Где родился джаз

Увы, время не повернуть вспять...   Однако...   Некоторые вещи из тех, что когда-то исполнял вокально-инструментальный ансамбль "Рифы" Краснокутского лётного училища  ГА, руководителем которого я тогда был, как-то "всплывали" в моей жизни через много лет. Так, например, было с одной нашей сценкой, которая когда-то была весьма популярна в Красном Куте. Это Утёсовская сценка, где одессит спорит с американцем на тему где и когда родился джаз. Возможно эту сценку и сейчас можно найти где-нибудь в интернете. Мы эту сценку исполняли в двух вариантах. Первый также, как и у Утёсова, на инструментах. А вот второй был на голосах и мы преподносили его, как "Краснокутский джаз. Конец ХХ века". 
Прошло двадцать лет. В 1993 году я оказался в качестве старшего группы четырёх ставропольских вертолётов с экипажами в далёком Сомали. Обслуживали миссию ООН. Мы базировались в глубине страны в небольшом городке под названием Бардера, который находился на берегу кишащей огромными крокодилами речки Джубы. Миссию ООН здесь представляли, кроме русских вертолётчиков, ботсванский воинский контингент, французский госпиталь, американские склад ГСМ и какой-то шпионский радиоцентр, невнятная английская миссия, а также подразделения помельче с представителями из Швеции, Польши, Дании, Пакистана, Новой Зеландии, Ганы и др. Вся эта ООновская публика повадилась по субботам проводить пати (вечеринки), на которые приглашали и нас. Общались, потягивая из стаканов виски с содовой... 
Мне, как старшему группы, надо было поддерживать контакты с другими подразделениями ООН в городе. Поэтому я, разумеется, не мог игнорировать эти пати. Да и интересно было. Обычно меня кто-нибудь из наших сопровождал. По мере того, как ребята входили во вкус, меня сопровождало всё больше и больше народа. И в конце-концов мы стали приходить на эти пати вполне солидной компанией, доходящей до десяти человек.
Но вдруг однажды нас пригласили с условием, чтобы мы подготовим какой-либо номер. Танец там, или песню.
Наши возмутились: "Что мы им, клоуны, что ли? Пропускаем!"... 
Весь день мы летали, перевозя по стране гуманитарную помощь и, как оказалось потом, думали. Причём на одну и ту же тему: о том, что сегодня вечером в Бардере опять соберётся весь этот интернационал, будут кто петь, кто танцевать, а потом рано или поздно, вспомнят про нас и скажут, что мол, а русские-то струсили...   
РУССКИЕ СТРУСИЛИ!... 
Про такое как-то невыносимо было даже думать. Каждый из нас даже против своей воли стал вдруг осознавать, что как ни крути, а за нами стоит наша страна. И что прятаться не за кого. Никто на свете, кроме нас, не сможет ответить на этот совершенно неожиданный вызов. И просто шуточками здесь никак не обойдёшься. И сделать вид, что мы этих нюансов не понимаем, тоже не получится.
Видимо из-за этого уже после обеда от каждого из прибывающих вертолётов ко мне кто-нибудь подходил и начинал потихоньку разговор о том, что может быть всё же что-то можно придумать. Вспомнили, что когда-то давно я ведь был в Красном Куте руководителем вокально-инструментального ансамбля. Так может быть я...   Ну и в таком духе...   Выяснив, что желающих появилось вдруг более, чем достаточно, я взялся репетировать с ними ту самую Утёсовскую сценку. Здесь про инструменты уже речь не шла. Используя краснокутский опыт, я стазу стал использовать "голосовой" способ. На голосах мы изображали и контрабас, и ударника, и скрипку, и кларнет, и тромбон. Перед выходом на сцену большинство всё же приняли для храбрости традиционные "даблвиски", поскольку для некоторых это вообще был первый в жизни выход на сцену. Мне же выпало самое трудное. Я должен был в одиночку изображать диалог одессита с американцем. Но, как вы понимаете, рассказывать со сцены разноязыкой публике на английском языке одесский юмор, - задачка совсем не тривиальная. Однако, я ведь тоже принял до выхода на сцену "даблвиски"...  Поэтому я вполне справился с поставленной задачкой.
- А Вы знаете, где родился джаз?
- О! Это же всем известно! В Нью-Орлеане в начале ХХ века.
- А вот и нет. Джаз родился ещё в конце XIX века в Одессе!
