.
При виде аппетитного куска баранины у нас автоматически выделяется желудочный сок. Когда в глаза бьёт солнечный свет мы подсознательно щуримся, чтобы уберечь свой зрительный нерв. Тяжёлый физический труд стимулирует работу сердца, чтобы доставить больше кислорода нужным мышцам. Сердце бьётся и при эмоциональном переживании, при предчувствии сильного физического напряжения в момент гнева, восторга или при сопереживании совершенных законов совершенного Творения, которые захватывают дух.. Но все эти реакции на окружающий мир имеют в первую очередь физиологические корни. К искусству они имеют только опосредованное отношение.
Сознание ещё более сложная структура. В прошлом веке учёные пришли к выводу, что сознание присутствует у всех живых организмов. И человек, и животные, и насекомые, и даже растения пользуются механизмом сознания для увеличения шансов своего выживания. Некоторые учёные пришли к выводу, что элементарные частицы есть сгустки сознания, и для этого есть основания.
В некоторых вариантах опыта Юнга заметны проявления сознательных действий фотона.
Но переход от живого физиологического организма к духовной структуре связан с самосознанием. Самосознание возникает только у человека.
Самосознание является фундаментом и науки, и искусства и возможно только при переходе от животного организма к духовному человеку.
То есть, самосознание возникает при переходе от первого уровня эволюции на второй уровень.    
Но заявление Эрнста Гомбриха было принято учёным сообществом с восторгом. И не потому, что что-то проясняло или выстраивало в рамках логики, а потому, что было ярким, эпатажным и закрывало столетние и бессмысленные разговоры по надоевшему всем вопросу, а что же такое искусство?
Да господа! Искусства вообще не существует!
И Слава Богу!
Значит, и делать ничего не надо!
Но господа или милостивые государи!
Без искусства невозможна духовно-нравственная среда обитания человечества!
А какова духовно-нравственная среда обитания, таково и общество, таковы и беды и победы этого человеческого сообщества!
А если духовно-нравственная среда уничтожена, то и человечество прекратит своё существование обязательно!
И мы можем наблюдать сегодня этот процесс ежедневно.
Чего собственно и добивается золотой миллиард!
Искусство не существует!
Ура! Какая прекрасная новость! И какое облегчение профессорам искусствознания!
Достаточно посчитать количество и качество любовниц Пикассо и все будут довольны!
Но, увы!
Искусство существует!
Конечно, зрители не плачут над писсуаром Дюшана.
Конечно, омерзительно проходить на выставку через общественный туалет!
Конечно противно гавкает на грязном тротуаре олегкулик!
Но стихи Пушкина?
Досадно смотреть как огромный зал, заполненный богатыми и знаменитыми гражданами, вопит от восторга, созерцая как два молодых и талантливых артиста соревнуются между собой кто большее количество раз скажет слово ...опа или весь вечер выясняют у кого член с банан, а у кого с мизинец.
Но трагедия Карениной?
Но стихи Рубцова?
Но роман "Богач, бедняк"?
Но стихи Твардовского?
Но фильм "Летят журавли"?
В чём дело?
Я не могу понять, как можно не заметить этих достаточно очевидных, лежащих на поверхности и понятных характеристик, которые всё объясняют!
Господин Гомбрих заметил, что современное искусствознание свалило всё, что угодно в огромную кучу и уверяет весь мир, что эта дурно пахнущая  свалка и есть искусство!
А раз оно дурно пахнет, значит его и не существует вовсе для  утончённых и изысканных граждан цивилизованного общества!
И это не означает, что нельзя показывать грязь и мерзость человеческого мира!  Но если автор показывает только подлость и экскременты, он просто удваивает зло!
И это обязательно уничтожит наш мир!
Поэт, художник или музыкант может и даже обязан показывать мерзость человеческого мира, но!
При этом автор должен показать и дорогу, по которой, с помощью духовного усилия можно преодолеть зло, подлость и грязь. И, через катарсис, выйти на создание новой положительной духовной энергии.
Тогда это будет искусство!
Где спрятался подлог Гомбриха?   
Кроме понятия ИСКУССТВО существует ещё понятие КРАСОТА.
Они очень близки, временами. Но это совершенно разные понятия.
Как говорят у нас на Дерибасовской "это две большие заразницы".
В книге "Кто скажет, что такое искусство". я, в меру своих сил,  подробно остановился на этом вопросе.
       Понятие КРАСОТА постоянно меняется. Это понятие зависит от многих составляющих, оно как бы по разному затачивается в разных конкретных условиях бытия.
Понятие ИСКУССТВО заложено в комплексе констант и взаимодействий информационной программы Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад. И эти константы и взаимодействия подобраны друг к другу с такой точностью, что малейшее нарушение этих характеристик может привести к схлопыванию нашей Вселенной в точку сверхплотной материи .
