Одиссея пяти куриц

               
Поколение сокрушающихся о развалившемся Советском Союзе постепенно уходит. Тем яростнее их полемика с оппонентами в интернете, тем отчаяннее их попытки  внушить молодёжи безумные идеи о возможности возврата в «совковые» времена.
Откуда такая упёртость? Это результат деятельности огромной армии пропагандистов, содержавшихся  компартией для «просвещения» народа. Действовали они в основном  примитивно, но напористо.  Люди невысокого интеллекта легко поддавались зомбированию, пополняя ряды приверженцев существующего строя.

 Однако устаревшие формы правления требовали реформ. А вот реформаторов, понимающих, что нужно делать, не нашлось. Престарелые вожди  вкупе с откровенными авантюристами завели страну в тупик. Промышленность и сельское хозяйство пострадали в первую очередь. Об этом ясно говорила появившаяся тотальная нехватка товаров первой необходимости и её детище – талонная система. Народ недоумевал:  - Всего навалом было,  и вдруг оно пропало!

Население Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик пытались ещё хоть как-то обеспечивать. А в остальных городах и весях люди жили впроголодь. В народе появилась поговорка: «Народ и партия едины, но только разное едим мы». Те, кто не был вхож в закрытые «партактивские» распределители, стремились при первом удобном случае добираться до благополучных городов, чтобы хоть чем-нибудь поживиться.

В этом отношении мне повезло. Работа моя предусматривала командировки в столицу Казахстана  красавицу Алма-Ату не реже раза в квартал, а то и чаще.  Чего я только оттуда не привозил: лимоны, майонез, шоколадные конфеты, курятину, даже ситец на простыни. В очередной командировке в ноябре также вознамерился привезти что-нибудь к новогоднему столу. По завершению всех дел я отправился в гости к своему бывшему однокурснику, дружба с которым продолжалась с щестидесятых годов.  Он пригласил меня к себе, предупредив, чтобы выписывался из гостиницы: - Заночуешь у меня, а утром на экспрессе прямиком в аэровокзал.
 
Радушный приём, задушевные разговоры продолжались до самого вечера. Тут я вспомнил про покупки.
- Юра!  В вашем магазине курятина есть? Хочу домой прихватить.
В разговор вмешалась жена приятеля Валя, сообщив, что курятину завезли как раз после обеда.
- Только ты поторопись, - посоветовала она - Уже четверть восьмого, а магазин до восьми.

Ровно в половине восьмого я безуспешно подёргал за ручку магазинной двери. Потом постучал, заметив, что где-то в глубине магазина включен светильник. Растерявшись, уже собрался восвояси, но потом вдруг решительно пошёл к служебному входу в магазин. Снова принялся тарабанить в дверь, которая вдруг резко открылась. Мужчина с фигурой тяжелоатлета хмуро спросил:  - Тебе чего?
- Понимаете, я хотел бы купить курятины.
- Вот и приходи завтра с утра.
- Я не успею. Завтра утром у меня самолёт.
Я замолчал, а мужчина пристально посмотрев на меня, проворчал: - Ну что с тобой делать? Ладно, пошли!

Оказавшись в подсобке, мы с моим провожатым попали под прицел шести пар глаз. Их обладатели сидели за столом, неплохо сервированным.
- Кто это, Кайрат?- спросила пышногрудая девица в платье с рискованным вырезом.
- Угадайте, за чем он пришёл?
-За бутылкой! – единогласно решили все.
- А вот и не угадали! Ему курятина нужна. Впервые такого хозяйственного мужика вижу. Айгуль, иди обслужи покупателя!
Дашь ему курятины. Да смотри, ничего больше! – закончил Кайрат под смех присутствующих.

 Пышногрудая поднялась и, подмигнув мне, направилась к прилавку. Взвесила пять свежемороженых куриц, приняла деньги и вдруг сказала:          - Если не торопишься, пойдем вмажем по стопочке. Ты мне чем-то понравился.
 Однако я поспешил откланяться. Мало ли чем всё это могло закончиться?
 Утром я распрощался с Юрой и Валей и через несколько минут уже катил в 92-м экспрессе в аэровокзал. Но приключения мои на этом только начинались. Как назло, на полдороге экспресс сломался, а следующий запаздывал, явно нарушая интервал движения.

