de omnibus dubitandum 112. 145
Глава 112.145. Я РАССЧИТЫВАЮ НА ВАС…
23 декабря 1905 г., при приеме в Царском Селе
депутации «союза русского народа», царь сказал:
«Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас».
(«Московские ведомости», 1906 г., № 12.)
«Союз русского народа», вначале объединявший целый ряд реакционных групп, а впоследствии распавшийся на несколько партий, возник в период наиболее обостренной классовой борьбы в ходе революции 1905 г.
Эта реакционная партия, в отличие от предшествующих ей реакционных организаций, пыталась сделаться демократической, тогда как ранее существовавшие реакционные группы объединяли в своих рядах исключительно дворянские элементы.
Возникновение "союза русского народа" связано с той борьбой, которую правительство и дворянство подняло против революции 1905 г.
Уже после 9-го января оживилась политическая жизнь в России. В период времени от 9-го января до октябрьских дней начинают организовываться политические партии, за исключением революционных, возникших задолго до революции 1905 г.
В это время правительство и господствующий класс еще рассчитывают на возможность подавления революционного движения отчасти методами полицейского нажима, отчасти путем уступок «обществу».
Но рост рабочего движения, начало крестьянского движения, втягивание в революцию интеллигенции уже и тогда ставили перед правительством и господствующим классом задачу организации какой-то «народной» партии, которая бы выступила в защиту самодержавия.
Именно в этот период начинают организовываться так называемые черносотенные дружины, ставшие, в конечном счете, базой боевых отрядов "союза русского народа". В этот период социальные группы, наиболее тесно связанные с самодержавием, и организуют в городах реакционные политические партии.
Но момент организации "союза русского народа" необходимо отнести к эпохе наиболее яркого подъема революционной волны — к октябрьско-декабрьским дням. Тогда с совершенной ясностью выявилось, что правительство собственными силами справиться с революционным движением не может. Стало совершенно ясно, что революционная волна охватила широкие народные массы и одними полицейскими мерами, мерами посылки карательных отрядов российское самодержавие не может сохранить себя.
Именно в этот период на помощь правительству выходит "союз русского народа". Именно в этот период организуются в противовес революционным демонстрациям патриотические манифестации, задачей которых является инсценировка «народного» гнева против революционеров, выявление патриотических чувств и открытая, при помощи полиции борьба как с отдельными революционными деятелями, так и с революционными выступлениями.
Непосредственным предшественником "союза русского народа" был так называемый "союз русских людей", возникший в марте 1905 г. в Москве. Программа "союза русских людей" в основном была формулирована следующим образом: «Россия и самодержавие неразделимы»; в силу этого необходимо «содействие установлению между престолом и народом тесного и живого общения на возвещенных 18 февраля государем императором основаниях и противодействие всеми законными средствами течениям, стремящимся навязать России чуждую ей форму правления».
В сущности "союз русских людей" лег в основу "союза русского народа", организованного доктором Дубровиным в Петербурге. В отличие от "союза русских людей", "союз русского народа" был организацией гораздо более демократической по своему составу.
Если первый как по составу организаторов, так и по составу участников можно было бы назвать по преимуществу дворянским, то второй был организацией всесословной. Но и у "союза русских людей" и у "союза русского народа" были свои предшественники.
Нужно отметить, что оживление политической жизни России в начале 900-х годов, выразившееся в росте рабочего движения, в крестьянском движении, в студенческих выступлениях, кое-где в земских адресах, пробудило в монархических кругах сознание необходимости организации такой политической партии, которая выдвинула бы платформу защиты монархизма в противовес революционным и либеральным взглядам, охватившим значительные слои русского общества накануне революции 1905 г.
Эти задачи должно было выполнить «русское собрание», возникшее фактически в конце 1900 г., официально же в начале 1901 г. Однако, строго следуя полицейским требованиям, «русское собрание» в первый момент своего существования выступает в качестве не политической партии, ибо таковые были запрещены, а культурной организации, ставящей своей задачей ознакомление общества со всем, «что сделано важного и своеобразного русскими людьми во всех областях научного и художественного творчества».
Если «общество русских людей» было организацией - дворянской, то «русское собрание» представляло собой организацию, в которой дирижерская роль принадлежала исключительно высшим слоям этого дворянства, сановным бюрократам и - высшему духовенству.
С 1904 г. возникает целый ряд отделений «русского собрания» в разных городах России.
«Русское собрание» пытается, в противовес пропагандистской деятельности революционных партий, организовать свою пропаганду путем издания дешевых популярных брошюр и т.п.
Однако, несмотря на значительные средства, которыми обладала эта организация, ее деятельность не приняла широких размеров. Да и понятно. Те идеи, которые проводило «русское собрание», идеи голого патриотизма не могли встретить широкого сочувствия.
Однако мещанские круги города, кое-где кулацкие элементы деревни не остались, совершенно глухи к пропагандистской деятельности «русского собрания», и можно сказать, что деятельность «русского собрания» в известной степени подготовила кадры для будущего «союза русского народа».
