Тормоза

Старенький потрёпанный жигулёнок  первой модели, прозванный в народе «копейкой», натужно ревел мотором и старательно оставлял за собою пыльные километры.
Водитель чутко прислушивался к звуку работающего двигателя. По привычке старался уловить посторонний шум, чреватый незапланированной остановкой  вдалеке от дома.
Для такого случая в багажнике позвякивал весь необходимый инструмент с минимальным набором стареньких, но ещё годных запчастей, таких как трамблёр, подшипник колеса, тормозной шланг БУ, тормозная жидкость и моторное масло для доливания, приводной ремень помпы, реле зажигания, буксировочный трос и много чего другого по мелочи. Возможно, никогда не пригодится, но как-то спокойнее с этим хламом.
         Развал страны, называемой СССР, привёл к потере работы и обнищанию народа. Выживал, кто как мог. В основном процветала торговля. Кто-то торговал по мелочи, совершенно не рискуя. Кто- то замышлял грандиозные планы, влезал в долги, вкладывал деньги в товар. Одни богатели, другие прогорали. На тех и других грели руки крутые «братки». Они организовывали сообщества или просто банды по выбиванию долгов и сбора дани с торгующих.
    Серёга – водитель жигулёнка, торговал по мелочам, в долги влезать не хотел, мотался по посёлкам и маленьким городкам края, покупал в магазинах ходовой товар, продаваемый за копейки. Инфляция скакала такими бешеными темпами, что на местах  не успевали на неё реагировать.
Вот и сейчас по имеющейся у него информации, на химическом заводе Невинномысска, который находился в двухстах километров, можно дёшево купить краску и шпатлёвку и сдать на реализацию в родном городе.
Эта поездка была серьёзным испытанием для его автомобиля, не только в связи с отдалённостью цели, но и по тяжести груза. Иногда, нагружая «копейку» до предела, в шутку называл её «Боливаром», который  «не сможет вынести двоих». 
         Почти «лысые» старенькие шины не давали надежды на загрузку большого (по его меркам) количества товара. На въезде в город «повезло»: зазевавшийся станичник на «москвиче», не включил сигнала поворота и повернул  налево с крайнего правого ряда перед «самым его носом». Серьёзного столкновения избежать удалось, благодаря мгновенной реакции Сергея. Всё-таки занятие боксом по молодости дало свои результаты.  Полоса по корпусу «Боливара» от переднего крыла до заднего  была наглядным результатом столкновения. Седовласый водитель растерянно вышел на дорогу, разводя руками и пожимая плечами.
- Ну что, дядя, вызываем «гаишников» или решаем на месте? – Оглядывая повреждение корпуса, спросил Серёга.
От неожиданного «поцелуя», у москвича был немного поведён бампер, на котором отчётливо проступала счёсанная с «копейки» жёлтая краска.
– Так, рихтовка, покраска, регулировка двери… Тебя как зовут?
- Иван.
- Ну, Ваня, тут рублей на двести тянет и то это с большой скидкой.
– У меня только сто.
Прикинув потерю времени по предстоящим разборкам, и учитывая, что эта царапина не влияет на скорость аппарата, Сергей согласился на озвученную сумму.
Станичник расплатился, довольный столь быстрым разрешением конфликта, пожал Сергею руку и умчался прочь. Доволен был и Сергей неожиданно свалившейся прибыли.
    Царапина–ерунда. Одной больше, одной меньше. Если удастся с коммерческой задумкой, он сам зашпаклюет и закрасит свою «ласточку». Но хорошее настроение улетучилось на первом же перекрёстке.
 Пропуская КАМАЗ справа, пришлось резко нажать на тормоз. Вслед за педалью  сердце ушло в пятки. Педаль тормоза провалилась  без всякого сопротивления. Спасла опять реакция: он резко повернул баранку и автомобиль продолжил движение параллельно, чуть ли не касаясь огромных колёс, возмущённо сигналившего КАМАЗа. Дальнейшее движение прекратилось на обочине, благодаря ручному тормозу.
Сергей осмотрел автомобиль. Передние колёса были мокрыми от тормозной жидкости, которая вырвалась из лопнувшего тормозного шланга. Вот и пригодились запасы в багажнике.
      Замена шланга заняла около часа. Тормозной жидкости   не хватило. Да и для прокачки тормозов нужен помощник. Спросил у прохожего, где находится ближайшее СТО. Оказалось, в двух кварталах. Осторожно, на малой скорости, притормаживая двигателем и ручником, подкатил к спасительному заведению. Боксы были заняты ремонтируемыми автомобилями и по сведению мастеров надолго. На просьбу продать тормозную жидкость, ребята развели руками, мол, сами бедствуем. Дефицит.
– Может кто-то подъедет со своей жидкостью для прокачки, ты и попросишь.
 Сергей, сокрушаясь, принялся осматривать свою технику. У ворот СТО маячили две молодые девицы, так называемые «плечевые», высматривая цель для  заработка. Серёга старался избегать таких девиц  не только из-за дефицита «золотого запасу», но ещё из  чисто этических соображений. Девчонки были ещё молодые и не потрёпанные. День, видимо, у   них задался «не рыбный». Вид моего автомобиля не вселял в них надежду на наживу. Из праздного любопытства они не спеша двинулись ко мне:
– Привет, красавчик, – окликнула меня стройная крашеная блондинка. - Покатаемся?
– Нет, девчонки, я с двумя не справлюсь.
– А ты не бойся, мы по очереди.
– А лет то вам сколько?
– Да постарше тебя будем.

