Определён новый символ веры пассионарность!

 
Сегодня на самом верху российской политической власти было заявлено, что  мы верим в пассинарность. Ввиду того, что мною, Л.Х., это вопрос концептуально проработан в эссе «О неизбежности закономерного. Алгоритмы Истории» и  углублён в статье «Маша и медведь. Феномен нового архетипа», я оставляю за собой право добавить несколько строк в развитие темы.


Итак, что такое пассионарность?
  Это избыточная биосоциальная энергия индивида  и  коллективов, которой хватает не только для личного и видового самосохранения, но и для  работы по изменению окружающей среды.


Отметим сразу, пассионарность термин научный. Однако измерять её, как другие виды энергии, мы не можем.  Говорить о чём-то, подобном джоулям и ваттам, здесь неуместно. Мы осознаём пассионарность лишь в её внешних характеристиках. Явление это и биологическое, и социальное. То есть пассионарность не подконтрольна  воле носителей.


 Существует она и в  мире животных.  Особо ярко это выражено, когда массы леммингов или саранчи покидают насиженные места, чтобы заведомо погибнуть на чужбине. Они подчиняются определённому эволюционному алгоритму. У людей этот выброс избыточной энергии пропускается через призму социальных отношений, но биологический стержень и здесь неумолим.


Когда горстка македонян покорила и ограбила многолюдную персидскую империю, смысла в дальнейших завоеваниях уже не было. Богатств хватало на всех. Вождь завоевателей Александр Великий недолго искал стимулы для экспансии, и приказал все трофеи уничтожить. Он  повёл своих соратников завоёвывать Индию, где их ждали новые богатства.
Он был безумцем?  Нет, пассионарием!


Отряд Кортеса в триста человек, не имея ни пушек, ни пороха, потерянного при отходе из Теночтитлана, был окружён армией ацтеков в сто тысяч бойцов. Триста испанцев (не путать со спартанцами) перебили   всех ацтеков.  Испанцы были беспощадны и жестоки, но не это привело  к победе. Они обладали пассионарностью, которой не было у ацтеков.



Говоря о пассионарности, мы пытаемся удержаться в рамках материализма, хотя сделать это не так-то просто. Скажем прямо, данный термин широко используется по чисто техническим причинам.  Есть сущность в её многочисленных проявлениях, и  возникает объективная необходимость эти процессы  как-то анализировать.


Приведём два примера.
На заре появления науки химии  торжествовала теория флогистона. Речь шла о «сверхтонкой материи»,   «огненной субстанции»,  якобы наполняющей все горючие вещества и высвобождающейся из них при горении.   В  дальнейшем стало ясно, что мир  устроен несколько иначе. Но отвергнув флогистон, химики не остановились в развитии.
Аналогичная ситуация сложилась и с эфиром, гипотетической всепроникающей средой, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны. Концепция светоносного эфира    получила подробное обоснование в   рамках волновой оптики и электромагнитной теории.  Он  рассматривался также как материальный аналог   абсолютного пространства.  Расставаться с этой теорией было крайне нелегко. Окончательно её опровергли уже в 20 веке.   


Итак, пассионарность, объективное существование которой оказывает влияние на нашу жизнь, может быть помещена  где-то на границе науки и религии. В ряду таких категорий, как мемы, эгрегоры, коллективное бессознательное, душа народа. То есть в пассионарность можно или не верить, или верить.               


Вот тут-то, как говорится, собака и порылась. Почему именно сейчас идея оглашена на самом высоком государственном уровне? Ведь  концепции уже более полувека и появилась она именно в России. Вкратце обрисуем саму суть теории. По тем или иным причинам (рассматривать их пока не будем) на определённой территории население  заряжается избытком биосоциальной энергии. Это называется пассионарным толчком. И начинает совершать исторические  деяния.               


