Зерно раздора
– Вставай, пора на гумно ехать, а то народу там сберётся – уйма, не протолкнёшься. Таньку тоже разбуди, неча ей спать, нехай тоже с нами сбирается, – распорядился он, а сам пошёл на двор запрягать лошадь в телегу.
Работа по обмолоту зерна была в самом разгаре, когда на ток пришёл брат Лупа Лаврухин Григорий.
– Ты, брат, колоски-то что обрабатываешь, с моего поля скосил! – заявил он, даже не поздоровавшись. – А потому, хлебушек-то этот мой! – заявил он, и начал охапками хватать колоски и уносить их.
– А ну, погодь! – крикнул Луп, но Григорий, словно его не слышал. – Погодь, я сказал! – вновь прикрикнул Луп и, подбежав к брату, стал вырывать из его рук свои колоски. – Это я со своего поля скосил, а твоего мне не надоть! Возверни! – заявил он.
Но Григорий оттолкнул от себя брата и тот, споткнувшись о мешок с намолоченным зерном, упал. Видя такое безобразие, Луповы жена с дочерью закричали и бросились к Григорию.
– Ах вы, бабьё неугомонное! – закричал Григорий и, злобно сверкая глазами, схватил с земли лежавший цеп. – Вот я вам! – крикнул он и взмахнул цепом.
В 1899 году в России впервые была открыта линия дальней телефонной связи, на воду был спущен крейсер «Варяг», в Москве пустили первый электрический трамвай, а в Санкт-Петербурге вышел первый номер журнала «Огонек» и была открыта первая в России станция скорой помощи.
В городе Крапивне Тульской губернии станции скорой помощи не было, а потому крестьянка деревни Новая Колпна девица Татьяна Лаврухина к крапивенскому уездному врачу пришла спустя несколько дней. Врач осмотрел больную, снял с переносицы очки и протёр их белым носовым платком. Затем откинулся на спинку стула и повернулся к писарю.
– Пишите, любезнейший, свидетельство, – произнёс он вполголоса. – Дано сие крестьянке деревни Новой Колпны Ясенковской волости Татьяне Луповой Лаврухиной в том, что при освидетельствовании ея на предмет побоев у нея обнаружено: на границе волосистой части головы, на левой половине лба струп величиною с серебряный пятачок. От бывшей ссадины кожи посередине левого глаза синяк величиною в ладонь. Данные повреждения могли произойти от побоев и в таком случае побои можно отнести к лёгким. Августа 14 дня 1899 года город Крапивна Тульской губернии. Крапивенский уездный врач К. А. Выржиновский, – закончил он диктовать и, обмакнув перо в чернильницу, поставил под свидетельством свою размашистую подпись.
Вот такое свидетельство и получила на руки Татьяна Лаврухина и уже на следующий день пришла в полицию, где подала заявление о побоях. Полицейский урядник Сидоров не стал откладывать это заявление в долгий ящик, дознание провёл быстро и уже на следующий день он писал следующее. Цитирую с сохранением орфографии и стиля письма: «Сего 15 дня августа месяца 1899 года полицейский урядник 6 участка Крапивенского уезда Сидоров составил настоящий протокол в следующем: крестьянин д. Новой Колпны Луп Александров Лаврухин заявил, что 3 сего августа он был на гумне со своею женою Матрёною и дочерью девицею Татьяною, где молотили на току, во время чего к ним пришёл брат Григорий Лаврухин, который начал браниться, затем цепом нанёс удары жене и дочери по голове, отчего последняя залилась вся кровью. Свидетелями сему были крестьяне деревни Новая Колпна Агафья Кудрявцева и Акулина Дудина. Луп Лаврухин, его жена и дочь просят привлечь Григория к законной ответственности, причём представили свидетельство уездного врача, удостоверяющее степень нанесения побоев Татьяне Лаврухиной. Постановлено: О сём записать в протокол, который вместе со свидетельством врача от 14 августа за №119 препроводить в Ясенковский волостной суд. Полицейский урядник Сидоров, 15 сего августа 1899 года».
Решения суда в Тульском областном архиве мне найти не удалось. Полагаю, что суд, при вынесении решения, учёл все обстоятельства дела и строго наказал Григория. А тот в своё оправдание представил Приговор Новоколпенского сельского схода, на котором между ним и братом Лупом было разделено отцовское хозяйство на два самостоятельных с размежеванием поля. А самое главное, он пытался доказать суду, что Луп скосил колосья пшеницы именно с его Григория поля. Но это уже совершенно другая история.
Свидетельство о публикации №221021500369