Новооткрывателям синагоги вдогонку

               
«Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,/ если то, что случилось нельзя изменить ...», наставлял ещё в 1986-м году Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018) — чудесный поэт.
Но я же просто  п и ш у,  правда,  с о ж а л е я.  Печалясь, прежде всего, о том, что прежде шутливый, иронический, подначивающий винницкий «манер» общения сменился очевидным лукавством, бесстыдной вымышленностью и надменным барством. Я выразился, впрочем, ещё весьма осторожно: напрашивались более сочные определения.

Перед самым Новым, 2021-м, годом ответил я Деду Морозу и Снегурочке, преподнесшим винничанам - в качестве рождественского подарка - «открытую» ими старую синагогу на Иерусалимке: Мы открыли, на все 1000 процентов, бывшую синагогу (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Синагогу, подчёркиваю, хорошо известную винничанам уже более сотни лет.

Но так уже хотелось Морозу Ивановичу особо отличиться, что Дед заодно поведал поддакивающей ему внученьке Снежевиночке о существовавшей в Виннице в незапамятные времена ещё одной синагоги, которую не только разрушили, но и - какие нахалы! - возвели на её месте поликлинику УВД (никто, разумеется, не посмел воспрепятствовать энкаведистам). И всё это зловредно покрыли тайной: никаких следов от синагоги не оставили, документы об её строительстве у чекистов не допроситься  [стандартный отказ «… у звязку із знищенням...» (Попытка люстрации свидетелей оккупации (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)] . 

Но не на того нарвались — у Деда оказалась отличная память: «По памяти, думаю не ошибаюсь»; он-то, «не ошибаясь», и восстановил истину. И чтобы ни у кого сомнений не осталось, во всеуслышание заявил: "Вообще-то собираюсь в архиве взять справку о всех зданиях, где располагались Синагоги и которые ещё существуют. Наверное подготовлю депутатское обращение, чтобы ,,не тянули“ с ответом ."

Я попытался упоминавшейся выше заметкой остудить пыл депутата, внеся поправки в его откровения. Но избранник народа от единого многомандатного избирательного округа оказался «непробиваемо» высокомерен, заметив, что остаётся, несмотря на мои замечания, спокоен, так как знает истину. К тому же, я и сам это хорошо понимаю: депутатская неприкосновенность, и всё прочее… За его спиной, за него горой —  весь второй избирательный округ: верхняя часть Вишеньки, Хмельницкое шоссе, часть Словянки, Пятничан и Кореи!

Тем не менее, в стремлении спасти депутата от полного бламажа, дописал я через пару дней в ту статью несколько деталей о строительстве и владельце дома, позднее «облагороженного» внешне и перестроенного под поликлинику внутри. Однако раскаяние «знатока» так и не наступило: ему ли - находящемуся в почёте - отвечать мне, не имеющему в Виннице права голоса (во всех смыслах этих последних двух слов). 

Я нисколечко не ставлю под сомнение почётное положение моего визави: с его особыми заслугами в прошлом не знаком и оценивать их не могу. Но утверждаю, что чем выше поднимается человек по общественной лестнице, тем взвешеннее и осмотрительнее должен он подбирать слова и высказывать своё мнение. Начиная от разделения евреев на истинных (он, естественно —  среди них, причём, один из первых) и евреев - “ж”, к которым он, несомненно, в уме отнёс и меня. Члена постоянной комиссии городского совета по вопросам планирования, финансов, бюджета и социально-экономического развития подобная стигматизация одноплеменников, по моим представлениям, не красит.

***

Моя реакция запоздала почти на два месяца — и не потому, что я растерялся. Нет, в это время выходили четыре моих книги.
«Моя Винница» - третье издание, но — впервые в Виннице (!), причём таки очень даже массовым тиражом (аж 30 экземпляров) и, конечно, за мой счёт. Еле удалось почти весь тираж всучить библиотекам, местному руководству, музеям… Не то, что бы отказывались, нет, за малым исключением, вежливо благодарили, по-винницки усмехаясь… Нет, не  зря на сайте Вінницької Міської ради Винницу называют городом «усміхнених людей» [Місто Вінниця - Вінниця - місто усміхнених людей (vmr.gov.ua)]. Уточню: усмехаться — не смеяться,  а —  иронически, насмешливо или недоверчиво улыбаться.