Когда я оказался в аэровокзале, регистрация на мой рейс только что закончилась. Заметив, что пассажиры из накопителя ещё не вышли, я бросился к стойке регистрации.  На моё счастье, две аэродамы, будто сошедшие с плакатов Аэрофлота, ещё складывали свои бумаги. Моя история с поломкой экспресса их не впечатлила: - Это ваши проблемы! Мы за автобусы не в ответе. Сдавайте билет!
- Ну, вот же пассажиры! В накопителе! Войдите в положение. У меня груз скоропортящийся! – нервничал я. Возможно, говорил излишне громко, поскольку  у стойки появился милиционер, как из-под земли вырос.

- В чём дело? – осведомился он сурово, словно вчерашний Кайрат.
- Да вот, пассажир опоздал и права качает. И автобус-то у него сломался, и груз у него особенный – тараторили женщины.
- Что за груз такой?- вскинулся милиционер. Увидев моих сжавшихся, словно от страха, куриц, блюститель порядка усмехнулся: - Понятно! Куда летишь-то с таким запасом?
- В Семипалатинск…- пробормотал я.
- Ну, если он не хулиганил, вас не оскорблял, давайте пропустим, - лейтенант решил сыграть в благородство. Потом, подойдя поближе, вдруг спросил: - А ты не пьяный случайно? Запашок вроде есть, хоть и нечёткий.
- Это у меня после вчерашнего – виновато потупился я.
Летеха не отставал: - Давай-ка руки вытяни перед собой и приседай с закрытыми глазами.  Убедившись, что это упражнение я выполняю хорошо, он сразу потерял ко мне интерес.
 
И вот я в самолёте. Усевшись у окна, я подумал: «Слава Богу! Через полтора часа я буду дома». Но, к сожалению, ошибся. Когда до Семипалатинска оставалось полчаса лёту, нам сообщили, что в связи с непогодой борт произведёт посадку в Усть-каменогорске. Сначала я решил сдать билет и добираться домой автобусом, но выяснилось, что автодорога в нашу сторону тоже закрыта. Пришлось устраиваться в кресле с книгой и ждать милостей от природы. В азропорту в основном остались пассажиры с нашего рейса.

 Через некоторое время представительный мужчина, сидевший рядом, поинтересовался: - Что читаете? В ту пору книгами увлекались чуть не поголовно. Достать хорошую книгу было не легче, чем какой-нибудь деликатес.  Поэтому у нас с Владимиром Николаевичем (я тоже назвал себя) завязался оживлённый разговор на литературные темы. Он тоже оказался завзятым книголюбом. Да ещё и жили мы по соседству: он на Пограничной,   я – на Затаевича. Так мы проболтали до пяти вечера. Рейс наш всё откладывался.
 
Как Вы смотрите на то, чтобы перекусить? – спросил Владимир Николаевич?
Я отказался, ссылаясь на отсутствие аппетита, хотя на самом деле у меня просто не было денег. Вчера нерасчётливо всё потратил. Мой собеседник внимательно посмотрел на меня, сказав: - Если у Вас проблемы с деньгами, то я вам могу одолжить, сколько нужно, не стесняйтесь.
    
 Сказано это было настолько просто и открыто, что я согласился. Мы перекусили в буфете, да я ещё договорился с буфетчицами, чтобы поместить пакет с курицами, которые совсем оттаяли, к ним в холодильник на ночь. Услышал тут же немало хвалебных эпитетов в свой адрес от тружениц общепита. Одна даже заявила : - Хотела бы я иметь такого мужа.

Тем не менее, буфетчицы попросили меня забрать свою поклажу до восьми утра, иначе с другой сменой непонятки могут быть. Ночь не оставила у меня приятного впечатления, так как, сидя, я сплю плохо. Поэтому в шесть утра я был уже на ногах. Зато Владимир Николаевич спал сном младенца.
Когда я пришёл за пакетом, девчата меня разыграли, сказав, что его обнаружила и забрала директор. Я уж было начал расстраиваться, но они сжалились и вернули мне его со смехом. Я оставил им две большие шоколадки и мы расстались, довольные друг другом.

Ближе к обеду погода наконец-то сжалилась над нами, и наш самолёт высадил нас в Семипалатинске. В аэропорту Владимира Николаевича ожидала машина с военными номерами. Услышав слова шофёра: - Здравия желаю, товарищ полковник!- я вытаращил глаза, но промолчал. Теперь я понял, почему он не вёз никаких продуктов. У военных своё снабжение. Впоследствии я узнал, что Владимир Николаевич действительно полковник и служит в штабе  корпуса.