Какова идеология реакционных партий в России эпохи 1905-1917 гг.? Нужно сказать, что в области идеологии руководители контрреволюционных партий не создали чего-либо нового. Они взяли из арсенала эпохи Николая I триединую формулу «православие, самодержавие и народность» и во всей неприкосновенности перенесли ее в эпоху первой русской буржуазной революции.
Правда, наряду с этой формулой реакционные партии принимают и другую формулу, ровесницу теории официальной народности, формулу единения царя с народом, формулу, которая была выдвинута славянофилами: «Царю — сила власти, народу — сила мнений».
Объединение народа и царя через совещательный земский собор, или во всяком случае ослабление роли бюрократии — такова политическая программа "союза русского народа" и предшествовавших ему контр-революционных организаций. В одном отношении "союз русского народа" пошел даже дальше теоретиков официальной народности — это в зоологическом национализме, который был боевым лозунгом программы и тактики союзников.
Антисемитизм был необходимым признаком всякого союзника. Не быть антисемитом значило не быть и членом "союза русского народа".
Собственно говоря, этот национализм был направлен против всех малых народностей, входивших в состав Российской империи — против поляков, финов и т.п. Но антисемитизм был особенно резким, особенно грубым выявлением этого зоологического национализма. В антисемитизме сказалась социальная сущность "союза русского народа", как партии крепостнического дворянства, мелкого мещанства.
Достаточно привести решения IV съезда (1/14 мая 1907 г.) русских людей, чтобы видеть, что антисемитизм был требованием именно этих групп. Съезд требовал «запретить евреям содержать банки, банкирские конторы и ссудные кассы, принимать участие в казенных подрядах, косвенно приобретать и арендовать землю, ограничить в праве торговли и занятия промышленностью».
Эти достаточно четко формулированные требования безусловно выражали интересы и землевладельца, попадающего в кабалу денежному капиталисту, [и] мелкого буржуа, который видел в крупном капиталисте врага.
Но съезд совершенно сознательно направлял внимание мещанских слоев в сторону еврейства, так как этим самым отвлекал внимание от эксплуататорской деятельности ростовщического дворянства и национального торгового капитала.
Вся вина в евреях — это лейтмотив всех выступлений правых партий. Однако ограничиться этой отрицательной программой — «запретить», «ограничить» — было, конечно, невозможно, нужно было выставить какие-либо положительные требования.
В этой части социальная программа "союза русского народа" была неопределенна, но в то же время характерна. Один из участников "союза русского народа" так определил цели последнего: «Идея этого союза была сплотить русскую народность на началах укрепления монархии и поднять народное благосостояние» (из показаний Зеленского). В программе союза социальные требования были выражены столь же неопределенно; программа выдвигала необходимость «сохранения общинного землевладения», «уравнение положения всех вообще трудящихся классов без различия профессий, в частности рабочих», «увеличение наделов малоземельных крестьян», «содействие переселению».
Таким образом, социальная программа сводилась к общей формуле — «поднятие народного благосостояния». Без этого требования организаторам "союза русского народа" было бы, конечно, в высшей степени трудно привлечь в свои ряды хотя бы и незначительные, но всё-таки демократические элементы мелкой буржуазии.
Выступать открыто с программой защиты дворянской монархии и дворянских привилегий и, в то же время стремиться создать организацию, в которую входили бы общественные низы, было, конечно, задачей неразрешимой. Этим и определяется социальная программа "союза русского народа".
Укрепить в низах идею возможности разрешения резких социальных и экономических противоречий, идею поднятия благосостояния при помощи самодержавия,— эту цель и поставил "союз русского народа". Идея разрешения социальных противоречий при помощи самодержавия, обеспечивала безусловно "союзу русского народа" известный контингент членов из мелкобуржуазных низов, не изживших еще веры в царя, как «отца» народа, “заботящегося о своих подданных”.
Характерно, что в тот период времени, когда "союз русского народа" из единой организации превратился фактически в сборище небольших групп, эти идеи в той или иной степени снова всплывали на поверхность.
Например, в 1913 г. в газете союзников «Русское знамя» появилась статья «К характеристике донского дворянства», и, как сообщает Донское жандармское управление, номер газеты с этой статьей распространялся довольно широко в Новочеркасске, центре Всевеликого Войска Донского.
В указанной статье, между прочим, писалось, что, «пользуясь своим привилегированным положением и силой, возведенные в дворянское достоинство старшины хищнически захватили казачьи земли, добытые потом и кровью казаками, а затем, пользуясь связями и влиянием в высших сферах, закрепили их за собой».
В таких формах развивалась та общая мысль о народном благосостоянии, которая была выдвинута союзниками. Мысль эта, в сущности, и отображала настроения той «демократической» части союзников, которая искренно верила в возможность разрешения социальных противоречий силою самодержавной власти.
Свидетельство о публикации №221021501551