А в Берлине, под флагом собственного издательства, напечатаны (в трёх книгах — суммарно более 1 000 страниц) мои публикации за 2019-2020 годы: «Винница — события прошлых ста лет. Книги I., II., III.» .
Работы было невпроворот, чёрт на печку не вскинет… Ну как бы вам объяснить по-другому: sehr viel, eine ganze Menge… Поняли, наконец?
Так что, надеюсь, кое-как я оправдался, указав причину моего позднего, так сказать, вдогонку, ответа.

***
               
                Р. А.: «На ,,Ерусалимке“ было две синагоги.»

Теперь же, в свою очередь — мой подарок винничанам. Да и — одновременно на память «знатокам» винницкой еврейской религиозной жизни, ещё остававшейся - со времён царящего в царской России государственного антисемитизма - в первые годы после перехода власти к Советам (по материалам еврейской общины г. Винницы и архивных фондов Государственного архива Винницкой области).

Сей перечень синагог г. Винницы я не мог, разумеется, затребовать строгим депутатским запросом, как грозился это сделать «знаток» истории еврейской жизни в городе. Я нашёл его в когда-то любезно присланных мне (как говорится, на всякий случай) руководителем «Музея Холокоста на Винничине» Леонидом Михайловичем Трахтенбергом материалах. На Леониде Михайловиче, надо признать, теперь лежит основная тяжесть по сбору и систематизации исторических материалов по исчезнувшей навсегда еврейской жизни в области. Почти безвозвратно утраченной в результате настойчивой многолетней (около полустолетия, до 1985-го года) работы советской власти и с невиданной жестокостью искоренявшейся нацистами в годы оккупации.

Эти ценнейшие - для понимания того, что было и что потом произошло - материалы Л. М. Трахтенбергу предоставил Центр истории Винницы, за что я ему опосредованно тоже должен быть благодарен.
Но кто, задаю я риторический вопрос, разберётся в этом огромном материале?
Это под силу лишь человеку или, вернее, группе людей, имеющих возможность в течение длительного времени сконцентрироваться только на этой работе. Вот только нет таковых ни среди историков, ни среди любителей-краеведов. И не предвидится. (Даст Б-г, как говорят марксисты, чтобы я ошибался.) На все три еврейские общины уповать — тоже гиблое дело. Потому и вопрос мой — явно риторический.

Номер фонда во всех ниже представленных данных: RG-31.075,  его название: Коллекция документов по истории евреев, номер дела: Р-196, наименование: Винницкий окружной административный отдел. Выписка (см. коллаж):

1. - по Старой синагоге по ул. Козицкого в г. Виннице:  номер материалов - 99, начало и окончание - 1923-1924 г., объём - 20 страниц.
2. - по (точно не обозначенной) синагоге в г. Виннице: 101, 1923-24, 23.
3. - по Садавурской синагоге в г. Винница: 102, 1923, 25 (списки).
4. - по Старой Хоральной синагоге в г. Виннице на Иерусалимке: 103, 1924, 16.
5. - по синагоге Нового базара по улице Донской улице в г. Винница: 106, 1923-24, 28.
6. - по синагоге Райхера  в г. Винница по Братскому переулку: 107, 1924, 28.
7. - по синагоге мясников в г. Винница: 109, 1924, 17 (списки).
8. - по синагоге Лившица в г. Винница по ул. Ленина 72: 110, 1924, 24 (списки).
9. - по синагоге Бет-Гамедриш в г. Виннице на Иерусалимке: 111, 1924, 16 (списки).
10. - по синагоге Гефтера по улице Ш. Алейхема в г. Виннице: 112, 1924, 18.
11. - по синагоге Бес-Гамедриш в г. Виннице по улице Козицкого: 113, 1924, 21 (списки).
12. - при Великой синагоге в г. Виннице на Замостье: 114, 1923-1924, 24.
13. - при синагоге «Погребальное братство» г. Винницы: 115, 1923-24, 23 (списки).
14. - при синагоге Майдан г. Винницы: 1412, 1925-28, 28.
15. - при молитвенном доме Гробмана: 1416, 1927-28, 29.