Горстка викингов терроризирует  всю Европу. Монголы, словно обезумев, крушат всё на своём пути до Польши и Сирии, до Кореи и Индонезии.  То есть пассионарность неожиданно появляется и медленно сгорает в топке этногенеза, являясь источником энергии для грандиозных  исторических явлений. Этнос с высокой пассионарностью творит историю, этнос с малой пассионарностью тихо дряхлеет и сходит с исторической арены. Это в лучшем варианте. Скорее всего, его разорвут на куски и добьют более энергичные соседи.               


Но это всё чистая теория. Попробуем конкретизировать ситуацию. То есть зададим вопрос «а кто здесь who?». И тут вырисовывается масса моментов,  которые не позволяли долгие десятилетия воспринимать эту теорию всерьёз.  Появилась она в 60ых годах 20 века. И утверждала, что начиная с 20ых годов 21века Россию ждёт, априорно, детерминированно, невиданный подъём. Ну, просто потому, что она войдёт в возрастную эпоху расцвета. Успех этот предполагался безотносительно к усилиям нации. Как манна с неба.


Но это полдела. На эти же годы прогнозировался полный закат и деградация Коллективного Запада. Ибо русский этнос родился на Куликовом поле в 1380году.  А современная Европа, включая метастазы США, Канаду и Австралию, в 843году, в день раздела империи Карла Великого. Европа на полтысячи лет старше, нет, старее России. Соответственно, не только расцвет, но и дряхлость наступит раньше.


Но что мы все видели в действительности?!  Большая Россия в форме СССР  потихоньку скатывалась в застой,  а «цивилизованный мир»  шёл от успеха к успеху. А затем наступили 80ые и 90ые годы, и говорить о теории пассионарности стало просто дурным тоном. Развал советской империи воспринимался всеми, включая самих русских, как гибель Русской цивилизации, Русского мира, да и русского этноса в принципе. Коллективный Запад торжествовал, полагая, что соревнование цивилизаций выиграл навечно.


Однако, после Мюнхенской речи президента в 2007году, а особенно весной 2014года, когда словарный запас русского языка пополнился существительным Крымнаш, «цивилизованный мир» осознал, что с похоронами России поторопились.


Санкции, которые предназначались для превращения России в «бензоколонку с разорванной в клочья экономикой» возымели обратное действие. Впервые за всю свою тысячелетнюю историю  Россия выиграла у Запада гонку вооружений. Буквально за последние три года Россия обогнала  Запад (точнее Золотой Миллиард, ведь сюда мы автоматически относим Японию, Корею и Австралию) и в потребительских технологиях.


Образно говоря, молодая Россия строит атомные реакторы на быстрых нейтронах и ядерно-термоядерные гибридные реакторы, а Коллективный Запад, обменяв христианство на Экологическую религию, закрывает реакторы и сооружает ветряки. Если Дания просто ставит ветряки, то Корея, у которой, в отличие от Японии, никакой Фукусимы не было, готова остановить 17 отлично работающих реакторов и заменить их ветряками.


 Это не просто новая религия, и даже не сектантство. Это антисистемное явление на уровне борьбы с вейсманистами-морганистами в СССР в 40ые и 50ые годы. То есть путь в никуда. Последняя зима, когда все солнечные батареи в Германии засыпало снегом,  а 30.000 ветряков замерли в безветрие как один, показала, что «ребята не ту жилу качают». Пока они ещё смогли купить электричество, произведённое на атомных станциях во Франции и на угольных в Польше. Но скоро яростные ревнители новой религии исправят  «это безобразие».


 Немцев всегда заносит в какую-нибудь мистику. То ведьм жгут пачками, то национал-социализм во главе с фюрером строят.  Не живётся, как нормальным людям. Пожелаем успехов на этом пути истины и им, и их европейским подопечным. Не сомневаюсь, немцы всех выстроят ровными рядами. Ни поляки не разбегутся,  ни румыны.


А у нас свой «православный Фэн-шуй». Пассионарность, как новый символ веры, это не шутки. Это серьёзно и надолго. Конечно, слоган «сегодня Бог крышует Россию» и яснее и привлекательней. Но на уровне государственной политики так прямолинейно нельзя. Конечно, американцы запросто даже на баксах пишут  «In God We Trust», показывая, что им можно.     И однозначно понимают фразу как «In God we trust, all others pay cash», то есть «Мы верим Богу, остальные платят наличными». 


