Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 92

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЗАГАДОЧНЫЙ ОБЪЕКТ В ВЕЛИКОПОЛЬЕ

Полевежица могла заменить эссенский маршрут, об этом наглядно свидетельствует еще одно картографическое пособие, выпущенное до создания системы. У Вильно не было своих картографов, и они пользовались услугами иностранных мастеров. Карту для великокняжеского двора исполнил итальянец Риччи Дзаннони - в 1776 году. Как видно из его работы, озерный каскад «просился» на роль водосистемы.

Четко прорисована Полевежица как соединительный элемент. Полсвиж показан на латинском языке - как «Pulveza»: с двумя условными башенками, что ставит его в один ряд с другими известными междуреченскими поселениями – такими, как Лукомль, например.

Почему о нем ничего не сказано в большом географическом словаре Царства Польского, непонятно: ума не приложить. Впрочем, то же самое относится к Белому на Лепельском озере.

Не имея справочных данных, я попытался расшифровать слово «Pulveza», и был несказанно удивлен. «Рull» - это тянуть, «pool» - бассейн. Это первая часть всего слова. Другая понятна и без перевода – это «вежа», «башня». Вежа на бассейне, что-то очень значимое… Можно добавить сюда, что «veza» в переводе со словенского, словацкого и хорватского языков – это «связь». Как ни крути, а все понятия, как говорится, в масть.

Что же мог связывать Полсвиж, находясь под контролем вежи? Могли две половинки разделенного каскада каким-то образом соединяться ранее?

Вполне. Об этом говорит древнее городище – на вступлении с Уллы. Как и Плоская Гора на Береще, как и Батарея на Полевежице, Боровно означало поворот, было вехой на большом водном пути. Недаром король Александр в 1503 году, вознаграждая витебского плебана Кухарского привилеем, отписывал Лепль вместе с Боровно…

Боровно было исходным пунктом, чтобы вступить в цепь озер и плыть далее, к Березине. Туда лежала междуреченская «улица» - Vla A.

До сих пор под Полсвижем можно увидеть два небольших водоемчика – два отдельных озерка. Они на перешейке, на границе водосброса – будто остатки - недостающий элемент в соединительной цепи, разорванной. Их называют сейчас по-разному: Глинское и Мышковское, или Сосновское. Но дело не в этом - сколько было властелинов, столько раз менялись имена.

Одно из них зафиксировал план 1816 года. Озерко обозначено как «Шиповка», но в форме креста! Что это? Природа сподобилась или дело рук человеческих? Может, предки помечали таким образом большую развилку – отсюда расходились пути во все стороны света?

Загадки, да и только. Фантазии воскрешают невероятные картины, связанные со строительством канала и именем императора Павла. Он, как известно, приютил мальтийских рыцарей, искавших убежище после изгнания из Европы. А полоцкий воевода и свядский магнат Теодор Жаба ходил в тайных советниках «Его Императорского Величества» и тоже поклонялся госпитальерам. В их экипировке есть что-то общее с одеянием монахинь-бернардинок.

Когда думаешь об этом, то необычное полсвижское озерцо встраивается в один ряд с Черноручьем и Великопольем, Свядой и Белым. Мистика, конечно, но сколько таинств еще в истории!

А может, Полсвиж - ритуальное место, где проводились давным-давно некие священнодействия?

(Продолжение следует).

На снимке: мальтийский рыцарь в облачении (из интернета).


15.02/21


Рецензии