Зачем России образованные граждане?

Или

Понятие «компетенция» в образовании

Вступление

Советский специалист от рабочего до инженера и медика был на голову выше западного, потому что он знал и умел на много бОльше, чем его зарубежные коллеги.
Истина, ненавидимая либералами России. 

Сейчас в СМИ опять заговорили об образовательной системе  в России. Каждый  год наши чиновники от образования  обязательно предлагается что-нибудь новенькое в нашей системе образования - никак эти либеральные чиновники  не успокоятся.  Никак!

Но для начала глянем в словаре  Википедии расшифровку  понятия «образование»
Образование — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций[1]. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что, однако, не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета.

Советская образовательная система, как общеобразовательная, так и профессионально образовательная, считались в мировом сообществе лучшими в мире. Благодаря ей СССР вышел в 60-ые годы прошлого столетия   на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира. Страна также  занимала лидирующее место по востребованности своих образованных людей, чьи знания, опыт и навыки на благо родной страны всегда ценились очень высоко.
 
Но это было тогда,  в  Советской России. А сейчас   многие частенько задают себе вопросы: почему у нас сейчас,_ в этой Росси, такой низкий уровень образованности и почему многие выпускники школы  не могут ответить даже на самые простые и самые  элементарные  вопросы из  школьной программы? Почему?

Да потому, что новая, либеральная власть России, после «госпереворота»  91 года начала уничтожать все Советское в стране, включая и образование, стараясь  понравится западу.

Так что же  такое они сделали после развала СССР с советской  системой образования, что граждане нынешней России перестали быть самыми образованными и самыми грамотными гражданами мира? Что?

Попытаюсь ответить. Хотя  ответ прост -  в  советские годы кадровая подготовка будущих специалистов любой профессии и любой специальности  кардинально отличалась от той, которая сегодня воцарилась на всём постсоветском пространстве.
Советская система образования, как школьная, так и профессиональная, базировалась на трех «китах» развития личности: на ее теоретическом обучении, на практическом обучении  и на практическом использовании полученных при обучении знаний и навыков. То есть, человек в процессе обучения должен был знать теорию, практику и уметь пользоваться полученными при обучении навыками. И это требования были общими для всех районов громадной России.
 
Именно поэтому  в СССР  типовые программы по учебным дисциплинам были едины для всех учебных заведений страны и  никаких различий в школьно-вузовских образовательных программах  по одним и тем  дисциплинам не существовало. В связи с этим, к примеру,  курсы  «Сопромата» в техническом ВУЗ-е или «Общей терапии»  в медицинских  ВУЗ-е  Москвы или Дальнего Востока в СССР  были одни и те же.  И  специалисты в СССР готовились по одинаковым программам для всех районов страны.
 
И в связи с этим   в  СССР, впервые в мировой практике,   были  разработаны типовые   должностные инструкции, определяющие  профессиональные требования к представителям любой профессии, любой специальности существующей в СССР.
  Которые, кстати,  у нас покупали за валюту многие зарубежные страны с развитым промышленным производством.

Вот к примеру, типовая должностная инструкция инженера конструктора СССР

Инженер-конструктор относится к категории специалистов. Инженер-конструктор имеет три квалификационные категории: первая, вторая и третья. Самая низкая третья и самая высокая – первая.

Предисловие:
 
На должность инженера-конструктора 3-й категории  назначается  лицо, имеющее высшее профессиональное техническое образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории;
На должность инженера-конструктора 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее  техническое образование и стаж работы в должности инженера-конструктора 3-ей категории или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет;
На должность инженера-конструктора 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессионально –техническое образование и стаж работы в должности инженера-конструктора 2-й категории не менее 3 лет.