[В этом перечне 3380 (три тысячи триста восемьдесят!) документов — и я мог кое-что упустить, но добавить — ни в коем случае. Некоторые синагоги упоминались по нескольку раз, однако избежать дублирования, при таком относительно небольшом числе винницких синагог, было не трудно.]

По сообщению А. Кержнера [оно цитируется здесь: О былом эта дума. Та й ни без сума (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) ], в Виннице была 21 синагога, правда, адреса их не указаны. Но нам достаточно и приведенного выше перечня, хотя и в нём не во всех случаях обозначены точные местоположения синагог (7 и 13), номера домов по улице Козицкого (1, 11),  улицы Донской (Эта улица при первом же послереволюционном переименовании в 1921-м году стала улицей Короленко; по ней — прямая дорога от железнодорожного вокзала до Замостянского рынка. Возможно, это — синагога, которая ещё называлась Синагогой на Базарной площади.). Однако минимум четыре (4, 6, 9, 10) синагоги располагались на Иерусалимке. ЧЕТЫРЕ — повторяю для «знатоков».

Кстати, ещё в первом издании «Моей Винницы» (2014) я, ссылаясь на литературные источники, писал о 17-ти винницких синагогах, причём среди находившихся на Иерусалимке были упомянуты отсутствующие в выше представленных списках синагоги Биндюжников, Ремесленников. Так что, вероятней всего, на Иерусалимке было более четырёх синагог. Но коли, как писал Н. А. Некрасов в «Колыбельной песне» (1845), «… и вдруг станешь барин важный...», то - продолжу я на свой лад эти слова - читать написанное «чернью» Вашему благородию становится не по сану. Так и остался барин из управленцев - в бытность свою замом главы областной администрации - в неведении о главном городе из его епархии — и нагородил, довольный-раздовольный собою до некуда, воз и маленькую тележку чепухи.

Так что перечитайте, любезный многократный депутат, ещё раз моё первое к Вам обращение, продумайте вот это «вдогоночное» — и опуститесь до признания своей неосведомлённости в том, чем пытались потчевать свой и других депутатов электорат в предрождественские дни. А то слишком быстро может случиться описанное в другой, не новогодней сказке: «Портреты гордых бар, краса гостиной, Забытые, тускнели…»  (М. Ю. Лермонтов. Сказка для детей, 1839).

На досуге не забудьте клацнуть мышкой по вот этим ссылкам сообщений об «открытой» Вами синагоге, а потом займитесь тем, что я Вам предложу несколько ниже:

- Синагога Райхера в г. Винница (ujew.com.ua)
- File:Вінниця - Синагога Райхера. Вул. Червонохрестівська, 11 DSC 0484.JPG - Wikimedia Commons
- File:Синагога Райхера, Вінниця.jpg - Wikimedia Commons
- Синагога Райхера - Town Pass [«Сегодня здание бывшей синагоги является   памятником архитектуры и градостроительства местного значения.» NB!]
- Винница. Часть 2: Муры и Иерусалимки: varandej — LiveJournal
- (16) Історія вінницької синагоги в будинку Райхера - YouTube
- ВИННИЦА и ВИННИЦКИЙ уезд - Страница 2 - Еврейские корни (j-roots.info)
- ЦЕНТР – Telegraph

Хватит? А то могу ещё столько же подобных ссылок привести, хотя уже всем ясно, как «открыли» никогда не бывшую «закрытой» «тайну» здания, построенного в 1903-м году на Малоторговом переулке (ещё до Октябрьского переворота ставшим Братским переулком, а в период так называемого развитого социализма - Краснокрестовской улицей).

