В поисках сокровищ буржуина

   В коммунальной квартире моего детства жили три семьи. Первая комната от прихожей принадлежала довольно странной чете супругов, художницы и поэта, оба немолодые, детей нет, зато кошек по слухам штук 20. С другими соседями они не общались, перессорилась со всеми художница, картин её никто не видел, не похоже, чтобы её кормила эта профессия. Поэт на работу не ходил, писал стихи для журнала "Крокодил", который ему опускали в почтовый ящик.

   Дети - есть дети, нас было в квартире трое: Лена, старше меня на 8,5 лет, Пашка - на 5, и я - дошкольница. Гаджетов и даже телевизора у нас тогда не было, поэтому развлечения придумывали сами. Пашка разводил рыбок и черепах, Лена учила уроки, или читала книжки. Затевали командные игры в "слова", в "золотое крыльцо", в прятки, пятнашки, "в почту" - ребята писали друг другу письма, а я, как почтальон, носила их в сумке через плечо из комнаты в комнату.

   С Леной играли в школу, которая помещалась в её комнате под большим обеденным столом с длинной скатертью. Лена - учительница, "класс" - я. Если урок французского языка, который она изучала в школе, здороваясь, нужно говорить: "Бонжур, Елена Антоновна".

   Пашке попала в руки книга про остров сокровищ, и вскоре мы все трое мечтали найти клад.

   Знали от старших, что ещё до революции в этой квартире жил состоятельный человек, известный в городе адвокат. Квартира у него была большая, её поделили на две. Когда одинокий адвокат умер, его вещи за небольшие деньги распродавали соседям с аукциона, устроенного домоуправом, должностным лицом, управляющим домовыми делами из конторы на первом этаже. Картины, посуда и прочее, разошлось с молотка. Ходили слухи, что у "буржуина" были припрятаны на чёрный день золотые вещицы.

   Лена, Пашка и я, как настоящие кладоискатели, нарисовали карту бывшей "барской" квартиры. Потихоньку от взрослых простукивали стены в поиске пустот. Предприняли экспедицию за большую дубовую вешалку в прихожей. Корзины, картонки, связки старых книг и журналов. Ничего, похожего на сундук с золотом, не нашли. Зато у нас была общая тайна.

   Старинную громоздкую мебель "буржуина" не смогли вынести из квартиры, когда-то её собирали на месте, где она потом стояла. Буфет и два шкафа обследовали со всех сторон в поисках тайника.

   Оставались антресоли. Они шли над концом коридора и кухней, при той высоте потолков в них можно было ходить, немного пригнувшись, даже взрослому человеку. Антресоли были забиты старыми чемоданами, корзинами с крышками, дальше было не видно из-за тесноты. В туалете стояла высокая деревянная стремянка, нам, детям, не разрешали пользоваться ею. Но взрослые не всегда дома.

   Перелезая через кучи хлама в душном лабиринте антресолей, мы открывали чемоданы, заглядывали в корзины. Одежда и прочие причиндалы старых времён нас не интересовали. Справа от входа на антресоль стояли чемоданы и коробки с рукописями соседа. Бумаги, исписанные карандашом и чернилами, письма в конвертах и без них. Покопались, чихая от пыли, во всём этом. Ни золота, ни драгоценностей там не было.

   На карте плодились "минусы", долгожданный "плюс" на месте поиска сокровищ так и не появился.

   Мы знали, что найденный клад нужно отдать государству, но полагался какой-то процент кладоискателю.

   Наши запросы были просты: Пашка хотел купить большой аквариум, или велосипед. Лена мечтала о капроновом платье с пышной сборкой на талии и туфельках на высоком каблуке, ей уже шёл 15-ый год. Я нацелилась на куклу, большую, "ходячую", если её вести за руку, слышала от подруг, что кому-то отец привёз такую из Москвы, а делали этих кукол то ли в Италии, то ли в Германии.

   Первой из этой коммунальной квартиры выехала наша семья. Отдельная квартира, хоть и малогабаритная - это было круто по тем временам!

   У семьи Лены большая комната, им хватало метров на члена семьи, в очередь на квартиру их не ставили. Мы общались, дружили по-прежнему. Я знала, что бывшая наша соседка-художница умерла, старик-поэт совсем потерялся без неё, обслуживать себя не умел, Лена подкармливала его, пока он не умер.

   Живя в той квартире, Лена успела выйти замуж, родить дочку, развестись и выйти замуж снова, переехав к новому мужу. В "барской" квартире теперь жил её бывший со своей новой семьёй, а из нашей комнаты сделали кухню. Прежняя кухня ещё до войны отошла при разделе квартиры к другой её половине, наша "кухня" была в небольшом отрезке Г-образного коридора, у дверей комнаты, в которой жила наша семья.

   Недавно я случайно наткнулась в интернете на статью про бывшего соседа. Толмачёв Дмитрий Георгиевич был когда-то молодым многообещающим поэтом и литератором. В то далёкое время издавались его книги, по его сценариям ставили спектакли, снимали фильмы. Он был в дружбе с очень известными и знаменитыми впоследствии людьми.

   Позвонила Лене:

   - Ты знала, кем был раньше наш сосед Толмачёв?

   - Знала.

   - Помнишь, мы в детстве видели на антресолях его чемоданы с рукописями, письмами?

   - Прекрасно помню.

   - А я помню, что видела там письма от очень известных в литературе людей.