Ну,  да и ладно, это всё вчерашний день. На повестке дня другой дискурс. Взяв пассионарность как символ веры,  мы говорим  себе и миру как о нашей обречённости на успех,  так и о предопределённости судьбы «цивилизованного мира». Но кроме  «Золотого Миллиарда» на планете ещё семь миллиардов людей. Вспомним и о них. Мы не станем делать из прогнозов предсказания, ограничим полёт фантазии.


Население Нигерии в 1980году составляло 70 миллионов в 2020году 200, а в 2100году будет 800 миллионов. Такие же пропорции по всей Чёрной Африке. Даст ли это взрыв пассионарной  энергии, переместится ли центр мировой цивилизации  через сто лет на берега Конго и Замбези мы не знаем. Однако исключать этого нельзя.


Спустимся с небес на землю.  В наши дни есть три  серьёзных игрока на политической сцене, о которых можно говорить в рамках теории пассионарности. Это Россия, Китай, Индия. Умирающий Запад нас  не интересует. Мир Ислама и Латинская Америка тоже мало что могут сказать.


Надо заявить чётко и однозначно: и в Китае, и в Индии  пассионарность накопленная. Это древние этносы и пассионарных толчков там не было уже давно. Что принципиально отличает эти страны от России. Для пояснения приведём два примера.


В 1492году была открыта Америка, а ровно через четверть века в Германии началась религиозная революция. Религиозные войны между католиками и протестантами шли с 1517 по 1648год, что сократило численность немцев вчетверо.   Немцы оказались вне игры. Им не достались ни колонии, ни мировая торговля. Три с половиной века они копили нерастраченную пассионарность, которая вылилась победами Второго и Третьего Рейха. После 1945 года уровень немецкой пассионарности понизился до общеевропейского: кругом мир, дружба, жвачка.


То же самое произошло и в Японии. С 1603 по 1855 год страна пребывала  в самоизоляции. Десять поколений самураев не участвовали в боевых действиях.  Японию насильно открыли американцы.  И японцы как с цепи сорвались. Ускоренная модернизация, ряд победоносных войн.  После 1945года технологический рывок.  В 1988году первое место в мире по ВВП на душу населения. А затем пассионарность  закончилась, и началось тихое спокойное угасание.



Китай от начала первой Опиумной войны, 1840год, и до самых реформ Дэн Сяопина, 1978год, почти полтора  столетия находился на грани самоликвидации.
После разгрома индусов в битве при Плесси в 1757году, а особенно после подавления восстания  сипаев в 1858году,  жителям Индии не оставалось ничего другого, как копить пассионарность.  Независимость индийцы не завоевали, а выстрадали в 1947 году. Поэтому на раскачку ушло ещё полвека.


В наши дни Китай и Индия на подъёме. Но можно смело утверждать «их бензобак заправлен далеко не под завязку». Пассионарности хватит не больше, чем немцам и японцам.


 Именно осознание реально сложившейся внешнеполитической ситуации позволяет руководству страны сегодня смело поднять на щит, казалось бы, давно забытую теорию пассионарности.

Мы искренно верим, что вышеприведённый анализ  является не плодом воспалённого сознания, а объективной оценкой миропорядка.
 С пожеланием всего наилучшего читателям, Ваш Л. Х.


Рецензии
Уважаемый Лев,
предсказание пассионарных толчков невозможно, так как неизвестна их причина (Гумилёв сам об этом говорит). В этой связи непонятно, что Вы вкладываете в понятие «накопление пассионарности», ведь первоначальное накопление возможно только после пассионарного толчка, результаты которого можно почувствовать через столетие-два. Возможно, что пассионарные толчки уже где-то произошли 50-100 лет назад или прямо сейчас (и неизвестно где на планете), а их проявление заметят лишь потомки современного населения Земли.