***

А теперь, многоуважаемый магистр права и адвокат, прошу Вас сделать выбор: оставить и далее свои ошибочные утверждения в силе или же, в искуплении Ваших грубых исторических ошибок, предпринять что-то решительное, истинно депутатское.

Ещё в 2015-м году я с тревогой и возмущением сообщил о вандализме, погубившем фасад синагоги Райхера: По следам наших выступлений - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). И, среди прочего, предложил нынешнему владельцу здания заполнить нишу по другую сторону от замурованной им одной из двух выложенных камнем Звёзд Давида. Какая мраморная табличка там была в 1903-м году не знаю, думаю, что с текстом на иврите. Когда она исчезла — тоже не ведаю. Сразу же, с двойным использованием здания, переданного спортивной организации в конце 20-х годов прошлого столетия (тогда же, когда ликвидировали синагогу Лившица)? (Там занимались спортом и … проводились богослужения!) Или уже после войны, с передачей здания «Спартаку»? (Свидетельствую, что в 1945-46 годах эта ниша уже пустовала.) Наконец, не исключается и вариант с демонтажем таблички во время оккупации города нацистами.

В статье 2015-го года я поинтересовался: «Чего бы Леониду Давидовичу не побеспокоиться о памятной табличке, из которой бы следовало, что здание — памятник архитектуры и было синагогой Учителей (Райхера)? Дело нескольких дней, а как бы повысило статус и здания, и размещённой там администрации! Может быть, и на туристических картах здание было бы особо помечено.» В ответ — выгибонистое молчание и бездействие.

Вот я и предлагаю теперь Вам, многоуважаемый Роман Борисович, одним махом освободиться от ошибок прошлого (касающихся синагоги, построенной врачом Райхером). Использовав свои юридические знания, титулы и  возможности, а также - административный ресурс:
1. - подать в суд на Леонида Давидовича Голяка, инициировавшего или допустившего «тяжкие телесные повреждения»  Памятника архитектуры и градостроительства местного значения,
2. - пока суд да дело, занять у комиссии по, в частности, финансам, постоянным членом которой Вы являетесь, немного денег для изготовления и установки мраморной таблички с надписью, подобной таковой на табличке 1903-го года («Строилъ ГР. Инженеръ ГР. ГР. АРТЫНОВЪ 1903 г.») : «Замуровалъ ГЛ. Тренеръ ЛЕ. ДА. ГОЛЯКЪ 20??». Точную дату, в ожидании судебного процесса, выдаст Вам сам обвиняемый.

Что касается деталей по памятникам архитектуры и памятным табличкам, то, уверен, Вас охотно проконсультируют Ваши приятели из Бюро архитектуры и дизайна Киевского национального университета строительства и архитектуры, где Вы - по месту Вашей основной работы проректором - открыли свою депутатскую приёмную.

Сова — символ мудрости, атрибут древнегреческой мифической богини  мудрости, военной стратегии и тактики Афины.  Вы, всем известно, обладаете завидной коллекцией статуэток сов.
Можно мне надеяться?

***

Теперь же — ответ Снегурочке, утверждающей, что я только то и делаю, что оскорбляю всех и вся. Оскорбление — понятие, связанное с индивидуальной чувствительностью, с индивидуальным преломлением реакции на чьи-то действия и слова (устные или письменные). Известны люди, легко ранимые, и, наоборот, защищённые психологической установкой, воспитанием, традициями — так называемые «толстокожие». Есть для кого-то обидные до слёз слова, а для других эти же слова — не более, чем укус комарика.
Цитирую из Большого толкового словаря русских глаголов: «Оскорблять - Вызывать (вызвать) у кого л. чувство крайней обиды (обычно какими л. словами, поступками и т.п.).» Так вот на одно и то же воздействие может не быть никакой чувственной реакции у одних и обморочное состояние — у других.

