От слова чти

   Когда я читал "Районные будни""Валентина Овечкина, я работал в колхозе прицепщиком. Это низшая техническая должность, вроде денщика при трактористе. Обслужить ходовую часть машины , сбегать за пивом, заменить самого водитлея за рычагами, пока  тот  прикорнул в копне соломы или сел там же с другими трактористами перекинуться в картишки. Как правило - прицепщики были из пацанов, не имеющих водительского удостоверние и еще не определившиеся в жизни. Вот и я тогда был такой компас без стрелки - как ни  разверни, а мир открыт по азимуту на 360 градусов. В общем - сердцевину колхозной жизни  я знал, ложь её и сугубую затратность видел каждодневно. В моём представлении повседневность и её отражение в книгах и газетах были единым целым. То есть, я понимал, что говорить о хлебе насущном можно, лишь вря народу на каждом шагу.
 И когда я налетел...напоролся...наткнулся..
...нет, не так.  Я сначала проткнул себя, как шкворнем, книгой "Районный будни",и только тогда понял, что шкворень этот из меня уже не вытащить.Что он, по сути, стал моим вторым позвоночным столбом. Что можно, оказывается, и в условиях поголовного счастья  сказать слово о том, что счастье не  столь уж поголовное.
Это был рассказ о тех же трактористах, но изложенный как бы самими трактористами. Это был рассказ-вопрос, а не рассказ ответ. Селяне в нём уже напрямую спрашивали себя: как же мы докатильсь до жизни такой?
 К сожалению, о самом Овечкине в той книге было сказано очень мало. Да почти ничего. Поэтому образ автора я дорисовал себе сам, исходя из его очерков.Овечкин для меня выступал человеком,  только что спалившим колхозный амбар. Получилась смелая фигура,  с таким  же шкворнем, что достался и мне.
 Конечно, с годами об Овечкине я узнавал всё больше.И о том, что ему не дали развернуться, как писателю. И о том, что он стрелялся от безысходности. Но как-то все на полутонах, все на недосказанности. Пока...
...пока нынешней зимой замечательный журналист и увлечённый человек, мой товарищ Виктор Чемодуров, не прислал мне из Рыльска книгу сына автора "Районных будней" Валерия Валентиновича Овечкина "Броском вперед". Книгу эту сам Овечкин-младший определил словами : "Мой отец Валентин Овечкин в дневниках, письмах и воспоминаниях".
  Я пару месяцев ходил вокруг книги, собираясь с духом. Я боялся покушения  со стороны сына на образ  отца, что был для меня стержнем жизни. Я глядел на книгу "Броском вперед", как глядит, наверное, хрустальная ваза на молоток, Но судьба заставила меня переступить порог нерешительносии. Я заболел, и на неделю  выпал из обоймы повседневности.
 И книга раскрылась передо мной.
 Ну, сразу скажу. Образ кумира от чтения ничуть не пострадал. Даже не так. Кумир стал ближе и понятнее. От этого ближе и понятнее стали и сами "Районные будни". И я ещё больше убедился в том, что в юности, по тому компасу без стрелки, Овечкин сориентировал меня верно. Иной дороги я бы себе не пожелал.
 Но суть книги сына Овечкина оказалась намного глубже, чем его рассказ об отце. "Броском вперед" - это откровенный разговор  о времени и о себе. Именно разговор, потому что читал я  страницу за страницей, и напрямую беседовал с Валерием Валентиновичем. Я исчеркал поля и обводил абзацы, я ставил восклицательные и вопроситетльные знаки, и к концу чтения с огорчением увидел, что почти испортил книгу, как полиграфический продукт .
  Я забыл, что книгу написал не Овечкин-старший, а Овечкин -младший. И в лице младшего увидел отдельного, замечательного и глубокого писателя. Его книга - это не объяснение "Районных будней" и других книг отца, а равноценная им работа, продолжение его дела.. Настоящее художественное произведение. Если уж честно, то, как писатель, сын сильнее отца. Образнее, откровеннее, понятнее. Этому не амбары жечь. Его творческий запал впору равнять с небольшой атомной бомбы. Остается жалеть, что Валерий Валентинович выбрал себе иное, не писательское , поприще. И  мне лишь надо  добавить, что и сын, и отец Овечкины , были неправы, сетуя на свою беспомощность словами : "Пишешь-пишешь, и - ни хрена, ни на полградуса не повернулся шар земной",
  Шар провернулся. Подо мною - точно. И определить  это можно даже по компасу без стрелки.


Рецензии