А на уровне практической работы художников это означает, что понятие КРАСОТА является фундаментальным качеством дизайна.
В искусстве, разумеется, красота и эстетическое удовлетворение тоже присутствуют, но для искусства этого недостаточно.
Отсюда принятая в искусствоведческом сообществе формула, что функция искусства есть эстетическое удовлетворение.
Это неправда!
Это фундаментальная и крайне опасная ошибка.
Наконец, это демонстрация несостоятельности искусствоведческой мысли.
КРАСОТА как фундаментальное качество дизайна занимается эстетическим освоением окружающего мира. Но это ещё очень далеко от искусства. Свой мир эстетически осваивают и животные. Они чувствуют совершенство и красоту здоровых особей и это помогает выжить. Но искусства в животном мире нет и быть не может.
Поразительно мастерство Фаберже!
Но в нём невозможно обнаружить трепетание человеческого сердца!
Мастер Данила измучился искать подходящий малахит для великой Вазы. Но это были творческие мучения дизайнера, а не художника!
Эстетическое удовлетворение совсем рядом с искусством, но обязательно с внешней стороны!
ИСКУССТВО изучает трепетание человеческого сердца, переживания человеческой души. Изучает эти душевные и духовные человеческие переживания, консервирует эти исследования в своих произведениях искусства, передаёт другим людям и эпохам эти крупицы духовного богатства и, тем самым, увеличивает количество положительной духовной энергии в человеческом сообществе и в Космосе.
Утилитарная задача искусства создавать новую положительную духовную энергию и передавать это истинное богатство Первоисточнику для дальнейшего развития. Дизайн находится рядом, но граница существует и она принципиальна!
Задача эволюции животного мира - выжить. А выжить можно только с применением зла, насилия, крови, ненависти и убийства.
Иначе не выжить!
Задача человеческого сообщества преодолеть физиологические инстинкты и увеличить количество положительной духовной энергии даже при открытой угрозе для своей собственной жизни.
Постоянное ощущение абсолютного единства себя самого со всем миром, частицей которого ты являешься, есть основа духовности.
  Понимание того, что не только ты не можешь существовать без Космоса, но и Космос не способен существовать без твоего в нём присутствия, участия и твоего действия в нём.
А, значит, такое единение является непременным условием создания положительной духовной энергии нашим материальным миром.
И увеличение положительной духовной энергии в каждом человеке, в человечестве и в Космосе и есть утилитарная функция искусства в этом мире.
 А вовсе не эстетическое удовлетворение.
Поэтому феномен искусства не может принципиально меняться, как это показалось Эрнсту Гомбриху.
Меняется красота, понимание красоты и утверждение красоты.
А феномен искусства заложен в информационную программу Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад и, с тех пор работает в трёхмерном пространстве в теснейшем взаимодействии с остальными константами и взаимодействиями нашего трёхмерного пространства.
А профессору Эрнсту Гомбриху я желаю максимального эстетического удовлетворения, которое, прекрасно существует и в мире животных организмов, и в мире искусствоведческих формулировок.
В этих прекрасных мирах есть все предпосылки для собирания крупиц духовной энергии. А потеряв искусство, мы обязательно уничтожим и человеческое сообщество.   
Искусство может быть только в человеческом сообществе.
Искусство является инструментом переработки материального, барионного мира и физиологических ощущений животных организмов в положительную духовную энергию уже человеческого духовно-нравственного переживания..
Это и есть единственный смысл и единственная задача художников, искусствоведов, человечества и всего окружающего нас трёхмерного пространства.
Окружающий нас мир не случайное стечение невероятных случайностей.
Наш мир - это сложная структура, которая производит, производит и производит положительную духовную энергию. И на уровне каждого человека, и на уровне каждого художника, и на уровне каждого искусствоведа, и на уровне всего человечества, и на уровне Вселенной.
Создавать новую положительную энергию и передавать её в более сложные пространства для дальнейшего развития и пополнения духовного Первоисточника. Это и есть смысл всех смыслов. И это не так уж и сложно понять. И если мы всё это выбросим с корабля современности, то нарушим механизм работы  и задачу существования Творения.
Искусство мощный инструмент этого грандиозного процесса.
А если мы откажемся от искусства,  ограничимся дизайном, комфортом и эстетическим удовлетворением, то и существовать этому миру не зачем.
А это означает в конечном итоге, что профессор Эрнст Гомбрих, разумеется не нарочно, но по хроническому недоразумению и лености мысли, призвал весь мир к самоуничтожению и предположил беспомощность и несостоятельность Создателя.
А это уже отрицание Духа Святого, которое вообще не прощается.
И с этих позиций я предлагаю рассмотреть интереснейшую и важнейшую тему "Культурные мифы ХХ столетия и квантовая теория". А для этого нам придётся опять вспомнить великого Людвига Больцмана, его теоретические размышления и их связь с работой феномена искусства.


Рецензии