1. Назначение на должность инженера-конструктора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия
2. Инженер-конструктор должен знать:
2.1. Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства.
2.2. Системы и методы проектирования.
2.3. Принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства.
2.4. Перспективы технического развития предприятия.
2.5. Оборудование предприятия, применяемые оснастку и инструмент.
2.6. Технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым.
2.7. Стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации.
2.8. Технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации.
2.9. Средства автоматизации проектирования.
2.10. Современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
2.11. Методы проведения технических расчетов при конструировании.
2.12. Применяемые в конструкциях материалы и их свойства.
2.13. Порядок и методы проведения патентных исследований.
2.14. Основы изобретательства.
2.15. Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии.
2.16. Основные требования организации труда при проектировании и конструировании.
2.17. Основы технической эстетики и художественного конструирования.
2.18. Основы систем автоматизированного проектирования.
2.19. Передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции.
2.20. Основы экономики, организации труда и управления.
2.21. Основы трудового законодательства.
2.22. Правила внутреннего трудового распорядка.
2.23. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
3. На время отсутствия инженера-конструктора (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
4. Каждые три года инженер конструктор проходит обязательную профессиональную переаттестацию по  программам своей работы.

Как видите, все коротко и ясно, и понятно даже для самого  «долбанутого» чиновника.

Примерно такие же квалификационно- должностные требования в виде должностных инструкций были разработаны и внедрены в СССР по каждой, существующей тогда в стране профессии, которых было свыше тысячи. Как инженерных профессий, так и рабочих. И которые у нас покупали за валюту многие развитые страны мира.
И сразу же вопрос – а что это такое, профессия? И что такое – специальность?
Вот что говорит на этот счет Википедия:

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Профессия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом» — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования.

Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.

То есть, профессия, к примеру, медик, а специальность – терапевт или хирург. Профессия сварщик, а специальность – сварщик аргонодуговой сварки, сварщик контактной сварки  и  т.д.  и  т. п.

В нынешней же России все не так. Потому что все специалисты страны  учатся по разным программам. Поэтому врач и инженер, закончивший ВУЗ-ы  Дальнего Востока не равноценен  врачу и инженеру Центральных Районов России. Почему?

Да потому, что в России с девяностых годов  внедряется, так называемая Болонская система образования, основой которой является использования  «рамочного» стандарта учебного процесса. В  «эти рамки»  занесены  только некие общие требования к дисциплине, но  без какой-либо конкретики. Плюс ЕГЭ и понятие «компетенции» специалиста. То есть, к примеру, в школьной учебной программе есть курс алгебры. Но что из общего курса алгебры школьники будут в этой школе изучать и как – решает местный чиновник по образованию.
 
Нынешние чиновники по образованию такой подход к учебе считают крайне  современным. Зачем, мол, учить школьникам таблицу умножения, когда она есть в интернете? Зачем студенту учить «Сопромат», когда в интернете полно лекций по сопромату? Надо ему лишь указывать тематику, а все остальное он пусть ищет в интернете сам.

И пора понять, что советская система образования являлась тормозом в развитии личности советского человека и потому ее давно надо было менять, ибо только школьное образование является основой  формирования государственного мышления у молодежи. А в России после 91 года государство стало другое, поэтому и образование должно стать другим.

Не даром ведь Бисмарк проговорил свои знаменитые слова  по поводу победы Пруссии в  войне  против Австрии сказал, что её одержал прусский народный учитель. Имелось в виду, что солдаты и офицеры прусской армии на тот момент были лучше образованы, чем солдаты и офицеры армии противника.
 
Перефразировав эту истину, президент США Дж.Ф. Кеннеди, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, сказал с горечью:

«Космос мы проиграли русским за школьной партой».

Советская система образования, как школьная, так и профессиональная, базировалась на трех «китах» развития личности: на ее теоретическом обучении, на практическом обучении  и на практическом использовании полученных при обучении знаний и навыков. То есть, человек в процессе обучения должен был знать теорию, практику и уметь пользоваться полученными при обучении навыками.

Поэтому в СССР были детальнейше разработаны в виде должностных инструкций профессиональные требования к представителям любой профессии, любой специальности существующей тогда  в СССР.  И нарушений этих инструкций не допускалось ни за что!

В связи с этим, к примеру, в СССР не могли поставить Генеральным директором предприятия человека, не проработавшего на заводе или на предприятии несколько лет мастером в цехе, начальником цеха, и замом Генерального директора по производству. Не могли – и все тут. А сейчас – запросто могут. Именно потому и работает у нас журналист господин Рогозин, человек без технического  образования. главным специалистом  по космосу.