Я всегда долго воздерживаюсь от обвинений, ища контактов с людьми, слова и действия которых считаю ложными, неправомерными, вредными. Я много раз писал ряду лиц из винницкой мэрии, краеведческого и художественного музеев, областного архива, пр., но мне демонстративно не отвечали. И я после этого считал себя получившим от них «карт-бланш» - неограниченные полномочия для их критики. Это — моё кредо.
А теперь — конкретно.

Меня, например, оскорбляет, что после моей статьи, потребовавшей огромной работы [Памятник - памятка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) ], образованные люди продолжают считать всех «петлюровцев» копией того, имя которого эти «петлюровцы» - по случайности обстоятельств! - носили, хотя не разделяли его убеждений и не подчинялись его приказам. Вы, уверен, не прочитали эту мою статью даже бегло — и проклинаете Симона Петлюру при всяком подходящем и абсолютно не подходящем для этого случае. Этим Вы оскорбляете не только память о незаурядной личности украинского патриота, но и меня, и, уверяю Вас, саму себя, не удосужившуюся разобраться в перипетиях того, «петлюровского», времени.

Да, улица Петлюры — не на месте (из-за живучей молвы о его виновности в т. н. Малом Холокосте). Да, памятник ему — вдвойне не там, где ему было бы уютнее, а нам — спокойнее. Да, «петлюризация» музея города Винницы — грубая ошибка, потому что связь Симона Петлюры с Винницей - мимолётная, поверхностная и не отмечена никакими достижениями его правительства: И вновь продолжается бой... (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), Об имидже города, городском просторе и прочем вздоре (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Но почему Вами избран «козлом отпущения» спорный С. Петлюра, а отъявленный убийца евреев Шепель в названии винницкой улицы Вас не оскорбляет? Только потому, что Вы не бывали на этой улице? Или из-за того же самого — исторического неведения.

Не надо повторять глупости слинявшего в Польшу, где, по его словам, ему «предложили интересную работу» (очередная ложь). Но он-то ухватился за последнюю соломинку, понимая, что все его честолюбивые планы потонули вместе с ним. А Вам зачем повторять, словно заклинание, его бред? Прочитайте внимательно мои статьи — и возразите мне, если будет в чём, после этого. У вас полно других забот? Тогда — не мутите воду.

Меня оскорбляет, когда образованные люди считают эмиграцию чуть ли не преступлением, игнорируя ситуацию, в которой оказывались покинувшие свою родину. Угрозу жизни, скудные материальные условия, невозможность получить необходимое образование, тяжёлое, не излечимое на родине заболевание в семье, и ещё десятки разных причин. Эмиграция — не синоним предательства родины. Это, чаще всего — последний способ попытаться решить свои проблемы.
Что же — Вы? Проживая уже долгие годы в Берлине, притворяетесь  всё ещё обитательницей винницкой Иерусалимки и кормите винничан баснями: мол, часто по пути на работу прохожу мимо… Забыли что ли как пишутся глаголы в прошедшем времени?
Вот этим Вы подтекстно оскорбляете тех, кто Вас читает, относя их всех к доверчивым лопухам. Заодно - ни к селу ни к городу - хвалитесь наличием у Вас дорогого автомобиля…

Для меня — оскорбление, когда (не находясь в бедности), дабы заработать лишние грошики, пишут о Холокосте и одновременно проводят экскурсии на месте бывшей ставки ирода, превращённой властями в Мемориал фюрера.
Более того, дабы развлечь ротозеев, приехавших на эти развалины, рассказывают им неописуемо дурацкие мансы (Вы-то понимаете, почему я назвал эти мюнхаузеновские выдумки еврейским словом). Я об этом упоминал не раз и вымыслы эти даже пародировал: Арка - кошка. А чё, разве не похожа немножко? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) , Разобраться в чём-то винницком (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