Вячеслав Новичков   19.02.2023 08:06     Заявить о нарушении
Уважаемый Вячеслав!
Вступая с Вами в полемику, я исхожу из того, что пассионарная, успешная и эффективная Россия 21 века – это не Ваш идеал.
Увы, но приходится стоять на почве реализма.
Любое философское, этическое, религиозное и нравственное учение ПОДВЕРГАЕТСЯ ИСКАЖЕНИЮ едва оно появляется.
Вспомним основой концепции Христа было утверждение что те люди, которые непосредственно слушали его проповеди попадут в Царство Божье на земле. Согласились бы они ждать как минимум две тысячи лет?!!!
Гумилёв, которого я ИЗУЧИЛ от корки до корки, к концу жизни с теорией пассионарности запутался окончательно. Впрочем, как и Маркс с марксизмом.
Но теория Гумилёва во всей полноте её оттенков в наши дни и даром никому не нужна.
Пока монголы «коптили небо» на водоразделах Орхона и Керулена им вполне хватало потенциала Тенгри – Вечного Синего Неба. Но для завоевания Польши, Палестины и Индонезии понадобилось тесное сотрудничество с Моисеем, Буддой, Христом, Мани и Магометом.
В очищенном виде учение Гумилёва в наши дни выглядит так: существует пассионарность, то есть избыток социальной энергии, дающий возможность совершать великие исторические деяния. Всё остальное ПОДГОНЯЕТСЯ ПОД ОТВЕТ.
Вплоть до «это подарок нашего русского Бога»!
Ни Кортес, ни Писарро, ни Ермак о пассионарности и слыхом не слыхали, но они ЧУВСТВОВАЛИ и ОЩУЩАЛИ её, что вышло боком ацтекам, инкам и сибирским татарам.
Гумилёв активно вещал о пассионарности с конца 60ых до начала 90ых годов 20века, когда Россия «летела в пропасть». И кто в те годы всерьёз мог воспринимать «пустую болтовню» о Золотой осени, которая наступит в бесконечно, немыслимо далёкие 20ые годы века двадцать первого?!
Рассматриваемое эссе написано ещё до начала СВО. Но люди, принимавшие решение приступить к операции, эту пассионарность испытывали внутри себя.
Напомню, в армии вторжения в Поднебесную, единственным человеком, который определённо сомневался в успехе, был сам Чингисхан. Ибо он знал, что по населению Монголия уступает Китаю в СТО раз, а по экономике, ВВП, в ТРИСТА раз. Остальным хватало и хватило пассионарности, которую они растратили десятилетия спустя под стенами Кракова и Иерусалима.
По поводу «Возможно, что пассионарные толчки уже где-то произошли 50-100 лет назад или прямо сейчас (и неизвестно где на планете), а их проявление заметят лишь потомки современного населения Земли». Ни команчи, ни маори, ни зулусы так и не дождались результатов своих толчков, ибо были сметены с исторической арены силой другого, европейского толчка начала восьмого века.
«Америкосы» чуют свою пассионарность через "In god we trust all others pay cash". (Богу мы доверяем, а остальным придётся оплатить это наличными).
«Укропы» – через «Україна — понад усе!».
А Русский мир движим идеей «Сегодня Бог возлюбил Россию».
И оказалось (см. о переходе Тенгри к сотрудничеству со всем пантеоном!) что для незыблемого единства христиан, мусульман и буддистов имя Бога не имеет значения. Люди Бога противостоят людям Антибога и в этом суть противоречия эпохи.
Подведём итоги. Мы безусловно верим в свою пассионарность и начинаем день с молитвы «Сегодня Бог возлюбил Россию».
Мы не просто полагаем, а знаем, что «Ракет хватит на всех».
Мы не собираемся оплачивать чужие долги, и не только своего не отдадим, но и чужого не упустим.
И нам «глубоко фиолетово» где и в чём ошибался Гумилёв. Ибо, как учил товарищ Сталин «Логика намерений всегда уступает логике обстоятельств»!

Лев Хазарский   19.02.2023 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.