Транссибирская магистраль. эссе. Ч. 4
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о престиже профессии железнодорожника. Одна милая старушка, заставшая еще проклятое царское время, говорила мне:– «Мы, барышни на выданье, всегда обращали внимание
на профессию женихов. Прекрасно знали, путейский инженер человек состоятельный, способный обеспечить семью.Выйти замуж за «путейского» считалось большой удачей».
Где же эти молодые люди получали образование? Старейшим учебным заведением, где готовили «путейских», является Петербургский государственный университет путей
сообщения императора Александра I. Открыт он был 20 декабря 1809 г. по Высочайшему Манифесту как институт путей сообщения. Первым его руководителем в должности генерального инспектора был назначен лично императором Августин Августинович Бетанкур (1758–1824). Основное внимание уделялось водным и шоссейным дорогам, поскольку железных дорог в Российской Империи еще не было. Однако,как только появилась в 1837 г. первая (Царскосельская) железная дорога, все студенты обязаны были проходить на ней практику. Это на порядок повысило их техническую грамот-ность и в дальнейшем обеспечило возможность строительство и эксплуатации Николаевской железной дороги (Петербург –Москва), открытой в 1851 г.
Ремарка. В современном понимании Царскосельская железная дорога была как бы игрушечной. Вначале она была построена до Царского села, а затем продлена до Павловска, и её протяженность составила 27 км. Практически все оборудование, включая локомотивы (паровоз Р. Стефенсона) изготовлялось в Англии. Пробные поездки осуществлялись на конной тяге, полностью на паровую тягу дорога перешла только с 4 апреля 1838 г . Поездки по этой дороге были скорее развлечением, чем необходимостью. Именно для развлечения на вокзале в Павловске был построен концертный зал,где оркестром дирижировал сам Иоганн Штраус. Однако именно на ней отрабатывались все российские стандарты железных дорог . Постепенно на отечественных заводах стали изготавливать все железнодорожное и сопутствую-
щее оборудование.
С 1823 г. институт был преобразован в закрытое учебное заведение по типу кадетских корпусов. Выпускники получали квалификацию инженер-путеец и военное звание поручик (по первому разряду) и подпоручик (по второму разряду). Инже-
нер-путеец того времени был специалистом широкого профиля, умеющий проектировать и строить любые как водные,так и сухопутные дороги и гидротехнические сооружения
(мосты, пристани, дамбы и т.д.). Alma mater всех российских железнодорожников триста лет кует кадры инженеров-путейцев. Его выпускники построили все железные дороги страны, в том числе Транссибирскую магистраль.
Военная направленность инженеров-путейцев была не случайной. Еще древние римляне наглядно показали, что наличие хороших дорог является залогом военных успехов, позволяя быстро перебрасывать войска с одного театра военных действий на другой, производить перегруппировку на разных участках фронта. Развитая в Европе сеть железных дорог позволила Германии добиться ряда успехов, как в первую, так и
во вторую Мировую войны. Тем более, что ей приходилось воевать на два фронта (западный и восточный). И наоборот, когда партизаны одновременно парализовали движение на дорогах в 1944 г., немцы проиграла крупное сражение (опе-
рация «Багратион»).
Окончание следует
Свидетельство о публикации №221021501875
Но сейчас, по-моему, вновь возвращается и уважение, и заработная плата к железной дороге! Но и дороги уже - современные, скоростные!
Спасибо, Алиса, за эти публикации!
С уважением,
Элла Лякишева 20.03.2021 10:19 Заявить о нарушении
Алиса Юровская
Юрий Юровский 20.03.2021 15:19 Заявить о нарушении