 После развала Союза корпус был передислоцирован в Россию, поэтому наши встречи с Владимиром  Николаевичем прекратились. Но до этого мы успели вполне плодотворно пообщаться на стезе книголюбительства. Помню, даже обмен у нас однажды получился грандиозный. Я отдал 10-томник Теккерея, взамен получив 10-томник Мамина-Сибиряка, старое издание 50-х годов. И надо сказать, что оба мы испытывали при этом большое удовольствие.
Сейчас, когда я вспоминаю нашу жизнь во времена СССР, где было немало хорошего, но хватало и плохого, мои дети, а тем более – внуки, смотрят на меня с удивлением. Им просто непонятно, как такое могло быть. Жизнь стала ДРУГОЙ,  и люди тоже изменились.
Причём, как я понимаю, возврат к прошлому  возможен только в фантастических романах, что бы там ни твердили адепты рухнувшего гиганта. Мамонты ведь тоже представляют большой интерес для науки, но клонировать их никак не удаётся. 






 

 

 


Рецензии
С интересом прочитал. Вспомнил эпизод, который можно изложить как рассказ. Я жил в Новороссийске. Работал на самом краю города там и жил в малосемейке от предприятия. Продуктов мало. В у нас на краю города всего один маленький продуктовый магазин. В выходной плшел за едой, подхожу -очередь аж на улице. Кур дают. Уже удача. Не знаю, хваттт ли мне. Встал. Возможно хвптит так как дают по курице в руки. И вот когда до прилавка осталось человек шесть-семь
В зал заходит наш механик моллдой парнишка татарин. Я ему громко гоаорю "Марат!Где тебя носило? Я уже боялся, что ты очередь пропустишь"таким безапелляционным тоном, ловно Марат имеет полное право стать в очередь передо мной
Гражданам, стоящим за мной, это явление Марата народу совершенно не нравится. Они меня глазами как гвоздями прошибают. Но молча. Я вижу эти взгляды Торквемады и говорю"А что такое? Это мой брат" м
Марат лицом чистый монгол. Так что братьями мы можем быть только исходя из того, что все люди братья. Очередь такой наглой лжи не верит. Мрачнеет, но молчит. Марат наклоняется ко мне и шепчет на ухо. Мне курица не нужна. Я ему шепчу. Купишь, я возьму. Так и поступили. Я ему деньги отдал только за квартал от магазина. нас, подозрителбных родственников прлвожали взглчдами. При обнаружении обмана могли и побить. Несу я домой двух куриц, маленьких, замороженных, вместо одной. И счастье меня переполняет. Дома ведь жена и двое детей. Так вот жили.думаю, напишу об этом.

Леонид Колос   16.02.2021 14:20     Заявить о нарушении
Да, Леонид! Такие воспоминания, отчасти комичные, в чём-то драматичные у большинства наших современников характеризуют ту эпоху совсем не в радужном свете.
Помню, в Москве по часу и больше стоял за бананами для детишек. Потом уже допёр, что нечего в центре болтаться. Достаточно отъехать, скажем, метро "Сокол" или "Динамо", там всё то же самое в магазинах, но зато никакой очереди. Потом вёз их 3,5 тысячи км. на самолёте. Дети потом во дворе делили эти бананы с друзьями по кусочку. Зато теперь этого добра полно даже в маленьких овощных магазинчиках, не говоря уж о супермаркетах.И ехать никуда не надо.Вот и получается, что весь этот дефицит был искусственным. Какой-то "умник" в ту пору решил, что народ и на картошке с макаронами проживёт.

Евгений Михайлов   16.02.2021 15:43   Заявить о нарушении
Тогда был социализм. А лозунг социализма такой:все во имя человека, все во благо человека. Поэтому и ничего кроме боеголовок и танков. Немного этой темы касается мой рассказ "Поцелуи и сапоги"а получив ваш ответ, я все же решил рассказ про это написать. Через несколько денц будет.

Леонид Колос   16.02.2021 20:50   Заявить о нарушении
Конечно, пишите. Прочту с удовольствием.

Евгений Михайлов   17.02.2021 13:53   Заявить о нарушении
Уже пишу
Дня два-три и запущу.

Леонид Колос   17.02.2021 15:34   Заявить о нарушении
Будет называться"Куриный бог"

Леонид Колос   17.02.2021 17:01   Заявить о нарушении