– Это если сложить ваши годы вместе? – улавливая и принимая их шутливый тон, возразил Серёга.
Ага, – Поддакнула, молчавшая до сих пор  темноволосая, пышногрудая, но симпатичная своей молодостью подруга.
– Нет девчонки, мой «Боливар» не вынесет троих, – перефразировал я знаменитое изречение.
– А звать тебя как, красавчик?
– Сергей, - неохотно ответил Серёга, понимая, что знакомство — это лишнее и никак не вписывается в его планы на сегодняшний день.
– Меня Марина, а это Настя, – прокомментировала, улыбаясь, разговорчивая блондинка. – А в центр хотя бы добросишь?
Рядом тормознул «жигулёнок» шестой модели.
Из, почти одновременно, открывшихся четырёх его дверей
Вышли крепкие молодые парни и направились к боксам.
«Так, не иначе – рэкет», – подумал Сергей.
Девчонки, переглянувшись, сразу притихли и отошли от моей машины.
Но, нет, ребята вышли оживлённо переговариваясь. Из их разговора стало понятно,  что у них та же беда. Прокачка тормозов, а ждать им очень не хочется.
– Ребята, – окликнул их Сергей, – если у вас есть тормозуха, то я вам прокачаю их в два счёта, а вы поделитесь.
– Идёт, – согласился рыжеволосый водитель.
Трое его пассажиров направились к девчонкам. По их поведению и оживлённому разговору стало понятно, что они давно знакомы.
Он заглянул под капот шестёрки. Там было всё печально:
На главном тормозном цилиндре задние тормоза были заглушены, а передние плохо тормозили из-за попадания воздуха.  На свет появилась целая пол-литровая бутылка тормозной жидкости. Долил в бачок грамм пятьдесят и после  прокачки воздуха объявил о готовности аппарата.
Ребята сели в автомобиль.
– Э, а тормозухи дадите? – Спросил у них Сергей.
– Сейчас, – ответил рыжеволосый водитель, отъезжая назад метров на пятьдесят.
Затем, резко газанул и направил автомобиль прямо в стену здания СТО.  Визг тормозов и бампер шестёрки остановился в полуметре от стены. Водитель вышел и протянул мне бутылку с оставшейся тормозной жидкостью.
– Спасибо.
– Эй, – окликнул девчонок водитель, – ну- ка прыгнули в тачку.

Явно неохотно девчонки влезли на заднее сиденье, потеснив посмеивающихся парней.
Хлопнула дверь, и шестёрка с благодетелями, лихо крутанув на вираже, исчезла в улицах города.
Нашёлся и помощник для прокачки  тормозов – снующий между  автомобилями подросток, который сам  набивался в помощники. Сергей был доволен избавлением от этой настырной парочки – Марины и Насти. Он холодел от мысли, представляя, что бы было, если бы тормоза у ребят не сработали…
Через полчаса «Боливар», радостно гыркнув мотором, помчался в сторону лакокрасочного завода. Переговоры в отделе снабжения ни к чему не привели. На Сергея смотрели как на полоумного придурка. Тут счёт вёлся на вагоны и составы, ну, в крайнем случае, на грузовой автомобиль, а связываться с полусотней банок никто и слышать не хотел. Выручил проходящий мимо работяга.
Заговорщицки подмигнул, и, отведя в сторонку прошептал: - Есть автомобильная краска – цвета «Валентина», несколько десятков банок в двух с половиной килограммовой таре. В гараже, неподалёку…

