Отклик на книгу

Книгу Габделя Махмута «Земляки» я прочитал довольно-таки быстро, можно сказать, за один-два присеста. Как прочел, отложил в сторону и, надо признаться, надолго задумался…

В рассказах с обычными вроде бы бытовыми сюжетами поселены простые люди, его земляки-сибиряки, живущие своей обычной таежной жизнью, похожей на тысячи других. Благодаря сложившимся обстоятельствам, они случайно встретились автору, прожили с ним определенный срок, и ушли дальше, в прошлое - каждый своей дорогой. Как у всякого вдумчивого писателя, встречи эти оставили свои писательские «узелки» на память, о которых Махмут вспомнил через много лет, когда ему оставалось только взять бумагу, и записать удивительно светлые по восприятию рассказы. Вот такие размышления пришли мне по первому читательскому впечатлению.

В один из вечеров я снова взял книгу, и стал вчитываться, по нескольку раз возвращаясь к началу. И здесь я обратил внимание на следующее. Колоритные, образные писательские фразы делают сюжеты произведений до кинематографичности живыми, и даже веселыми, а язык - легким и сочным одновременно, как, например, в рассказе «Земляки»: «наши голосующие руки не привлекли внимания водителей», «и пошли по дороге два товарища, спаянные в одну музыкальную цепь»…

Не менее интересен на находки рассказ «Татарчонок». Здесь я не выдержал и стал подчеркивать наиболее удачные места. И теперь, листая книгу, на любой странице снова могу найти ключевые линии сюжета. А найдя, думаю…

Думаю о точности и образности языка, умении Габделя из множества выбрать то единственное, что наиболее точно нарисует картину и передаст ощущения. У него здесь «снег хрустит словно сухарики», «тень машет руками». И уж вовсе реально представляешь себя во власти зимы одиноким и забытым, когда прочитаешь слова «и прямо перед собой на опрокинувшемся небе увидел звездочку, маленькую и одинокую, как сам». И тут становится еще ощутимее отчаянное положение отставшего от трактора мальчишки и оказавшегося вдали от родного села. В дальнейшем он встретит много людей во встреченной на пути ночной деревне. Без вины виноватого его не пустят в первый дом, но обогреют в другом, и по-своему, по-сибирски сурово помогут «восстановить справедливость». А ведь это равноценно новому приобретению утерянной веры в людей.

       Немало находок в рассказе с необычным названием «Шамайка» - это оказывается от переиначенного сельчанами названия песни «Джамайка», что пел когда-то итальянский самородок Робертино Лоретти, кем и олицетворяли в родной деревне героя рассказа. Запоминается фраза: «кругом народ, все пространство заполнено музыкой». Особенно забавен случай, когда сосед благодарит юного певца  за то, что не заблудился в лесу, услышав его голос, транслированный по радио.

        Трудно сказать, насколько биографична книга, своя ли – автора - в ней описана жизнь, потому что не знаком с самим сочинителем. Главное мое открытие заключается в том, что общая картина жизни пишется здесь разными писательскими красками, присущими профессионалу.  И в руках талантливого человека кисть и перо смогут вывести неповторимые сюжетные линии.

Метафоричен по языку и сюжетному построению рассказ «Чертово колесо». Благодаря старику Ахмету и его четвероногому другу, узнаешь о перипетиях длинной человеческой жизни, и будто наяву слушаешь раздумья старика о минувшем. Именно на склоне своих лет человек по-новому видит и оценивает былое – свое или чужое.
Легенда «Любя погибнуть» тысяча первый раз поднимает древнюю, но так и неизведанную досель тему о таинстве любви. Однако, здесь она вырисована по-новому, я бы сказал, чисто по Габделевской философии: неожиданно для читателя, молодой, неискушенный в любовных вопросах, герой Хак отвергает искушение красавиц и, пройдя через лабиринт множества испытаний, предначертанных ему судьбой, он возвращается на родину и, как сын Божий, возносится на небо, после чего на Булганию снисходит благодать.

Судьба героя Хака перекликается здесь с судьбой Иисуса. Это лишний раз подтверждает то, что у всех народов существует своя легенда о Мессии. Но звучит она по-разному. И зависит это от исторических особенностей и национальных черт души. Но, несмотря на разницу мировоззрений, легенда – это проникновение в души предков, новая интерпретация их мыслей, уже нашим современником – писателем Габделем.

Осмысливаю книгу «Земляки», и нисколько не сомневаюсь в том, что у этого писателя, моего земляка по Ямалу, большое будущее, ибо настоящее складывается удачно. Теперь главное в том, чтобы не упустить птицу этой удачи. А это значит, надо ежедневно уединяться от общества и спешить на встречу с белым листом бумаги и излагать на нем чистые и добрые мысли своих новых произведений, отдавая им часть своего сердца. Писатель живет в книгах, которые являются настоящим камертоном для читателя... 

Жанров и путей в литературе множество. Но всегда существовал один жанр – хорошая книга. И один путь – ежедневная работа, когда в сознании выкристаллизовывается из многого то малое, которое станет большим делом – рассказами, которые вырастут в книгу.

Когда камертон души настроен и чистые ноты звучат от прикосновения, то каждому захочется встретиться с автором, с его книгой. После «Камертона» я задумался над тем, а что если автор не стал писателем? И тут же нашел ответ: он наверняка стал бы целителем. Целителем луши, и вдохновителем.

Добрые слова собраны в  «Камертоне» и выстроены в мудрые мысли. Они сперва увлекают за собой, потом очаровывают и, наконец, околдовывают. Колдовство это доброе, ибо цель автором ставилась тоже добрая. Потому что он хороший настройщик. Настроился сам, вдохновленность посетила его и он решил вдохновить других, следуя правилу «поделись добром и оно вернется к тебе стократно».

Я призываю всех последовать совету Габделя: утром, идя на работу, вглядывайтесь в лица прохожих и мысленно окликайте их: «Остановись, прохожий! Постарайся увидеть краски мира, сделай первый шаг к ступеням чувств!» И Люди улыбнутся вам, им захочется вдохновляться, и вдохновлять других. Суровое настроение сменится на добрый настрой..
Так что почитывайте книгу и настройтесь на созидание…

PS: в конце машинописной рецензии приписано было от руки: Здравствуй, дорогой Махмут! С удовольствием и интересом прочитал твою книгу. Написал отзыв. Книга хорошая. Пиши и действуй в этом духе и дальше. Успехов тебе в творчестве. С уважением –



Николай Белоногов - писатель, журналист
г. Салехард, 1999 год.


Рецензии
Интересно.
Хороший отзыв.
Поддержу.

С уважением,

Виктор Николаевич Левашов   08.09.2022 11:00     Заявить о нарушении
Весьма Вам благодарен, коллега!

Габдель Махмут   08.09.2022 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.