Каменный Конь, он донского пути не испортит!

Эту совсем маленькую реплику об утрате в наши дни еще одной исторической ниточки из истории нашего государства, о чем неоднократно писал лебедянский краевед Николай Прокофьевич Скуратов, предворим кратким экскурсом в историю.
В 1521 году Великий князь Василий Иванович отправил посольство к турецкому султану Сулейману с сыном боярским Василием Михайловичем Третьяком-Губиным. Одним из вопросов, которые поручено было решить Третьяку, был "устроить сношения с Турцией чрез Кафу, Азов и Доном" (Дела Турецкие № 1 лл. 135–188).
Послу предписывалось донести до сведения турецкого султана предложение, что  "коли меж государей учнут послы ходити, и государь наш устроит своих людей в судех, а велит им на Дону быти, а салтан бы также устроил людей в судех, колких пригоже, на Дону же, да учинят место на Дону, где тем людям ходитися",
т.е., выражаясь современным языком, Великий князь Василий Иванович выходил к турецкому султану с инициативой для безопасного передвижения посольских миссий по Дону, устроить как со стороны Турции, так и на украйне Московского государства, охраняемые речные пристани,  с военной конной охраной сопровождения, для того, чтобы когда " пойдет посол от салтана ко государю нашему,  салтановы люди проводят его, посла, до государя нашего людей, а государя нашего люди, его взем, да проводят его до государя нашего украйны, а пойдет государя нашего посол к салтану, ино его проводят до салтановых людей государя нашего люди, где приговорити урочище салтановым людем быти, и оттоле, взем посла, салтановы люди, да допровадят его до Азова".
Точка встречи конной охраны, сопровождавшей посольские миссии, т.е. застава, где будет передача послов от одной охраны - другой стороне, должна была находиться на середине пути от московской украйны - до Азова. Однако, эта точка выпадала на местность очень неспокойную - Переволоку (изгиб Дона в восточную сторону, где Дон сближался с Волгой). Московский князь логично считал, что Переволока, как излюбленный район астраханских набегов, будет небезопасна для посольской заставы. Поэтому заставу он предлагал  лучше разместить либо на устье Медведицы, ближе к великого князя украйне, но еще более безопасно будет, и князь на этом настаивал, - на устье  Хопра.
Так где же во время князя Василия Ивановича была граница  княжества московского, где надо было ставить  пристань на Дону на московской украйне, чтобы соблюсти условия равноправной, по расстоянию,  охраны?  Руководствуясь сведениями казаков великого князя, которые  сказывали, что "Доном половина от Азова до украйны великого князя переволока",  эта пристань должна быть в Воронеже. Однако, при условии размещения заставы на устье Хопра, как середины пути, место пристани русской стороны перемещалось выше по Дону и  выпадало на ...устье Красивой Мечи!  Это легко проверить, пользуясь современными технологиями Яндекс карты, отложив от устья реки Воронежа порядка 220 километров вверх по Дону (приблизительное расстояние от Переволоки до устья Хопра).
Но ведь  оттуда, от устья К.Мечи, еще  великий князь Иван Васильевич в 1499 - 1502  годах отправлял к турецкому султану и в Кафу посольства во главе с Александром Голохвастовым, здесь  "клались в судно на Мече, у Каменого Коня"! (Д.Крымск. №2 , стр.615-621, 894-921).
Очевидно,  не только целью безопасности заставы руководствовался Великий князь Василий Иванович, настоятельно предлагая ее размещение именно на устье Хопра, а не Медведицы, но и практической сметкой, удобством расположения испытанной  пристани на устье К.Мечи.
"Каменый Конь" на устье К.Мечи, как указатель места положения древней пристани, на сегодня, можно сказать, для современников утерян. На что  указывает он теперь, лежа в развлекательном парке "Кудыкина Гора" в Задонском районе, занятный по форме, но здесь пустой  по содержанию, просто булыжник - непонятно...Кому то из предпринимателей мегалит приглянулся, погрузили воровски, увезли с берега К.Мечи, нарушили нити истории. И некому, видимо,  постоять за честь древней пристани, имеющей, как видим, важное значение в истории Руси, и ее знаменитого указателя,"Каменово Коня", кроме местного краеведа Н.П. Скуратова.
Досадно, господа официальные историки и официальные Липецкие власти, на чьих землях это произошло! 


Рецензии