Довольный таким стечением обстоятельств, Сергей сразу же согласился. Хотя внешний вид мужичка, а особенно его рыжие с сединой бакенбарды при лысой голове, не внушали доверия. Вспомнилась народная мудрость «опасайся рыжих и лысых, обманут». Гаражи были в километре от завода.
  Гриша – так звали неожиданного делового партнёра, болтал без умолку. О ментах, бандитах, и нехватке денег. В общем, обо всём что накипело…
 Гараж был забит доверху всяким отжившим свой век хламом, из-под которого под ловкими руками Григория стали появляться, как птенцы из-под квочки, новенькие банки с краской.
Двадцать пять банок – это было около половины запланированной покупки, но всё ж лучше, чем ничего. К тому же в соседнем гараже нашлось на продажу ещё пятнадцать банок автомобильной шпатлёвки местного изготовления. Цена устраивала обе стороны. Сергей расплатился, и, пожимая Григорию руку, спросил:
– Гриш, а как тут на трассу ближе выехать, чтоб не через город и мимо гаишников?
– А вот вдоль гаражей, через пустырь, затем влево и мимо заброшенного заводом цеха, вправо по грунтовке и выскочишь уже за городом.
- Не заблужусь?
– Нет, за цехом уже видно будет трассу. Километра три не больше.
– Спасибо. Будь здоров. Даст бог, ещё вас навещу.
Под тяжестью груза «копейка» заметно просела, трудолюбиво заурчала и покатила в заданном направлении.

А вот и заброшенный цех. Полуразрушенный забор.
Неожиданно за забором раздались выстрелы, крики и снова выстрелы. От неожиданности Сергей пригнулся и дал по газам. Проскочив метров сто, он резко затормозил.  Прямо под машину из пролома в заборе выскочила недавняя знакомая Настя. Огромные синие глаза на бледном от страха лице умоляли о помощи. Следом выскочил рыжеволосый водитель с пистолетом и на ходу, рванув заднюю дверь моей машины, втолкнул в салон не соображающую ничего девушку, прыгнул сам.
– Гони! – Прокричал мне, тряся оружием.
Это было лишнее. Сергей и без того уже вдавил газ до упора.
«Эх, родной мой «Боливар», не подведи».
Сзади раздались хлопки, что-то взвизгнуло, чиркнув по ободку зеркала. « Пуля», – догадался Сергей. А вот и поворот к трассе.
– Давай в город, – скомандовал рыжий. - На трассе нас быстро догонят, и тогда всем хана.
«Вот это влип», – подумал Сергей, послушно выполняя все команды неожиданного командира. Настя, молча всхлипывала, слёзы текли по щекам, смачивая лёгкую кофточку. Она ещё не пришла в себя от неожиданного приключения.

Стрелка спидометра приближалась к цифре сто двадцать километров. По завыванию мотора и конвульсиям корпуса чувствовалось, что это предел возможности моей рабочей лошадки. Справа мелькали дома частного сектора. Следующий переулок направо, – скомандовал рыжий, – и можешь не гнать. Не найдут.
Погони и впрямь не наблюдалось. Сергей сбавил скорость, автомобиль облегчённо перешёл на мерное урчание, как бы отдыхая от кратковременной, но чрезмерной нагрузки.
Рыжий вдруг обмяк, уткнулся головой в водительское сиденье и выронил пистолет.
Сергей, свернул на всякий случай в следующий переулок и остановился.
Подобрал пистолет и отсоединил обойму. Она была пуста.
– Посмотри, что с ним, – обратился он к Насте.
– Денис! Денис, – позвала она парня, похлопывая его по бледным щекам, на которых отчётливо проявились ранее незаметные веснушки.
«Ага, значит рыжего зовут Денис»,- подумал Сергей.
В это время Денис стал приходить в себя. Зашевелился.
Машинально стал шарить в поисках пистолета.
– На, забери свою пукалку. Всю обойму выпустил. Пустой.