   - Ты же была маленькая, - усомнилась Лена.

   - Мне было почти семь, когда мы искали клад. Трудно не уметь читать в этом возрасте, когда рядом учатся в школе старшие мальчик и девочка.

   - Ты знала тогда, кто были его адресаты?

   Странный вопрос. В шкафу было много книг. Хотя бы прочесть на корешках фамилии авторов - дело несложное.

   Вспомнилось, сколько шума было недавно из-за пропажи архива артиста Алексея Баталова, в котором хранились письма знаменитых людей к Анне Ахматовой, всегда гостившей в Москве в его семье, носившей фамилию Ардовы по отчиму всеми любимого артиста.

   Тогда все узнали, что любое письмо, или записка от людей, с которыми была в переписке Анна Андреевна, сейчас оцениваются на аукционах в сотни тысяч долларов. У нас такие письма пылились на антресолях.

   - Толмачёв умер, когда ты ещё жила в той квартире. Что стало с его бумагами, со старинными вещами, десятилетиями пылившимися на антресолях?

   - Я забрала только свои вещи, - ответила Лена. - Слава, её бывший муж, обменял нашу комнату на небольшую отдельную квартиру. "Барскую" квартиру выкупил "новый русский", соединив две её половины, которые при нас были разделены стеной.
В 90-х годах ещё мало ценили антиквариат в виде неподъёмной старинной резной мебели, копаться в старых бумагах тоже стал бы не каждый.

   Мы искали сокровища "буржуина". Сокровища были в той квартире, мы видели их, но цены им не знали.

   И без сокровищ наши мечты того времени исполнились в виде аквариума, велосипеда, нарядного платья с туфельками для девочки-подростка. Мне подарили на день рождения немецкую куклу, правда, не "ходячую", но красивую.

   Надеюсь, что бесценные автографы классиков не сгнили на мусорной свалке.
"Новый русский" сделал конечно в той старой квартире хороший ремонт. Возможно, ему привалило счастье найти золотые сокровища "буржуина", которые искали в своём детстве мы.

   Наша игра в кладоискателей вспоминается сейчас как самое таинственное и увлекательное из всего того, что мы смогли придумать в своём детстве. А золото не является для меня чем-то вожделенным, куда важнее духовные ценности, стремиться к которым нас научили во времена наших детства и юности. Чем дольше живёшь на свете, тем более осмысленно относишься ко всему.

   "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе*, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."
Евангелие от Матфея, 6:19-21.

* на небе - имеются в виду духовные небеса.


ПОСЛЕСЛОВИЕ.

  Сейчас решила поискать в интернете фотографию Дмитрия Георгиевича, моего давнего соседа, и была приятно удивлена. Его архив, который мы в детстве видели пылящимся на антресолях, цел и находится в подобающем для этого месте. Видимо, кто-то из тех, кто жил после нас в той квартире, оказался понимающим и порядочным человеком. Спасибо ему!

   "Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 210, 160 ед. хр., 1906–78 гг. и включает в себя рукописи поэм, стих-й, пародий, фельетонов, эпиграмм, комедий « Двуглавый заяц », « Из страны далекой », оперетты « Дуня Тонкопряха », киносценария « У скал Фархада », « Мальчик из Уржума » (о детстве и юношестве С. М. Кирове) - совм. с автором кн. «Мальчик из Уржума» А. Г. Голубевой, рукописи очерков, статей, выступлений, автобиографии (1932, 1975); библиографию произведений Т. за 1924–76; статьи и заметки о его тв-ве и др.

   Жена Толмачёва - Л. М. Блиц-Толмачева, художник.

   Соч .: Сами знаете, о ком… Л.: Художник РСФСР, 1980.

   Лит.: Миронова В. М. Трам: Агитационный молодёжный театр 1920–30-х гг. Л.: Искусство, 1977."



 
Февраль 2021


Рецензии
Сочную коммунальную сагу вкушал с ба-аль-шим удовольствием!

Пару месяцев назад, в наше отсутствие втиснулись в квартиру грабители.
Перерыли сволочи всё - шкафы, антресоли, кладовки, шкатулки..
Искали сокровища и ассигнации. Ни хрена не нашли.
Тряпки и техника оставили их равнодушными. Выпить и уколоться немедля..

Обиженные, оставив дикий бардак, ушли в ночь через ими же разбитыми стёкла большого балкона.

Когда мы о происшествии телефоном сообщили дочурке, она, безумно волнуясь, коротко вопросила - "А кортик?!"..

Дарственный кортик Адмирала Черноморского Флота, подаренный нашему славному предку в годы Великой Отечественной - с видного места не тронут!

Чувствуете, Серафима, разницу между бесценной детской наивностью и скудоумием "сегодняшних приматных отбросов"-))


Игорь Наровлянский   11.12.2021 22:02     Заявить о нарушении
Чувствую, Игорь. О, времена, о, нравы...

У меня были аналогичные случаи в наше время.

С теплом,

Серафима Лежнева Голицына   07.01.2022 22:35   Заявить о нарушении
А куда это Вы исчезли так нАдолго?
Ещё б месячишко-другой и врядли врубился - о чём это Вы?-))

Игорь Наровлянский   07.01.2022 22:47   Заявить о нарушении
Не говоря уже уже о том, что и у Вашего автора стол давно ломится от яств.
В ожидании...-))

Игорь Наровлянский   07.01.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.