- Ну, это что угодно можно сказать...
- Да я Вам сейчас докажу. В то время в Одессе стали собираться очень талантливые музыканты, у которых были неплохие инструменты. Однако, у них не было нот. Да и кто бы им их написал? Да и кто бы их научил играть по этим нотам? Поэтому ребята просто импровизировали. Первым произведением, которое исполнил Одесский джаз, была знаменитая песня "Прощай, прощай, Одесса-мама"
Итак, контрабас...  Контрабас играл так: 
- А, а. А, а. А, а... , - два моих бойца наклонились к микрофону и продолжили уже без пауз, - А, а. А, а... 
Партию секунды играла вторая скрипка:
- С - та - та - та, с - та - та - та... - ещё двое подошли к микрофону и продолжили, - С - та - та - та, с - та - та - та...
Ударник играл по большой медной тарелке гвоздиком:
- Дзынь - дзынь - дзынь - дзынь - дзынь - дзынь... - ещё двое с упоением занялись гвоздиком и тарелкой.
Мелодию вела первая скрипка в унисон с кларнетом:
- Па-ра-ба-пам, па-ра-ба-па-бам..., - двое или трое повели мелодию дальше.
Тромбон давал ответы:
- С-па-ба-ба-па, с-па-ба-ба-па... Тромбон мне пришлось исполнять самому, поскольку эта партия оказалась потруднее и мне не удалось кого-либо подготовить за столь короткий срок.
Когда вступил контрабас, публика удивлённо приподняла брови. Когда вторая скрипка заиграла "секунду", все уже разинули рты и вытаращили глаза. Ударник "на большой медной тарелке" перевёл удивление в изумление. После вступления первой скрипки и кларнета все уже подскочили и хлопали в такт. Ну а уж вступление тромбона только подлило масла в огонь. Впервые в истории над африканской саванной плыла мелодия древней одесской "Прощай, прощай, Одесса-мама" под дружное хлопанье в ладоши людей из самых разных стран и континентов. 
Мы пару раз повторили мелодию и замолчали. Вся публика восторженно кричала и аплодировала.
Ребята стояли на сцене и купались в лучах славы. По неопытности мы не сообразили вовремя смыться. И когда овации смолкли, стало вдруг понятно, что все ждут от нас продолжения. Но ведь мы-то ничего больше не репетировали. Наступил неловкий момент. Как-то повернуться и уйти в этих условиях уже не получалось. Что было делать? И тогда я наклонился к микрофону и потихоньку начал:
- Дождливым вечером, вечером, вечером...   
И тут же у меня за спиной громогласно рявкнуло:
- ...Когда пилоту скажем прямо делать нечего...
Короче говоря, ребята молниеносно поняли и тут же поддержали песню. Публика хлопала, бесновалась, многие нас фотографировали. Короче говоря, фурор мы там произвели совсем не маленький. Даже французы, которые подготовили весьма даже неплохую программу, прямо со сцены заявили, что, мол, до русских им, конечно же, далеко, но они всё же тоже старались...   
Ну вот...    
Прошло ещё много-много лет. В нашу жизнь как-то незаметно вошли компьютер, интернет и прочие, связанные с ними заморочки. Я даже научился и приловчился делать небольшие клипы на разные темы. Однажды я сел и "состряпал" клип про свою эскадрилью, которой я командовал несколько лет. В этом клипе я всё сам: сам летал, сам играл, сам пел, сам стихи песен сочинял, сам клип составлял. Но не только. Насколько это было возможным, я подключил к исполнению музыкальных произведений большое количество пилотов, штурманов и бортмехаников нашей эскадрильи. Чтобы получился клип-память. Память о нашей эскадрилье, о наших друзьях, о нашей молодости. Большинство из них давно уже на пенсии. Я находил их кого дома, кого на даче, кого на пасеке, кого в торговом вагончике на рынке, кого прямо в автомобиле, и все они напевали мне для клипа партии контрабаса, скрипки, ударника... Кто жил в других городах, присылали свои партии по интернету. Я собрал всё в кучу и... Всё получилось! Клип начинается всё с той же Утёсовской мелодии. Посмотрите, - возможно понравится. Это здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=X3aQelAc2gk

2021


Рецензии
Да, мне знаком этот сюжет и в исполнении Утёсова и в исполнении вертолётчиков, под управлением автора этого рассказа Захарова В Видел и то и другое. Талантливо и с юмором.
Успехов!

Вячеслав Безкрылов   20.02.2021 08:00     Заявить о нарушении