Денис спрятал оружие и оглядел переулок.
– Зря свернул, ещё домов пять, и мы на месте.
Вынул из-под рубашки левую руку. Она оказалась в крови.
– Чёрт! Зацепило.
Сергей сдал назад и через минуту подъехал к  тёмно-синим воротам.
Скривившись от боли,  Денис вылез и открыл ворота.
У Сергея мелькнула мысль - «Дать по газам и скрыться от этой подозрительной парочки». Но что-то удержало, да и Настя сидела на заднем сиденье напуганная, готовая разрыдаться.
– Давай, заезжай. Не бойся. До вечера отсидимся, все успокоятся, и можешь ехать.
На двери дома висел замок. Денис извлёк из-под перил ключ, и мы зашли в прихожую, а затем на кухню.
В обстановке дома чувствовалось отсутствие женской руки.
– Настя, посмотри, что у меня  в боку, – попросил Денис, снимая рубашку, полы которой, а также брючина до колен были пропитаны кровью. В руках Насти появилось чистое полотенце и эмалированный тазик. Намочила край полотенца и стала осторожно вытирать кровь. Проявилась окровавленная рана. Слава Богу. Навылет. – Высказал предположение Сергей. – Есть чем обработать?
– Только тройной одеколон. Самогонка и водка не задерживается.
– Тогда лучше кипячёной водой и перевязать. До свадьбы заживёт, но лучше в больничку.
–  Может скорую вызвать, – встряла с предложением Настя.
– Ни в коем случае, – Возразил Денис, – сдадут ментам в момент. Лучше перевяжи эту царапину,  и пойдём на воздух. Душно.
Сергей сходил к машине, принёс аптечку, из которой извлёк  зелёнку, йод, бинты, жгут, резиновые перчатки, просроченные таблетки валидола. Из бинтов Настя соорудила два тампона, пропитала их зелёнкой. Разорванная пополам простыня туго перетянула мускулистый торс парня.
- В больничку, всё же сходи, – посоветовал Сергей,– скажешь, на вилы напоролся.
 Денис надел свежую рубашку и вышел во двор. Присел на ступеньку крылечка. К нему, тут же, примостился, невесть откуда появившийся, рыжий кот. Сергей сразу уловил сходство в этой завидной паре.
«Не много ли рыжих сегодня на мою голову», подумал Сергей и принялся осматривать свою «копейку».
– Как кота зовут? – Спросил он Дениса.
– Депутат.
– Хм! За что ты его так оскорбительно?
- Зато по сути: Жрёт, спит и ничего не делает.
Сергей открыл багажник и стал осматривать товар.
– Чё там у тебя в багажнике? – Спросил Денис.
– Да так, немного краски прикупил и шпатлёвки.
Денис подошёл, оглядел моё богатство, хмыкнул:
– Есть идея. Через часок батя придёт с работы. Про царапину мою ему ни слова. Ну, а тачку твою мы перекрасим в два счёта. Домой поедешь на «новой». Что бы не узнали. Бережёного - бог бережёт. Да и тебе спокойнее будет, а пока, дам тебе наждачку, зачищай глянец.
Сходил в сарайчик и принёс упаковку наждачки разного калибра. И работа закипела. Особенно тщательно Сергей зачистил свежую царапину. В советах Дениса чувствовалась некоторая опытность и вскоре, совсем недавно жёлтый автомобиль, превратился в пятнистого жирафа. Шпатлёвка пришлась как нельзя кстати.
– Ну вот, – удовлетворённо сказал Денис, – подсохнет пару часов, а батя придёт, дунет с пылесоса и все дела.
– А эта краска «Валентина» долго сохнет?
– Всё зависит от слоя. Чтоб скрыть желтизну и не наделать подтёков, минимум в два слоя надо. Между покрасками летом достаточно получаса. Успеем. Тебе лучше по  темному уехать. Безопаснее.
На крылечке появилась Настя:
– Ребята, я чай согрела и блинчиков напекла.
По той уверенности, с которой она распоряжалось в этом холостяцком жилище, чувствовалось, что здесь она не впервые.
– А вы давно знакомы? – спросил Сергей у Дениса.
– Пересекаемся иногда.
– Она тебе нравится?
– Есть немного.
–  А чего ж на трассу её пустил?
– Да, дура она. Связалась с этой шлюхой. Я потому и прикатил в  СТО, чтобы забрать её, ну и тормоза прокачать. Поругались мы. Она попробовать захотела «лёгкого заработка». А нам тут неподалёку, на два часа дня, стрелку назначили с «горцами». Это у нас ещё одна группировка силу набирает. Ну и пришлось их с собой захватить. Маринку и Пашку высадили по дороге, а эту дуру с собой прихватил, чтоб потом разобраться с её поведением. Пашка должен был ещё ребят прихватить и подскочить. Не успел. Пока с «горцами» разбирались, Настюха в туалет захотела, а может смыться решила под шумок.  Вышла из машины и к забору. Я видел, но не до неё было: они стрельбу открыли. Валёк по газам и испарился, а мы с Саньком в разные стороны драпанули. Я за Настюхой рванул. Пальнул два раза куда-то не глядя. Больше патронов не было. В пролом выскочили, а тут везуха: ты на своём драндулете.
– Между прочим, мог бы и поуважительней, – обиженно заявил Сергей, – этот «драндулет», можно сказать, тебе жизнь спас.
– Ладно. Извини. Вот мы его за это новым прикидом и наградим.
Чай пили молча. Блины оказались необыкновенно вкусными.
– Да ты мастерица, – похвалил Настю Сергей. – Повезёт мужу с такой хозяюшкой, - сказал и хитро глянул на Дениса.
Настя заметила это и, засмущавшись, покраснела.  Она поспешно вышла во двор. Следом, не спеша, вышли Денис и Сергей.
 У ворот послышались шаги. Отворилась калитка и на пороге возник мой старый знакомец, партнёр по бизнесу, рыжий Григорий. Он удивлённо осматривал нашу живописную компанию во главе с жирафом - «Боливаром», перепачканным шпатлёвкой.
Денис упредил его вопрос просьбой: – Пап, я тебе всё расскажу потом, а сейчас выручи человека, покрась ему его «ласточку».  Они мне жизнь спасли.
Вздыхая и на что-то сетуя по-стариковски, Гриша настроил покрасочный агрегат:
– Вот, – Гордо показал он на ворота. – Сам ворота красил.
Я на заводе маляром работаю. Покраска — это мой хлеб.
– То-то я и вижу, куда ни глянь всё «Валентиной» выкрашено. –
Съязвил Сергей.
Откуда-то появилась пачка старых газет. Григорий разрезал их, смачивал в воде и обклеивал стёкла с уплотнительными резинками, хромированные ручки и зеркала. Сергей, старательно помогал.  Работа спорилась. По всему угадывалась хватка мастера.
Через два часа машину было не узнать. Вид её портили только наклеенные газеты.
– Через часик подсохнет, снимем бумагу и можно ехать, – Заявил устало Григорий, – Дома подъедешь к ребятам на покраске, они тебе дунут поверх для блеска и просушат. К попутным машинам не прилепляйся и на обочину не съезжай, чтоб пыли меньше нахватать, – продолжал он напутствовать Сергея.
Снова пошли на кухню пить чай. На месте, где Сергей сидел прошлый раз, вальяжно разлёгся кот, помахивая кончиком рыжего хвоста и всем своим видом показывая, кто в доме хозяин. Уважуха. На правах гостя Сергей не стал его сгонять, а сел на свободный стул.  Григорий бесцеремонно смахнул котяру со стула.

