Главный проект Бога. Часть 5

               
    История Израиля в период правления царей  описана в Библии в четырех книгах Царств, книгах Паралипоменона, книгах Ездры и Неемии и охватывает период с 1092 г. до Р.Х. (с воцарения Саула) и до 20 г. до Р.Х. (до реконструкции  Храма Иродом, третий Храм). Весь этот период подробно изучен и описан в огромном количестве научных,  духовных, просветительских книг, статей и т.д.

    Я ни в коей мере не беру на себя ответственность за изложение какого-то своего видения этого огромного и очень сложного периода истории Израиля. Я попытаюсь продолжить рассматриваемую мною тему – влияние на жизнь израильтян Невидимого мира (Бога).

    Напомню из ранее написанного  о том, что Невидимый мир (Бог) пытался решить две главные задачи: первая – создать и размножить народ, который был бы всецело предан Единому Богу; вторая – созданный народ должен распространить веру в Единого Бога по всему миру.

    В этой работе я постараюсь последовательно изложить те меры, которые Невидимый мир применял для достижения поставленных задач в период правления царей и какие результаты были получены.

    Царь по своему предназначению должен был быть устроителем земного благополучия людей, вместе с тем в  теократическом  государстве царь являлся так же помощником первосвященника в деле охранения вверенного ему народа.

    Главным началом царской власти в Израиле было ее подчинение Божией воле (Невидимому миру), сообщаемой через пророков и священников. Если царь нарушал это начало,  тем он подрывал основное условие своего избрания на царство. Такие нарушения проходили достаточно часто в период правления царей.

    Предыдущая часть повествования закончилась на том, что пророк Самуил ожидал указания Бога на своего избранника на царство. Вскоре Господь указал Самуилу на будущего самодержца. Когда Саул вошел, Бог сказал Самуилу: « Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим».
 
    Самуил наедине помазал его голову елеем и сказал: «Господь помазал тебя в правителя наследия своего в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним».  Саул был простым земледельцем незначительного колена, и все происшедшее потрясло его. Через помазание на царствование Саул внутренне переродился, «Бог дал ему другое сердце», и он стал способен приступить к правлению Израилем.

     Саул был молодой и красивый человек, на голову выше всех остальных.  Физические достоинства человека в древности ставились очень высоко. По ним нередко измерялись и его внутренние достоинства. Там, где главное назначение того или иного человека усматривалось в обязанности защищать вверенные ему интересы путем применения физической силы,  вышеотмеченные достоинства человека имели  решающее значение.

     Когда израильтяне  увидели красивого и могучего Саула, то в восторге закричали: «Да живет царь!».

     Самуил изложил народу права царства (желательный образ царского правления), записал их в книгу и положил перед Ковчегом Завета.

     Господь попустил совершиться избранию Саула, чтобы израильтяне осязательно убедились в том, что для теократического государя грубая физическая сила не составляет главного требуемого качества; чтобы опытно осведомившись о том, каким не может быть их царь, сознательнее отнеслись к божественному указанию,  в лице преемника Саула,  о том, каким царь должен быть.

     Не прошло и много времени, как Саул дважды проявил непослушание Божьей воле. В первом случае он поставил свою царскую волю выше повеления пророка Господня, чем выразил порочное желание подчинить священническую власть царской, следовать политическим  интересам в ущерб религиозным. Во втором случае Саул проявил неповиновение указанию Бога, на что Самуил сказал ему: «Непокорность есть  такой же грех, что  волшебство, и противление то же, что идолопоклонство».

     Пророк объявил царю, что Господь окончательно отвергает его. « И более не виделся Самуил с Саулом до дня смерти своей».

     Отверженного Господом Саула стали мучить приступы жестокой тоски, наводимые духом злобы. Но мучимый совестью Саул не мог переступить через свою гордыню и так и не смог смиренно повиниться в своих грехах перед пророком и Богом. Это было самой большой его  ошибкой.

     Помазание Давида на царство.

     По велению Бога Самуил отправился в Вифлием. Там Самуил познакомился с семейством Иессея. Избранником Божиим оказался младший сын Давид (что означает возлюбленный), шестнадцатилетний отрок роста не выше среднего с прекрасными голубыми глазами, в которых сиял огонь внутреннего величия. Господь сказал Самуилу: «Я смотрю не так как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо,  а Господь смотрит на сердце».

     «Взял Самуил  рог с елеем и помазал его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня». Дух Божественной благодати почил на Давиде, приготовляя его к управлению народом.

     Саул, после двух лет царствования, лишившийся Божественной благодати, остальные пятнадцать лет провел по вражде  против Давида.

     Для Давида начались многолетние  испытания,  полные ярких свидетельств  Промысла Божия, показавшие будущему царю, что жизнь человека и его судьба – в руке Господней, и никто не в силах противостоять Его всесвятой воле, даже сам царь со всем своим воинством.

     Школа трудных испытаний была дана Давиду Богом, чтобы подготовить его к управлению народом - сделать образцом терпения и смирения, великодушия и сострадания, мудрым и ревностным слугой Господа Бога.

     Во время скорбных странствий Давида скончался Самуил, проживший 88 лет. Саул в глубине души всегда рассчитывал на поддержку Самуила.

     В это время князья филистимские  объединились и огромным войском вторглись в Израиль.

     В отчаянии Саул совершил еще одно тяжкое согрешение. Он помазанник Божий тайно пришел к волшебнице с просьбой  вызвать дух Самуила. Когда явился Самуил, волшебница в ужасе вскрикнула: перед ней был не призрачный образ, а по воле Божией явился истинный пророк. Саул стал жаловаться Самуилу. « И сказал Самуил: Отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его Давиду». Пророк предрек смерть Саулу и его сыновьям.