Почему? Ответ прост – сейчас нет должностных требования к человеку претендующему на любую должность в современных государственных, бизносовых   или  производственных структурах. Нет – и все тут! А что есть? А есть вот это:

Основным результатом деятельности  профессионального образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, то есть, он должен быть компетентным в той области, в которой  работает. Именно на эту самую  «компетентность» и должна быть настроена современная система образования России.

Что это значит? Представления не имею.  Потому что все это есть набор общих, ничего не значащих фраз и понятий. Что-то вроде этого:

• компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
• понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
• оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;
• компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
• в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата" ("стандарт на выходе");
• компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
• компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образовани
• понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;
• компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. !??????????????
(Где это вы видели производство, где часто меняются технологии?!)
• компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения.

Сногсшибательно понятно, не правда ли?!

Сможете ли вы, основываясь на этих требованиях к квалификации специалиста, повысить токарю или сварщику  квалификационный разряд? Или же повысить категорию у инженера конструктора, инженера технолога? Да нет, конечно же! Нет здесь даже намека на квалификационные требования. А что есть? Ничего, кроме  «Квалификационной  Пустоты».

Я здесь  не говорю о школьном учебном процессе. Там учебного процесса вообще сейчас нет. Там есть натаскивание школьников на ЕГЭ.

И как долго у нас в России это образовательное безобразие будет продолжаться? По моему уразумению до тех пор, пока страна не начнет опять развиваться и стране вновь, как и при Сталинской индустриализации, понадобятся миллионы специалистов, знающих и умеющих работать по своим профессиям. По другому быть не может.

Ведь, если у вас дома неполадки в сантехнике или в электрике, то вы вызываете специалиста, а не современного офисного «компетенщика», которые ничего не имеют и ничего не могут, хотя и имеют зарубежные дипломы. Хотя, с другой стороны, вы вызываете специалиста  через офисного «компетенщика», сидящего где-нибудь в офисе какой-нибудь «разводящей» фирмы.

И потому получается, что изменить существующее положение  в России очень и очень непросто. Метастазы новой системы образования пронизали страну  «с головы до ног» и могут быть удалены лишь оперативным путем.
***


Рецензии
Уважаемый Виталий!

Ельцин оказался гениальным человеком в части разрушения России. Меньше, чем за 10 лет он уничтожил в угоду США в России всё!!!!!

1. Промышленность.
2. Сельское хозяйство и сами сёла.
3. Оборону.
4. Образование всех видов.
5. Здравоохранение.
6. Науку.
7. Культуру.
8. Патриотизм.
9. Нравственность.
10. Правду.
11.Законность.
12. Экологию.
13. И ещё 30 пунктов.

Ущерб и разгром, нанесённый Ельциным России, больше суммарно сотворённому Чингиз-ханом, псами-рыцарями, шведами, Наполеоном и Гитлером.

И сегодня дело Клинтона-Ельцина-Путина торжествует.

А почему это удалось?

Потому что народы России - дураки, эгоисты, негодяи, лодыри и трУсы, позволившие над собой надругаться. Следовательно, так им и надо!

Эсхаровец   07.02.2022 18:02     Заявить о нарушении
В СССР была государственная экономика. Через отраслевые Министерства каждому предприятию страны выдавался план, а стройбанк вместо с Госбанком финансировали работу предприятий. Ельцин своим указами ликвидировал их и страна остановилась без работы и без денег.

Виталий Овчинников   07.02.2022 18:41   Заявить о нарушении
Вы знаете, уважаемый Эдуард, я при социализме жил в три раза беднее, но та жизнь мне нравится больше. Может, потому, что я был моложе?

Эсхаровец   07.02.2022 22:27   Заявить о нарушении
Абрамович тоже при СССР жил на зарплату научного работника. А помещики и при Царе балдели от шикарной жизни.

Виталий Овчинников   07.02.2022 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.