– Брысь! Лентяюга. Мыши пешком ходят, а он пользуется своей неотразимой внешностью, столуется почитай по всей улице.
Кот недовольно сощурился, сделал небольшой вираж, подпрыгнул и примостился у Сергея за спиной. Затем упёрся о спинку стула и принялся лапами выдавливать с сиденья, при этом урчал вполне миролюбиво, чем рассмешил всех присутствующих. Ну, истинный депутат.
Денис поманил его блином в коридор и закрыл дверь:
– Покоя он тебе не даст, даже если пересядешь. Чужих не любит.
– Ловко у вас с покраской выходит, – похвалил хозяина Сергей, – вам бы маленький бизнес наладить по рихтовке и покраске.
– Да в перспективе так и хотим – наладить семейный бизнес.
Поддержал разговор Григорий и сел на своего любимого конька, очень любил поговорить…
   На улице заметно смеркалось. Надо было расставаться. Попрощались тепло, как хорошие знакомые. Дорогу Сергей помнил. Через три часа впереди замаячили огни родного города. Дочкам и жене цвет автомобиля понравился. Товар разошёлся с хорошим наваром. Через два месяца Сергей продал своего «боливара» и купил машину покрепче и новее.  «ГАЗ-24-10 «Волга» чёрного цвета была с чеченскими номерами. События в Чечне набирали обороты, и она ему досталась почти за бесценок. На учете «Волга» стояла в ГАИ города Грозный. В связи с этим нового хозяина впереди ожидали новые неприятности и приключения. Но, это уже совсем другая история.


Рецензии