И скажу Вам честно: с момента, когда я увидел запись той экскурсии в YouTube, я подозреваю Вас, да, да, именно Вас в переводе в одной из берлинских библиотек - с немецкого на русский язык - той «утки»: о пребывании министра иностранных дел СССР В. М. Молотова в логове фюрера под Винницей. Молчал, так как считаю виновным не переводчика, а распространителя сей ереси в массах: не один дурак с той же гордостью, что и экскурсовод, уже передал её своим знакомым, таких «тайн» не знавшим.
Вся эта история с экскурсиями, с «важными» сообщениями (типа о визите к любимому Евы Браун) на проклятом месте — самое большое оскорбление памяти жертв Холокоста! И если подумать, кто их проводил (или проводит до сих пор?) - беспросветный к тому же позор.

А Вы обвиняете меня  в оскорблениях, зная всю эту историю лучше всех! «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Понимаю, что и мой совет ждёт та же судьба, что и совет Мишеньки, который  «лишь попусту пропал» (И. А. Крылов,  «Зеркало и обезьяна»).
Помолчите … Хотя бы до тех пор, пока я уже буду не в состоянии отбивать моё возмущение на клавиатуре компьютера.

***

С Сергеем Бей у меня первый диспут состоялся восемь лет тому назад:  Быть 4-м копейкам или не быть? вот в чём вопрос (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)
И продолжался, время от времени, в разных тональностях не один раз. С. Бей один из основателей Сообщества «Історія Вінниці». Ему принадлежит немало интересных сообщений, в том числе уникальное описание речки Виннички от истока до впадения в Южный Буг. Он — известный фотограф. Одна из его фотографий (с любезного согласия автора) украшает обложку моей книги «Винница отражаемая и не отображаемая» (2017). Я его хвалил, я его опровергал, я отмечал его слабости.

С. Бей упорен в отстаивании своих позиций, слов и действий не менее меня. «Ни шагу назад!», - учили его в армии. Он окончил высшее военное учебное заведение, где дискутировать, однако, не учат, приказы не обсуждают, где логику заменяют уставами внутренней и прочих служб. В этом его ахиллесова пята — и я ему на это указывал.
И вот он оправдывается, что не попытался проанализировать старинную карту Винницы, так как его в военном училище картографии не учили (а меня, что подразумевалось, полагаю, в его ответе, в анатомическом музее, мол, с утра до вечера натаскивали в чтении развешенных там по стенам карт Генерального штаба). Ну и сразил меня этим наповал… Отвечать было бессмысленно.

И что он заявлением „Еще одна есть [синагога — Н. К. ] по Грушевского. Не знаю, молятся ли там, но кормят, по отзывам, хорошо!“ совсем не „повернул руль в сторону от темы“, как это я писал. Ведь обсуждался как раз вопрос о синагогах на Иерусалимке. Напоминаю: сообщение, послужившее причиной обмена мнениями, называлось «Синагоги старой Иерусалимки». То есть шла речь о зданиях, построенных как синагоги и располагавшихся в районе, условно названном Иерусалимкой (без чётких официальных её границ).

Синагога на улице Грушевского  расположена: а) по все статьям - ВНЕ Иерусалимки, б) в бывшем  ЖИЛОМ доме и в) никак не может быть синагогой с т а р о й  Иерусалимки, так как появилась  в п е р в ы е  в Новой Независимой Украине. Кого и как там кормят имеет такое же отношение к теме обсуждения, как ассортимент продуктов питания в буфете расположенного наискосок напротив синагоги Винницкого колледжа культуры и  искусств им. Н. Д. Леонтовича.
Кстати, С. Бей получил от меня письмо с извинениями (если, мол, что не так), но ответить на него не посчитал нужным. Тоже почувствовал, вероятно, себя оскорблённым...