    На другой день израильтяне потерпели поражение. Погибли три сына Саула. Израненный Саул, понимая, что ему не спастись, покончил с собой.

    Высокомерие и гордая самонадеянность Саула привели его к непослушанию Богу, за которым с неизбежностью последовали разлад внутренней жизни и нестроения в государстве.

    Духовная трагедия Саула глубоко запечатлелась в душе Давида, которому  теперь предстояло править Израилем.

    По воле Божией в 1072 г. до Р.Х. Давид был провозглашен царем  Иудина колена.
Царем всего Израиля Давид был провозглашен в 1064 г. до Р.Х.  Царю исполнилось только тридцать восемь лет, но он уже прошел суровую школу испытаний: был прославленным полководцем, исходил всю страну вдоль и поперек, близко познакомился с жизнью не только всех колен Израиля, но и  многих соседних народов, он узнал нужды простых людей, но главное – приобрел умение в самых тяжелых обстоятельствах жизни возлагать все упование на Господа, всецело подчиняться Его всесвятой воле.

    В следующие тридцать три года ему предстояло создать самое прославленное государство во всей истории богоизбранного народа.

    В 1064 г. до Р.Х. Давид завоевал Иерусалим, до того принадлежавший ханаанскому племени иевусеев.  Холм с крепостью в южной части Иерусалима царь сделал столицей и назвал городом Давидовым.
 
    Разбив по воле Божией филистимлян, Давид все более укреплял свое царство.
 
    Царь и пророк Давид видел могущество Израиля не в силе оружия, но в полноте вдохновенной религиозной жизни. Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид счел необходимым сделать его и религиозным центром, через перенесение сюда Ковчега Завета. Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, упавший в последнее время.

    Поэтому он решил сделать Иерусалим величественным духовным центром. Он соорудил новую Скинию и перенес в нее главную святыню – Ковчег Завета.
Давид ввел в богослужение пение и музыку. Исполнялись духовные гимны, а также псалмы, которые составлял сам Давид.

    Стараясь еще более возвеличить Бога, Давид мечтал построить вместо Скинии Храм.

    До сих пор Бог не требовал для себя постоянного храма, потому что еще не пришло время для его построения. Да и Давиду ли, одному из созданий творца вселенной, заботиться о создании храма Его.  Не Давид Господу, а благодеющий Давиду Господь устроит ему дом его.

    Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом, и совершенно обычным явлением жизни; следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, было нельзя. Поэтому не Давид должен был построить храм Господен.

    Величественный и прочный храм Владыки мира должен был построить избранный царь мира среди избранного народа Божия – Соломон.

    Бог сказал Давиду: « Когда же исполнятся дни твои, и ты почишь с отцами твоими, то Я восстановлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресел твоих и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он буде Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих».

    При  Давиде Израиль впервые овладел всеми землями от верховий Евфрата до Чермного моря, обетованных Господом патриархам Аврааму, Исааку, Иакову.

    Давид, некогда смиренный Господом до жизни беглого раба, теперь был прославлен Им перед всем миром. Прославленный царь стал созерцать свое величие, чем ослабил спасительное сознание  своего недостоинства перед Богом. Незаметно возросла его самонадеянность,  которая, обычно,  ведет к богооставленности и нравственным падениям. Видя себя в славе,  Давид не знал вполне, сколь легко и низко может пасть, оставшись без своего Господа. Он еще не познал в себе всей испорченности человеческой природы со времен Адама. Его духовное развитие продолжалось, творец вел великого царя к  великому смирению, чтобы даровать ему Свою великую благодать.

     Падение Давида.

    Однажды он увидел Вирсавию, жену одного из своих военноначальников -  Урии. Чтобы обладать Его женой он направил Урию в самое опасное место, где тот и погиб.

    Вирсавия, узнав, что муж ее погиб, плакала о муже своем. Когда кончилось время плача, Давид  взял ее в свой дом, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело,  которое сделал Давид, зло  в очах Господа.

    Невидимый мир (Бог) всегда старается напомнить человеку о его не правильных действиях. Так и к Давиду был направлен пророк Нафан, который напомнил царю, как много добра сделал ему Бог, и показал, как мерзко поступил Давид, попирая Его святые заповеди.
    
    И сказал Давид: «Согрешил я перед Господом». Слова царя Давида выражали полное сознание им своего падения, жгучее раскаяние в совершенном  и несомненную решимость не повторять ошибки.

    С 1053 г. до Р.Х. в жизни Давида начался новый период, когда прославленный царь пожинает горькие плоды своего падения.

    В то время могущественный царь был не мыслим без множества жен и наложниц, и Давид последовал греховному обычаю своего времени. Греха прелюбодеяния, прочно вошедшего в жизнь падшего человечества через многоженство, не избежал даже боголюбивый и крепкий духом Давид.

    Давид нарушил установленное Богом единобрачие, известное еще от Адама, а также Закон Моисеев, запрещавший царю умножать жен, « дабы не развратилось сердце его», и многочисленные домочадцы послужили ему наказанием.

    К концу жизни Давид сильно одряхлел. Непобедимый воин должен был на своем жизненном пути познать и немощь плоти. Последние  годы его жизни были отягощены борьбой за царский престол его сыновей – Адонии и Соломона.

    Первые два царя – Саул и Давид – были наглядным и осязательным для народа изображением того, каким не должен быть царь израильтян (Саул), а каким должен быть царь (Давид). 
 
                Конец пятой части.

Литература;

1. Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

2.   Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
3.   С. Воробьев. Библия и история, Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Москва, 2011г.

4.  Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания 1914г.


Рецензии