***

Меня, должно быть, не без основания упрекают в том, что я много пишу о негативных явлениях. Это — так. Но не писать о том, что считаешь некачественным, плохим, вредным, ложным и тому подобным, допустимо лишь в трёх случаях. Когда такового на самом деле нет: оно тебе только мерещится, или же об этом уже писано-понаписано до тебя. И когда тебе всё это до лампочки.
Но негатив имеется в изобилии. И никто, большей частью, его в упор не видит. И равнодушным быть не могу по отношению к происходящему в городе, связующая меня с которым пуповина не разорвалась за столь многие десятилетия.

Конечно, пристойнее по поводу любого упоминания о Виннице разбрасывать по всем сайтам букетики цветов, поцелуйчики, сердечки, дурацкие картинки, изображающие восторг, аршинные аляповатые «SUPER!» и прочую «бижутерию». Или как, например, М. С. - выпускник 17-й винницкой школы из израильского городка Mitzpe Ramon – встревать со своими подсказками, самому путаясь до невозможного в определении локаций, зданий синагог, и т. п. Причём — до такой степени, что создаётся впечатление, будто сверхактивный участник многих винницких сайтов прежде не проживал в городе многие года, а был тут один раз во время туристической экскурсии по Украине.

Можно — всё, как бы нелепо это не выглядело и как бы администраторы не просили участников экономить место на сайте и время читателей, его просматривающих. Можно, потому что из группы за это не выбрасывают.
Критиковать же, как ранее выражались, не рекодменуется (не описка!): это не улучшает настроение участников процесса восхваления того, что было и есть навечно безукоризненным только потому, что ОНИ там родились, влюблялись, работали, отдыхали, пр.

«Но - может быть, ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою.», - предположил Дмитрий - самозваный царевич Дмитрий, обращаясь к Марине Мнишек (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»). Что-то подобное слышал и я: рекомендации спокойно «войти в историю», как вежливый патрон молодых и не молодых, но начинающих, историков-любителей Винничины.

Но у меня дурной характер — и я предпочитаю писать подобно тому, как это делал мой любимейший поэт В. В. Маяковский (1893-1930). Помните, как он заявлял перед своей близкой гибелью?
«Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых.»

Я стал таковым уже давно, так как мне посчастливилось прожить более, чем в два раза лет, каковых отмерено было великому поэту.
И никто, уверен, не скажет обо мне, «что жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой» (опять цитата из Первого вступления в поэму «Во весь голос»).

Вот думаю постоянно, почему к знаменитым винничанам причисляют очень многих, лишь только проезжавших мимо Винницы? А Владимира Владимировича — никто и никогда, хотя он в Виннице бывал, в театре выступал и ей, согласно легенде, обязан он небольшим, даже без особого посвящения, стишком для плаката: «Граждане люди! Будьте культурны!...» (1928).
Не из-за этого ли стишка?

P. S.

(16.02.2021 9:50)

В ответ на мой запрос (с целью ликбеза Снегурочки)

Пресс-служба ОЕОУ (Di., 16. Feb. um 07:25)

Объединённая еврейская община Украины публикует отчёт «Антисемитизм в Украине — 2020»:

«Объединенная еврейская община Украины заявляет, что уровень антисемитизма в Украине остался без изменений.
В то же время увеличилось количество проявлений антисемитизма в социальных сетях и произошло четыре случая физического насилия: в Виннице, Мариуполе, два в Умани и еще один под Бердянском.»
(Полный отчёт на украинском языке: https://jew.org.ua/images/pdf/AntisemitismUKR2020.pdf)

В. А. Зеленский — еврей, действующий президент Украины с 20 мая 2019.
Будучи главой государства и гарантом государственного суверенитета, президент Украины обладает достаточно широкими полномочиями, прежде всего, в области национальной безопасности и обороны, гарантирования соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина, руководства внешнеполитической деятельностью государства. Президент Украины по должности является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Украины.

С. В. Петлюра — украинец, 2-й Председатель Директории УНР — 1919-1926. Главный атаман войска и флота.
О его возможностях прошу читать в упомянутой выше статье «Памятник - памятка».


Рецензии